ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8992 от 01.12.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Саянкина И.Т. № 33а-8992

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 декабря 2016 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Поляниной О.А., Литвиновой М.В.,

при секретаре Дагаевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовской таможни к Ковалеву А.А. о взыскании таможенных платежей и пени, по апелляционной жалобе Ковалева А.А. на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 14 сентября 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения Ковалева А.А., его представителя Хахулиной М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Бахтиной Р.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Саратовская таможня обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что Ковалев А.А. ввез на таможенную территорию РФ из Кыргызской Республики автомобиль <данные изъяты> года выпуска, объемом двигателя 1 388 куб. см. 26 октября 2015 года Ковалевым А.А. уплачен утилизационный сбор за ввезенное транспортное средство в размере 3 000 рублей, 28 октября 2015 года административному ответчику выдан паспорт транспортного средства на автомобиль.

При проверке документов, поданных Ковалевым А.А. для оформления паспорта транспортного средства, в рамках таможенного контроля установлено, что ввоз автомобиля на территорию Кыргызской Республики оформлен таможней «Северная» получателем Мендекеевым А.Б. с заявленной таможенной стоимостью транспортного средства в размере <данные изъяты> долларов США, сумма уплаченных таможенных пошлин составила <данные изъяты> долларов США.

Административный истец ссылался, что в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, принятому 29 мая 2014 года, с 12 августа 2015 года ввоз и использование на территориях других государств – членов Евразийского экономического союза автомобилей, ввезенных из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Кыргызской Республики в период с 01 января 2014 года до даты вступления Договора в силу, иными лицами, чем лица, постоянно проживающие в Кыргызской Республике, а также отчуждение, передача в пользование таких автомобилей, распоряжение ими на территориях других государств – членов Евразийского экономического союза, допускаются только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению от 18 июня 2010 года, в этих других государствах, таможенное декларирование автомобилей, указанных в данном пункте, и уплата таможенных пошлин, налогов в соответствии с ним производятся, как если бы такие автомобили имели статус иностранных товаров.

С учетом установленной ставки таможенной пошлины в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, с рабочим объемом двигателя более 1 000 куб. см., но не выше 1 500 куб. см., равной 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя, сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате Ковалевым А.А., составила <данные изъяты>

11 марта 2016 года Ковалеву А.А. направлено требование № 30 об уплате таможенной пошлины, которое оставлено без исполнения. В связи с неуплатой декларантом ввозных таможенных платежей в установленный законом срок административному ответчику начислены пени.

Решением суда заявленные требования были удовлетворены.

В апелляционной жалобе Ковалев А.А. выражает несогласие с постановленным судебным актом, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для начисления таможенной пошлины и пеней в размере, указанном в административном иске. Полагает, что изложенные обстоятельства стали возможными в связи с неправомерными действиями сотрудников таможенного поста Саратовской таможни. Отмечает, что со своей стороны он действовал добросовестно, оплатил выставленный к оплате утилизационный сбор, транспортное средство было выпущено в свободное обращение в октябре 2015 года, что исключает возможность взыскания ввозной таможенной пошлины.

В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, Саратовская таможня просит решение районного суда оставить без изменения. Указывает, что расчет суммы таможенных платежей и пеней произведен в соответствии с действующим законодательством, по результатам проверки, осуществленной в порядке таможенного контроля. Выставленное таможенным органом требование об уплате пошлины Ковалев А.А. в добровольном порядке не исполнил, что явилось основанием для обращения в суд с данными требованиями. Указывает на то, что Ковалев А.А. не обращался за предоставлением государственной услуги по вопросу консультирования в сфере таможенного законодательства, в связи с чем ссылка в жалобе на представление сотрудником таможенного поста недостоверной информации о размере таможенной пошлины является голословной.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)), судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при ввозе автомобиля на территорию РФ, административным ответчиком не осуществлено декларирование транспортного средства, не уплачена ввозная таможенная пошлина в соответствии с установленными ставками, что является основанием для взыскания с Ковалева А.А. заявленной в административном иске суммы таможенных платежей.

Судебная коллегия полагает выводы районного суда правильными, соответствующими обстоятельствам дела и положениям норм материального права.

В силу статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) (в редакции Договора от 10 октября 2014 года, Протокола от 08 мая 2015 года) единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Согласно статье 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Положениями пункта 6 статьи 4 ТК ТС установлено, что декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.Ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (подпункт 1 пункт 3 статьи 211 ТК ТС).

Согласно статье 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Кыргызская Республика присоединяется к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению к настоящему Договору и с даты вступления в силу настоящего Договора и протоколов, указанных в абзацах втором и третьем настоящей статьи, становится членом Евразийского экономического союза. Применение Кыргызской Республикой отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении к настоящему Договору, осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями, определяемыми отдельным протоколом, который будет являться неотъемлемой частью настоящего Договора, и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню, предусмотренному этим протоколом.

В соответствии с пунктом 31 Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 08 мая 2015 года, до 1 января 2025 года ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза автомобилей, ввезенных из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Кыргызской Республики в период с 1 января 2014 года до даты вступления Договора в силу, иными лицами, чем лица, постоянно проживающие в Кыргызской Республике, либо указанных автомобилей, не зарегистрированных на территории Кыргызской Республики, а также отчуждение, передача в пользование таких автомобилей, распоряжение ими на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, в этих других государствах. Таможенное декларирование автомобилей, указанных в настоящем пункте, и уплата таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим пунктом производятся, как если бы такие автомобили имели статус иностранных товаров.

Согласно статье 14 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение) обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение (часть 1).

Приложением № 5 к Соглашению установлено, что в отношении автомобилей, ввозимых самими собственниками, с момента выпуска которых прошло не более 5 лет, рабочий объем двигателя которых составляет более 1 000 куб. см, но не превышает 1 500 куб. см, ставка таможенных пошлин составляет в размере 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.

Из материалов дела усматривается, что Ковалевым А.А. через Саратовский таможенный пост Саратовской таможни на территорию РФ из Кыргызской Республики произведен ввоз автомобиля <данные изъяты> выпуска, с объемом двигателя 1 388 куб. см.

Проведенной в порядке таможенного контроля проверки установлено, что ввоз указанного автомобиля на территорию Кыргызской Республики оформлен 06 марта 2014 года таможней «Северная», сумма уплаченных таможенных пошлин при ввозе составила <данные изъяты> долларов США.

Таким образом, при ввозе автомобиля на территорию Кыргызской Республики, осуществленном после 01 января 2014 года, произведена оплата ввозной таможенной пошлины в размере, менее установленного Приложением № 5 к Соглашению, что влечет за собой необходимость при ввозе данного автомобиля на территорию РФ уплаты разницы таможенных платежей.

Требование № 30 от 11 марта 2016 года, направленное Ковалеву А.А., об уплате таможенных платежей и пеней, в добровольном порядке декларантом не исполнено.

Установив факт нарушения административным ответчиком обязанности по своевременной и полной оплате таможенных платежей, районный суд обоснованно пришел к выводу о взыскании с Ковалева А.А. таможенных платежей и пеней.

Довод жалобы о неправомерности взыскания ввозной таможенной пошлины после выпуска транспортного средства в обращение на территории РФ и выдачи паспорта транспортного средства не может быть признан обоснованным.

В силу положений статьи 14 Соглашения ввозные таможенные пошлины в отношении транспортных средств для личного пользования подлежат уплате после регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной декларантом, и до выпуска транспортных средств для личного пользования в свободное обращение (части 1 и 2).

При этом ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV приложения 5 к настоящему Соглашению (часть 3).

Как следует из материалов дела, при ввозе на территорию РФ автомобиля <данные изъяты> Ковалевым А.А. обязанность по предоставлению пассажирской таможенной декларации в отношении данного товара не исполнена, ввозные таможенные платежи по ставкам, указанным в разделе IV приложения 5 к настоящему Соглашению, исчисленным в соответствии с пунктом 31 Протокола, не оплачены, вследствие чего паспорт транспортного средства, подтверждающий выпуск автомобиля в обращение на территории РФ, был аннулирован.

Не может повлиять на законность принятого судебного акта довод апелляционной жалобы о нарушениях, допущенных сотрудником таможенного поста, поскольку в силу части 1 статьи 355 ТК ТС обязанность по таможенному декларированию товаров для личного пользования и уплате таможенных платежей возложена на декларантов и связана с непосредственным перемещением товаров через таможенную границу.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к иному толкованию законодательства и выводов суда первой инстанции не опровергают. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балашовского районного суда Саратовской области от 14 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалева А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: