ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8992/17 от 30.11.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-8992/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 30 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.

при секретаре Лексиковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонного природоохранного прокурора г. Орска Оренбургской области в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц к Управлению ЖКХ администрации города Орска Оренбургской области, администрации города Орска Оренбургской области об устранении нарушений законодательства об охране, защите и воспроизводстве городских лесов города Орска

по апелляционной жалобе администрации г. Орска Оренбургской области

на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 сентября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

межрайонный природоохранный прокурор г. Орска обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства об охране, защите и воспроизводстве городских лесов выявлены нарушения в деятельности администрации г. Орска. Установлено, что на территории г. Орска имеются городские леса, площадью 3 461 га, государственный кадастровый учет которых администрацией г. Орска не проведен, меры противопожарного обустройства городских лесов выполнены не в полном объеме, меры санитарной безопасности в городских лесах по проведению лесопатологических обследований и предупреждения распространения вредных организмов не осуществляются, меры по воспроизводству городских лесов не принимаются. Администрацией г.Орска и Управлением ЖКХ администрации г. Орска в нарушение норм Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-Ф3 «О пожарной безопасности» требования по охране, защите и воспроизводству городских лесов города Орска (меры противопожарного обустройства городских лесов) выполнены не в полном объеме.

В судебном заседании первой инстанции прокурор просил обязать администрацию г. Орска в срок до 31 декабря 2020 года принять меры по постановке на государственный кадастровый учет городских лесов, расположенных на территории г. Орска. Обязать администрацию г. Орска и Управление ЖКХ администрации г. Орска года принять меры по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства путем: проведения лесопатологического обследования городских лесов площадью 300 га в срок до 31 декабря 2017 года; санитарно-выборочной рубки деревьев мягколиственной породы - осокорь на площади 22,2 га; клен ясенелистный на площади 1,9 га; тополь на площади 6,0 га в срок до 31 декабря 2017 года; разработки проекта лесовосстановления в срок до 31 декабря 2020 года; благоустройства зон отдыха граждан, пребывающих в городских лесах в количестве 7 штук в срок до 27 октября 2025 года; установки и эксплуатации шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в количестве 6 штук в срок до 27 октября 2025 года; строительства лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 2 километра в срок до 27 октября 2025 года; реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 2 километра в срок до 27 октября 2025 года; прокладки просек длиной 12 километров в срок до 27 октября 2025 года; прочистки и обновления просек длиной 3,5 километра в срок до 27 октября 2025 года; строительства, реконструкции и эксплуатации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - по одному на добровольную пожарную дружину в срок до 27 октября 2025 года; устройства пожарных водоемов - для 1 класса природной пожарной опасности в количестве 4 штук, для 2 класса природной пожарной опасности в количестве 1 штуки в срок до 27 октября 2025 года; устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в количестве 6 штук в срок до 27 октября 2025 года.

Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены. Суд решил:

Обязать администрацию г.Орска Оренбургской области принять меры по постановке на государственный кадастровый учет городских лесов, расположенных на территории г. Орска в срок до 31 декабря 2017 года.

Обязать администрацию г. Орска Оренбургской области принять меры по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства путем:

- проведения лесопатологического обследования городских лесов площадью 300 га в срок до 31 декабря 2017 года;

- разработки проекта лесовосстановления в срок до 31 декабря 2020 года.

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска Оренбургской области принять меры по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства путем:

- санитарно-выборочной рубки деревьев мягколиственной породы - осокорь на площади 22,2 га; клен ясенелистный на площади 1,9 га; тополь на площади 6,0 га в срок до 31 декабря 2017 года;

- благоустройства зон отдыха граждан, пребывающих в городских лесах в количестве 7 штук в срок до 27 октября 2025 года;

- установки и эксплуатации шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, в количестве 6 штук в срок до 27 октября 2025 года;

- строительства лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 2 километра в срок до 27 октября 2025 года;

- реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 2 километра в срок до 27 октября 2025 года;

- прокладки просек длиной 12 километров в срок до 27 октября 2025 года;

- прочистки и обновления просек длиной 3,5 километра в срок до 27 октября 2025 года;

- строительства, реконструкции и эксплуатации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - по одному на добровольную пожарную дружину в срок до 27 октября 2025 года;

- устройства пожарных водоемов - для 1 класса природной пожарной опасности в количестве 4 штук, для 2 класса природной пожарной опасности в количестве 1 штуки в срок до 27 октября 2025 года;

- устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в количестве 6 штук в срок до 27 октября 2025 года.

С таким решением не согласился административный ответчик администрация г. Орска. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд вышел за пределы исковых требований, установив срок для проведения необходимых мероприятий до 31 декабря 2017 года; к участию в деле не привлечен Комитет по управлению имуществом г. Орска, отраслевой орган администрации, к полномочиям которого отнесены управление и распоряжение имуществом г. Орска, в том числе и лесами; в нарушение бюджетного законодательства решением суда нарушено право администрации города самостоятельно определять цели использования местного бюджета; в бюджете города недостаточно средств для устранения указанных прокурором нарушений.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Стиплин И.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Представители административных ответчиков администрации г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пунктам 11, 25, 26, 38 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.

Материалами дела установлено и не опровергается сторонами по делу, что в собственности города Орска находятся городские леса общей площадью 4 406 га.

Постановлением администрации города Орска от 27 октября 2015 года № 6088-п утвержден лесохозяйственный регламент городских лесов города Орска, (далее по тексту — ЛХР), согласно пункту 1.1.2 раздела 1 которого общая площадь городских лесов г. Орска в соответствии с материалами лесоустройства 2015 года составляет 3 461 га.

Администрацией г. Орска на основании лесоустройства 2015 года в отношении городских лесов разработан Лесохозяйственный регламент (ЛХР), являющийся основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества городских лесов города Орска.

Судом первой инстанции также установлено, что городские леса на государственный кадастровый учет не поставлены.

Из материалов дела следует, что на территории городских лесов установлены щиты противопожарной безопасности в количестве 5 шт. Строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, а также устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в период 2015-2016 годов, не производились. Журнал мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, карточки учета лесных пожаров и планы тушения лесных пожаров в отношении городских лесов города Орска в администрации г. Орска отсутствуют.

Осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах осуществляется в рамках муниципальных контрактов, заключаемых управлением ЖКХ администрации г. Орска. 13 марта 2015 года УЖКХ администрации г. Орска заключен муниципальный контракт на содержание городских лесов в 2015 году с МУП «Орскбытсервис» администрации г. Орска на сумму 757807 рублей 64 копейки, 03 марта 2016 года заключен муниципальный контракт на 2016 год с OОO «3еленхоз+» на сумму 596170 рублей 72 копейки. В рамках указанных контрактов выполнены меры пожарной безопасности в лесах: устройство минерализованных полос площадью не менее 42 га два раза за сезон; организация дорожного патрулирования городских лесов (ежедневное нaземное патрулирование, разработка маршрутов и графиков патрулирования, охрана лесов от самовольных порубок, выявление лесонарушителей, составление актов о нарушениях, контроль за санитарным состоянием городских лесов); очистка городских лесов от мусора, горельника, валежника, сухостоя; участие в комиссии по выдаче разрешений на вывоз валежника из городских лесов.

31 марта 2017 года УЖКХ администрации г. Орска заключен муниципальный контракт № 10-02-063-с OОO «3еленхоз+» на содержание городских лесов в 2017 году на сумму 536569 рублей 87 копеек.

Доказательств его выполнения суду не представлено.

Судом первой инстанции сделан вывод о том, что администрация г. Орска в нарушение вышеуказанных требований законодательства не исполняет обязанности по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о лесах, расположенных на территории города Орска, относящихся к городским лесам и не относящихся к государственному лесному фонду. В нарушение части 7 статьи 51, части 2 статьи 53 и пункта 6 части 1 статьи 84 и статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-Ф3 «О пожарной безопасности» предусмотренные пунктом 2.17.1 и таблицей 2.17.1.2 раздела 2 ЛХР требования по охране, защите и воспроизводству городских лесов г. Орска (меры противопожарного обустройства городских лесов) выполнены не в полном объеме.

Не выполнено: - благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в городских лесах - 7 штук; - установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 6 штук; - строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 2 км; - реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 2 км; - прокладка просек - 12 км; - прочистка и обновление просек - 3,5 км; - строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - по одному на добровольную пожарную дружину; - устройство пожарных водоёмов - для 1 КПОО - 4 штуки, для 2 КПОО - 1 штука; - устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 6 штук; - снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно оздоровительных мероприятий (выборочная санитарная рубка 2,1 тыс. м3 древесины согласно таблице 2.17.2.1 ЛХР) — 90,1 га.

Судом также установлено, что требования к защите городских лесов от вредных организмов и ежегодный объем лесозащитных мероприятий предусмотрены таблицами 2.17.2.1 и 2.17.2.2 пунктом 2.17.2 раздела 2 ЛХР, в соответствии с которыми ежегодный объем лесозащитных мероприятий предусматривает выполнение лесопатологического обследования городских лесов площадью 300 га, а также изготовление искусственных гнездований в количестве 40 шт.

Требования по защите городских лесов от вредных организмов (нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий - таблица 2.17.2.1 ЛХР городских лесов г. Орска) предусматривают ежегодную санитарно-выборочную рубку деревьев мягколиственной породы - осокорь на площади 22,2 га; клен ясенелистный объемом на площади 1,9 га; тополь на площади 6 га.

Между тем, в нарушение части 2 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 3 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, меры санитарной безопасности в городских лесах по проведению лесопатологических обследований и предупреждения распространения вредных организмов администрацией г. Орска не осуществляются.

В соответствии с таблицей 2.17.3.1 пункта 2.17.3 раздела 2 ЛХР на территории городских лесов города Орска находится 119,5 га земель, нуждающихся в лесовосстановлении путем естественного заращивания.

В нарушение требований законодательства администрацией г. Орска меры по воспроизводству городских лесов не принимаются, о чем свидетельствует отсутствие проекта лесовосстановления и неприятие мер по ежегодному учету площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления.

Выявленные природоохранной прокуратурой нарушения лесного законодательства в деятельности администрации г. Орска в судебном заседании какими-либо доказательствами не опровергнуты.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что невыполнение администрацией г. Орска требований законодательства об охране, защите и воспроизводстве городских лесов г. Орска создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды населения г. Орска, а в условиях пожароопасного периода создает пожароопасную обстановку и реальную угрозу возникновения лесных пожаров. При этом, отсутствие кадастрового учета городских лесов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, к иным нарушениям требований природоохранного законодательства.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы о том, что, устанавливая иной срок исполнения решения суда, чем требовал прокурор в уточненном иске, суд первой инстанции фактически вышел за пределы заявленных требований, основан на неверном толковании норм процессуального права.

Однако судебная коллегия полагает, что установленный судом срок для совершения мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет городских лесов, расположенных на территории г. Орска, проведения лесопатологического обследования городских лесов площадью 300 га и санитарно-выборочной рубке деревьев мягколиственной породы до 31 декабря 2017 года является явно недостаточным, поскольку указанные меры в назначенный судом срок реально осуществлены быть не могут. При таких обстоятельствах решение суда утрачивает свойство исполнимости, что недопустимо.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в соответствующей части, с установлением срока для совершения мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет городских лесов, расположенных на территории г. Орска, проведения лесопатологического обследования городских лесов площадью 300 га и санитарно-выборочной рубке деревьев мягколиственной породы до 31 декабря 2020 года.

Довод жалобы о том, что к участию в деле не был привлечен Комитет по управлению имуществом г. Орска, который от имени администрации г. Орска осуществляет муниципальный лесной контроль, основанием к отмене решения суда служить не может, поскольку названный Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Орска, в то время как владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, в силу части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В рамках осуществления своих полномочий администрация г. Орска не лишена возможности делегировать исполнение данных обязанностей Комитету по управлению имуществом г. Орска либо другим функциональным органам.

Доводы жалобы о том, что в судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета, необоснованны. Решение суда не содержит конкретных требований о распределении городского бюджета, а недостаточность средств в бюджете не освобождает органы муниципального образования от обязанностей исполнять требования федерального законодательства.

Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области удовлетворить частично,

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 сентября 2017 года изменить, указав в его резолютивной части срок исполнения обязанности администрации г. Орска Оренбургской области принять меры по постановке на государственный кадастровый учет городских лесов, расположенных на территории г. Орска, проведению лесопатологического обследования городских лесов площадью 300 га в срок до 31 декабря 2020 года; срок исполнения обязанности Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска Оренбургской области принять меры по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства путем санитарно-выборочной рубки деревьев мягколиственной породы - осокорь на площади 22,2 га; клен ясенелистный на площади 1,9 га; тополь на площади 6,0 га в срок до 31 декабря 2020 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: