дело № 33а-8992/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 18 октября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | ФИО1 А-В., ФИО2, ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО5, государственному регистратору ФИО6 о признании уведомления об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, о признании уведомления об отказе в регистрации права незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 7 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО4 обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений от 7 апреля 2021 года и 19 мая 2021 года, просила признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 30 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889672/1 об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность в течении пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу, осуществить государственную регистрацию за ФИО4 ранее возникшего права собственности на земельный участок (кадастровый номер №), расположенный по адресу: <адрес> признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 апреля 2021 года № КУВД-001/2020-30889397/2 об отказе в государственной регистрации прав.
Заявленные требования мотивированы тем, что 24 декабря 2020 года ФИО4, через своего представителя ФИО7, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации ранее возникшего на основании государственного акта на земельный участок от 23 ноября 2009 года серии ЯГ №091050, права собственности на земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №. Однако, из уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 30 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889672/1 следует, что принято решение об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, с указанием на то, что для внесения сведений об испрашиваемом земельном участке был направлен межведомственный информационный запрос в Администрацию города Алушты Республики Крым от 29 декабря 2020 года с целью получения документов, позволяющих считать данный объект недвижимости ранее учтённым и после чего Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вернётся к рассмотрению вопроса внесения сведений в ЕГРН самостоятельно. Считает отказ незаконным, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, при этом отказ вынесен при отсутствии ответа на межведомственный запрос, что является грубым нарушением требований Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). Кроме того, в связи с получением ответов Администрации города Алушты Республики Крым о том, что в архиве отсутствует архивная копия представленного заявителем государственного акта, а также невозможностью предоставить копию решения Лучистовского сельского совета от 10 марта 2006 года в связи с кражей документации Лучистовского сельского совета, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права на земельный участок, о чём ей сообщено уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 апреля 2021 года № КУВД-001/2020-30889397/2.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 7 июля 2021 года административное исковое заявление ФИО4 удовлетворено частично. Признано незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 30 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889672/1 об отказе во включении в Единый реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность устранить нарушения прав ФИО4 путём повторного рассмотрения её заявления от 24 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889672 о включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> о чём в месячный срок со дня исполнения решения суда необходимо сообщить в суд и административному истцу; признано незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 апреля 2021 года № КУВД-001/2020-30889397/2 об отказе в государственной регистрации прав; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность устранить нарушения прав ФИО4 путём повторного рассмотрения её заявления от 24 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889397 о государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, о чём в месячный срок со дня исполнения решения суда, необходимо сообщить в суд и административному истцу. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме.
Апелляционная жалоба, с учётом дополнений от 27 сентября 2021 года, мотивирована тем, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при проведении правовой экспертизы в отношении заявления ФИО4 от 24 декабря 2020 года о государственном кадастровом учёте спорного земельного участка были направлены межведомственные запросы, однако, согласно ответа Администрации города Алушты Республики Крым предоставление запрошенных сведений невозможно. В связи с изложенным, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости на основании части 8 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ. Указывает, что регистрирующий орган, с учётом принципа достоверности реестра, не уполномочен делать какие-либо выводы относительно обстоятельств отсутствия запрошенных сведений, документов по межведомственным запросам. При этом, апеллянт считает, что наличие подлинника государственного акта не может являться безусловным основанием для признания незаконным обжалуемого решения. Кроме того, 24 декабря 2020 года ФИО4 было подано заявление о государственной регистрации права собственности в отношении спорного земельного участка. Однако, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на основании пунктов 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, с установлением срока до 14 апреля 2021 года, однако, в связи с истечением срока приостановки и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение об отказе в государственной регистрации прав. Апеллянт считает, что суд первой инстанции не придал внимания изложенным доводам, что привело к нарушению охраняемых законом публичных интересов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО8 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в предоставленной выписке из решения 48 сессии Лучистовского сельского совета города Алушты АР Крым 4 созыва от 10 марта 2006 года №1346 усматривается, что согласно пунктов 1-4 утверждён проект землеустройства по отводу массивов земельных участков гражданам (согласно списка – приложение №1), для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, индивидуального дачного строительства, ведения личных крестьянских хозяйств (код УКЦИЗ – 1.8, 1.2) в с. Семидворье Лучистовского сельского совета. передан в собственность ФИО4, проживающей по адресу: <адрес> земельный участок площадью 0,10 га, за счёт земель Лучистовского сельского совета, для индивидуального дачного строительства, расположенный в с. Семидворье. После разработки технической документации и выноса в натуру границ выше указанного земельного участка, выдать государственный акт на право собственности на земельный участок ФИО4 Присвоить почтовый адрес земельному участку ФИО4 (согласно приложения №2): <адрес> (т. 1 л.д. 84).
23 ноября 2009 года, на основании решения 48 сессии 4 созыва Лучистовского сельского совета от 10 марта 2006 года №1346, ФИО4 был выдан государственный акт серии ЯГ №091050 на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального дачного строительства. Акт зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землёй, договоров аренды земли за № 010900100414 (т. 1 л.д. 13-14).
Согласно материалов реестрового дела №КУВД-001/2020-30889672 ФИО4, посредством представителя ФИО7, 24 декабря 2020 года обратилась в Алуштинский городской отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте, а именно внесении сведений о ранее учтённом объекте - земельном участке, площадью 10000,0 кв.м, расположенном по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 56-68, 186-188).
К заявлению был приложен государственный акт на право собственности на спорный земельный участок и доверенность представителя (т. 1 л.д. 185).
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от 30 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889672/1, ФИО4 сообщено, что в соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона № 218, ей отказано во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: Республика <адрес> поскольку в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяжённости, глубине, глубине залегания, площади, объёме, высоте, площади застройки) и о её значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи. При этом указано, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направлен межведомственный информационный запрос в Администрацию города Алушты Республики Крым от 29 декабря 2020 года с целью получения документов, позволяющих считать данный объект недвижимости ранее учтённым. После получения запрашиваемых документов орган регистрации прав самостоятельно вернётся к вопросу внесения в ЕРГН сведений об испрашиваемом земельном участке (т. 1 л.д. 19, 184).
Кроме того, 24 декабря 2020 года ФИО4, посредством представителя ФИО7, обратилась в Алуштинский городской отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок, площадью 10000,0 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> как ранее возникшего (до 31 января 1998 года) права (т. 1 л.д. 199-201).
Из материалов реестрового дела № КУВД-001/2020-30889397 следует, что к указанному заявлению был приложен государственный акт на право собственности на спорный земельный участок и доверенность представителя (т. 1 л.д. 95-111, 198).
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от 14 апреля 2020 года № КУВД-001/2020-30889397/1, ФИО4 сообщено, что в соответствии с пунктами 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218 приостановлено осуществление действий по государственной регистрации прав в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Так, при проведении правовой экспертизы установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о рассматриваемом объекте недвижимости. Также, с целью получения подтверждения подлинности представленной доверенности и полномочий доверенного лица на осуществление регистрационных действий в отношении указанного объекта недвижимости, государственным регистратором был направлен запрос частному нотариусу Киевского городского нотариального округа ФИО9 с просьбой подтвердить факт удостоверения доверенности от 8 декабря 2020 года №3535. Ответ в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не поступил. В связи с чем, необходимо привести в соответствие с нормами действующего законодательства, представленные на регистрацию документы: внести сведения в ЕГРН о рассматриваемом объекте недвижимого имущества; предоставить извлечение из реестра доверенностей Украины; предоставить соответствующий перевод вышеуказанной доверенности с украинского языка на русский (т. 1 л.д. 196-197).
Согласно служебной записки исх. № 29-13/37 от 19 января 2021 года Алуштинский городской отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщает, что в архиве отдела документов, принадлежащих ранее территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в АР Крым, Государственный акт о праве собственности на земельный участок отсутствует. Дополнительно сообщено, что согласно «Книги записи регистрации государственных актов о праве собственности на землю» имеется отметка о получении собственником экземпляра государственного акта о праве собственности на земельный участок, регистрационный номер записи № В архиве отдела отсутствуют сведения о переходах права на вышеуказанный объект недвижимости. Информация об имеющихся арестах, запрещениях и иных обременениях на вышеуказанный объект недвижимого имущества также отсутствует (т. 1 л.д. 110).
Из ответа Администрации города Алушты Республики Крым от 20 января 2021 года № 02.1-01/474/1 следует, что решение Лучистовского сельского совета города Алушты АР Крым от 10 марта 2006 года №1346 на хранение в архивный отдел (муниципальный архив) не поступало, в связи с кражей в Лучистовском сельском совете (справка следственного отделения Алуштинского ГО ГУ МВД Украины в Крыму от 3 февраля 2011 года), предоставить запрашиваемую копию решения и материалы к нему не представляется возможным. Дополнительно сообщено, что в поступивших на хранение выписках из решения Лучистовского сельского совета от 10 марта 2006 года №1346 сведений о ФИО4 не значится, предоставить запрашиваемый документ не представляется возможным. В поступивших на хранение в архивный отдел (муниципальный архив) решениях Лучистовского сельского совета и его исполнительного комитета, сведений об отмене решения Лучистовского сельского совета от 10 марта 2006 года №1346 в отношении ФИО4 не значится (т. 1 л.д. 111).
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от 14 апреля 2020 года № КУВД-001/2020-30889397/2, ФИО4 сообщено, что на основании статьи 27 Федерального закона № 218, в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 14 января 2021 года о приостановлении государственной регистрации прав, и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в том числе пунктов 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218, ей отказано в государственной регистрации прав на указанный земельный участок. Также сообщено о поступлении вышеуказанного ответа Администрации города Алушты Республики Крым от 20 января 2021 года № 02.1-01/474/1 и служебной записки (т. 1 л.д. 82, 98, 193-195).
Удовлетворяя административное исковое заявление ФИО4 частично, суд первой инстанции указал, что при наличии подлинного госакта, который не был оспорен кем-либо, в том числе, по мотивам его поддельности, предоставлении сведений об отсутствии решения, на основании которого он был выдан ввиду его хищения, однако, при наличии бесспорных сведений о реальной выдаче представленного госакта в 2009 году, что подтверждается книгой, находящейся на хранении у самого ответчика, в которой указан адрес и площадь земельного участка, на который был выдан госакт, выводы ответчика по результатам правовой экспертизы об отсутствии сведений, позволяющих считать объект недвижимости ранее учтённым, суд полагает ошибочными, противоречащими установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам. При этом в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности осуществить регистрацию прав суд отказал, поскольку вопрос о регистрации права отнесён к компетенции административного ответчика.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается и считает необходимым указать следующее.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Положение №164), согласно которому основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 3 статьи 1 названного закона предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6).
Основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона № 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, в том числе в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 5);
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7);
- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
Пунктом 2 части 8 статьи 69 Федерального закона № 218 предусмотрено, что орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяжённости, глубине, глубине залегания, площади, объёме, высоте, площади застройки) и о её значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административным истцом для включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости и государственной регистрации прав на него, в регистрирующий орган был представлен государственный акт серии ЯГ №091050 на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: мкрн Эврика, д. 7-А, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ.
Невозможность Администрации города Алушты Республики Крым предоставления копии решения Лучистовского сельского совета города Алушты АР Крым от 10 марта 2006 года №1346 обусловлена кражей в Лучистовском сельском совете (справка следственного отделения Алуштинского ГО ГУ МВД Украины в Крыму от 3 февраля 2011 года). При этом, представителем административного истца представлена выписка из указанного решения, а согласно представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым копии «Книги записи регистрации государственных актов о праве собственности на землю», в ней имеется отметка о получении собственником экземпляра государственного акта о праве собственности на земельный участок, регистрационный номер записи №
При этом, с учётом позиции, изложенной в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2020 года № 4-КА19-39, отсутствие на хранении в архиве Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов, принадлежащих ранее территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в АР Крым, экземпляра государственного акта, предоставленного административным истцом на государственную регистрацию, а также отсутствие на хранении в Администрации города Алушты Республики Крым решения Лучистовского сельского совета города Алушты АР Крым от 10 марта 2006 года №1346, в связи с кражей в Лучистовском сельском совете, с учётом иных, имеющихся в деле доказательств, не могут препятствовать государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности ФИО4 на спорный земельный участок.
Также, согласно пункта 5 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, иные основания, содержащиеся в оспариваемом решении об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, изложенном в уведомлении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 30 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889672/1, а также в оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации прав, изложенном в уведомлении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 апреля 2021 года № КУВД-001/2020-30889397/2, не находят своего правового обоснования с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к их вынесению.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Учитывая, что оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, изложенное в уведомлении от 30 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889672/1, а также оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 апреля 2021 года № КУВД-001/2020-30889397/2, не соответствуют вышеприведённым нормативным правовым актам, их нельзя признать законными.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права, верно избрал способ восстановления нарушенного права административного истца, возложив на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность устранить нарушения прав ФИО4 путём повторного рассмотрения её заявления от 24 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889672 о включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, а также путём повторного рассмотрения её заявления от 24 декабря 2020 года №КУВД-001/2020-30889397 о государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> о чём в месячный срок со дня исполнения решения суда, необходимо сообщить в суд и административному истцу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Случаев, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
При таких данных оспариваемый судебный акт суда первой инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 7 июля 2021 года по административному делу№ 2а-935/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Л.А-В. ФИО1
ФИО2