ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-89/18 от 05.06.2018 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья Парфенов А.П. Строка – 015а, госпошлина 0 руб.

Докладчик Гомола С.Н. Дело № 33а - 89/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 5 июня 2018 года

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Гомола С.Н.,

судей Неустроева А.В., Селезнева С.С.,

при секретаре судебного заседания Кадулиной А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2018 года, которым постановлено

административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу об оспаривании отказа в предоставлении сведений о наличии непогашенной или неснятой судимости кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», обязании предоставить сведения о наличии непогашенной или неснятой судимости в отношении кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - удовлетворить.

Признать незаконным оформленный письмом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу от 19 февраля 2018 года отказ в предоставлении сведений о наличии непогашенной или неснятой судимости кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу предоставить в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» сведения о наличии непогашенной или неснятой судимости в отношении кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по запросу администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 12 февраля 2018 года (исходящий ) – в срок не позднее 20 апреля 2018 года.

Настоящее решение суда в части обязания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу предоставить в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» сведения о наличии непогашенной или неснятой судимости в отношении кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по запросу администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 12 февраля 2018 года (исходящий ) – обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя УМВД России по НАО Орловой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Жиркова В.Г., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

установила:

Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (далее по тексту – УМВД России по НАО) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о наличии непогашенной или неснятой судимости кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту – МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар»), обязании предоставить сведения о наличии непогашенной или неснятой судимости в отношении кандидатов в присяжные заседатели МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В обоснование административного иска указал, что в целях комплектования корпуса присяжных заседателей и во исполнение Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года) администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» формируются списки кандидатов в присяжные заседатели. Письмом УМВД РФ по НАО от 12 февраля 2018 года в предоставлении сведений о наличии непогашенной или неснятой судимости кандидатов в присяжные заседатели МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» отказано. Данный отказ препятствует администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» должным образом исполнять обязанности по формированию списка кандидатов в присяжные заседатели, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на надлежащее осуществление правосудия.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласилось УМВД России по НАО и просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Указывает, что суд при рассмотрении дела не принял во внимание положения Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», предусматривающего предоставление информации о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования только органам государственной власти, а органы местного самоуправления, согласно ст. 12 Конституции РФ, в эту систему не входят. В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», утвержденным приказом МВД России от 28 июня 2016 года № 347, государственные или муниципальные органы исключены из состава заявителей, теперь государственную услугу гражданин может получить лично.

Судом необоснованно не приняты во внимание разъяснения руководства МВД РФ, которые являются для Управления обязательными и законными к исполнению.

Отмечают, что Федеральный закон № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года не предусматривает обязанность УМВД России по НАО предоставлять информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В своих возражениях административный истец выражает несогласие с жалобой, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение Нарьян-Марского городского суда без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» до 1 апреля 2018 года должна сформировать списки присяжных заседателей на 2018-2021 годы.

Администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в УМВД России по НАО направлен список для уточнения кандидатур в присяжные заседатели на 2018-2021 годы и исключения из него, в том числе лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость.

Письмом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу от 12 февраля 2018 года в предоставлении государственной услуги по выдаче сведений о наличии (отсутствии) судимости отказано по мотиву отсутствия правовых оснований предоставления органами внутренних дел РФ сведений о наличии (отсутствии) судимостей в отношении кандидатов в присяжные заседатели по запросам исполнительно – распорядительных органов муниципальных образований.

Разрешая спор и удовлетворяя заявление заместителя прокурора округа, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года, исходил из того, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования по соответствующему запросу вправе получать информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, в том числе, предусмотренную ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года о наличии у лица непогашенной или снятой судимости. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по данному запросу представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, а доводы апелляционной жалобы находит основанными на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона.

Порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований Ненецкого автономного округа и Ненецкого автономного округа утвержден Постановлением администрации НАО от 31 мая 2017 года (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с указанным Порядком администрациями муниципальных образований осуществляется работа по формированию списков кандидатов в присяжные заседатели соответствующих муниципальных образований.

Как предусмотрено п. 11 Порядка в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года и в целях выявления граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, которые не могут быть присяжными заседателями, и последующего их исключения из таких списков администрации муниципальных образований направляют должностным лицам и руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы запросы о предоставлении информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Запросы о предоставлении информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, направляются в Управление Министерства внутренних дел по Ненецкому автономному округу, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ненецкого автономного округа «Ненецкая окружная больница», Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа, Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, иные органы и организации, располагающие необходимыми сведениями.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, имеющие непогашенную и неснятую судимость.

В случае выявления обстоятельств, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года граждане, включенные в список или запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, подлежат исключению из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года).

Согласно ч. 14 ст. 5 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны представлять по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Из системного анализа указанных положений Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года следует, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в целях надлежащего исполнения обязанности по составлению списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, равно как и внесению в данный список изменений и дополнений, наделен правом на получение информации, необходимой для составления списка кандидатов в присяжные заседатели, в том числе, предусмотренную ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года, о наличии у лица погашенной или неснятой судимости.

Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования представлять информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Ссылка УМВД РФ по НАО в апелляционной жалобе на нормы Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», утвержденный приказом МВД России от 28 июня 2016 года , разъяснения руководства МВД РФ судебная коллегия находит необоснованными, поскольку настоящие спорные правоотношения регулируются специальным законом – Федеральным законом № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года.

Доводы жалобы относительно механизма реализации требования п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года в соответствии с положениями ч. 2 ст. 326 УПК РФ, также несостоятельны.

Проверка наличия обстоятельств, предусмотренных федеральным законом и препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя, возложена на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования на стадии составления списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 326 УПК РФ секретарь судебного заседания, и помощник судьи проводят соответствующую проверку уже включенных в список кандидатов в присяжные заседатели в качестве присяжного заседателя рассмотрении конкретного уголовного дела.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 188, ч. 2 ст. 178 КАС РФ, требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ суд пришел к правильному выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению, установив срок исполнения с учетом требований разумности.

Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции и влияли на законность и обоснованность решения суда, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Гомола

Судьи А.В. Неустроев

С.С. Селезнев