№33а-898 судья Кончакова С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Юрковой Т.А.,
судей Семеновой Т.Е., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 26 ноября 2018 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов,
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов, указав в обоснование иска, что с 5 февраля 2009 г. по 31 декабря 2015 г. она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществляя предпринимательскую деятельность, она являлась плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения. Объектом налогообложения являлись доходы минус расходы. По итогам 2015 года ее доход составил свыше 300 000 руб., в связи с чем ответчик произвел дополнительное начисление страхового взноса, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 18 610,80 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода плательщика, полученной сверх предельной величины дохода, в размере 130275,60 руб. В 2015 г. она уплатила страховые взносы в размере 176514,24 руб.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 27-П, просит взыскать с ответчика в ее пользу излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере 130275,60 руб., государственную пошлину в размере 3805,51 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 заявленные требования поддержала по тем же основаниям, ссылалась на тот факт, что при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, не учитывалась величина фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Размер страховых взносов определен неверно, в связи с чем излишне уплаченные страховые взносы подлежат возврату.
Представитель ответчика УПФР в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях. Указал, что при формировании обязательств исходя из дохода плательщика ГУ УПФ РФ в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) руководствуется сведениями о доходах, полученных из налоговых органов и не определяет размер дохода плательщика самостоятельно. На основании действующего на 2015 г. законодательства ФИО1 начислено 18610,80 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и 130275,60 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование также в фиксированном размере, поскольку ее доход за 2015 год составил 50460995 руб. В 2015 г. истцом уплачены страховые взносы в размере 176514,24 руб. ФИО1 ссылается на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 27-П, однако обязательства по уплате страховых взносов плательщика страховых взносов должны формироваться исходя из размера его дохода за вычетом расходов, связанных с его получением, только после 2 декабря 2016 г., т.е. после опубликования указанного Пстановления. В соответствии с нормами действовавшего в 2014-2015 г. законодательства о страховых взносах, переплата у ФИО1 отсутствует. Истец является пенсионером и спорные суммы уже использованы ею в установленном порядке для перерасчета размера получаемой ею пенсии.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 26 ноября 2018 года административные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное в нарушение норм действующего законодательства, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам, а также неправильного применения норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения ФИО1, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями пп. б п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ и пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в период указанных правоотношений, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года составлял 5 965 руб. в месяц.
Таким образом, фиксированный размер страховых взносов в 2015 году составлял 18 610 руб. 80 коп.
По смыслу положений ч. ч. 1, 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает, в том числе, что указанные лица производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 2 пункта 1).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" (далее - Постановление N 27-П), установившему конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования указанных норм, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, указанное постановление Конституционного Суда РФ устанавливает конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования норм, регулирующих вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 с <...> г. по <...> г. являлась индивидуальным предпринимателем. <...> г. ФИО1 зарегистрирована в качестве страхователя. В настоящее время является пенсионером.
20 апреля 2015 г., 15 июля 2015 г., 19 января 2016 г., 3 марта 2016 г. ФИО1 в налоговый орган была подана налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применение упрощенной системы налогообложения, и декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Согласно представленным документам, доход ФИО1 за 2015 от осуществления предпринимательской деятельности составил 50 460 995 руб. Управлением ПФР за 2015 г. исчислена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по результатам камеральной проверки в фиксированном размере 18610,80 руб. и с суммы дохода плательщика, полученной сверхпредельной величины дохода в размере 130275,60 руб., которые оплачены ФИО1 Формула исчисления страховых взносов: 8 МРОТ х тариф СВ х 12 мес. (для расчетного периода 2015 год : 5 965 х 8 х 26% х 12 мес.=148 886,40 руб.
28 июня 2018 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, за расчетный период 2015, сославшись в своем заявление, в том числе, на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 г. N 27-п.
Ответом от 16 июля 2018 г. № 03-46/5871 ГУ УПФР в г.Новомосковск Тульской области (межрайонное) разъяснено, что до 1 января 2017 г. законодательство о страховых взносах не содержало норм, позволяющих для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные индивидуальными предпринимателями доходы на сумму понесенных расходов. За 2015 г. начислено страховых взносов на сумму 148886,40 руб. исчисленные из суммы дохода плательщика, полученной сверх предельной величины дохода. В 2015 г. страховые взносы в размере 176514,24 руб. уплачены добровольно в полном размере. Размер страховой части ее трудовой пенсии по старости был перерасчитан и скорректирован с учётом страховых взносов, уплаченных после назначения пенсии. Последний перерасчет произведен с учетом страховых взносов, оплаченных ФИО1 за 2014 г. и 2015 г. Основания для возврата денежных средств отсутствуют.
Считая, что принятое решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за испрашиваемый период не основано на законе и нарушает ее законные права, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что действия ответчиков не противоречили нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" N 243-ФЗ от 03 июля 2016 года, вступившим в силу с 01 января 2017 года, полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации переданы налоговым органам.
Этим же Федеральным законом, Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI: Страховые взносы в Российской Федерации, в частности, главой 34 Страховые взносы.
Так, согласно ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1).
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3).
Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (ч. 1.1).
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (ч. 6.1 ст. 78 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, уплаченные истцом спорные суммы страховых взносов за 2015 год учтены на ее индивидуальном лицевом счете в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что в силу прямого указания специальной нормы права, регулирующей вопросы зачета, возврата излишне уплаченных страховых взносов, излишне уплаченные ФИО1 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год возврату плательщику не подлежат, а поэтому в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано правомерно.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормам права, и по существу данный вывод суда не опровергается доводами жалобы, которые, по мнению судебной коллегии, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда, доводы жалобы не содержат. Нарушений судом норм процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: