дело № 33а-9004/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 19 октября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | ФИО1 А-В., ФИО2 ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Каменское» к Администрации города Алушты Республики Крым, главе Администрации города Алушты ФИО4 о признании действий незаконными, признании ответов незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Каменское», посредством председателя правления ФИО5, обратилось в Алуштинский городской суд Республики Крым с требованиями к Администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконными её действий, возложении на Администрацию города Алушты обязанности утвердить документацию по планировке территории в составе: Проекта межевания территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Каменское», расположенного по адресу: Республика Крым, городской округ Алушта, в районе ул. Судакской, общей площадью - 79663 кв.м, из которых: ЗУ 1 площадью 23437 кв.м, ЗУ 2 площадью 26777 кв.м, ЗУ 3 площадью 29449 кв.м, находящиеся в государственной собственности Республики Крым; признать процедуру предусмотренной нормой части 5 статьи 46 ГрК Российской Федерации Проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях пройденной 7 декабря 2019 года; признать незаконными ответы Администрации города Алушты Республики Крым от 24 мая 2019 года №183 938/12, от 25 октября 2019 года №3002/02-19-3490, от 3 декабря 2019 года №Г-1/4529/1-5283, от 13 декабря 2019 года №3308/02-19-4346, от 23 декабря 2019 года №3356/02-19-4733, от 23 декабря 2019 года №3357/02-19-4733; от 3 февраля 2020 года №П-1/162/2-295, №П-1/124/2-295; от 20 февраля 2020 года №3691/02-19-0602, от 16 марта 2020 года №3813/02-19-0680; от 9 июля 2020 года №1019/02-19-2355, от 27 декабря 2020 года №1178/02-19-3034.
Заявленные требования мотивированы тем, что Садоводческое некоммерческое товарищество «Каменское», состоящее из 155 членов, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в пользовании с 1992 года, обратилось в Администрацию города Алушты Республики Крым с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №1217 от 24 апреля 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков» с целью получения разрешения на разработку проекта межевания территории и его утверждении, однако Администрацией города Алушты Республики Крым были неоднократно даны ответы, содержащие соответствующие отказы и противоречащие законодательству.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2021 года, с учётом дополнительного решения от 1 июля 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными ответы Администрации города Алушты Республики Крым от 24 мая 2019 года №183 938/12, от 25 октября 2019 года №3002/02-19-3490, от 3 декабря 2019 года №Г-1/4529/1-5283, от 13 декабря 2019 года №3308/02-19-4346, от 23 декабря 2019 года №3356/02-19-4733, от 23 декабря 2019 года №3357/02-19-4733; от 3 февраля 2020 года №П-1/162/2-295, №П-1/124/2-295; от 20 февраля 2020 года №3691/02-19-0602, от 16 марта 2020 года №3813/02-19-0680; от 9 июля 2020 года №1019/02-19-2355, от 27 декабря 2020 года №1178/02-19-3034. На Администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Садоводческого некоммерческого товарищества «Каменское» об утверждении документации по планировке территории в составе: Проекта межевания территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Каменское», расположенного по адресу: <адрес> общей площадью - 79663 кв.м, из которых: ЗУ 1 площадью 23437 кв.м, ЗУ 2 площадью 26777 кв.м, ЗУ 3 площадью 29449 кв.м, находящихся в государственной собственности Республики Крым, с учётом признания судом незаконными ответов Администрации города Алушты Республики Крым от 24 мая 2019 года №183 938/12, от 25 октября 2019 года №3002/02-19-3490, от 3 декабря 2019 года №Г-1/4529/1-5283, от 13 декабря 2019 года №3308/02-19-4346, от 23 декабря 2019 года №3356/02-19-4733, от 23 декабря 2019 года №3357/02-19-4733; от 3 февраля 2020 года №П-1/162/2-295, №П-1/124/2-295; от 20 февраля 2020 года №3691/02-19-0602, от 16 марта 2020 года №3813/02-19-0680; от 9 июля 2020 года №1019/02-19-2355, от 27 декабря 2020 года №1178/02-19-3034, и принять решение в соответствии с действующим законодательством в установленный законом срок. В удовлетворении требований в части возложения обязанности на Администрацию города Алушты Республики Крым утвердить документацию по планировке территории, а также в части признания общего собрания членов СНТ «Каменское», состоявшегося 07.12.2019 года, общественным обсуждением или публичным слушанием – отказано. Также с Администрации города Алушты Республики Крым, главы Администрации города Алушты Республики Крым ФИО4 солидарно в пользу СНТ «Каменское» взысканы судебные издержки в виде расходов по оплате государственной пошлины за подачу в суд искового заявления в размере 2000 рублей, расходы на почтовые отправления в сумме 152 рубля.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрацией города Алушты Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывается, что обжалуемые административным истцом ответы были даны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих разработку проектов по планировке и межеванию территории. Так, указывается, что земельный участок СНТ «Каменское» на кадастровый учёт не поставлен, сведения о границах участка не внесены в ЕГРН, правоустанавливающие документы на земельный участок, используемый СНТ «Каменское», в настоящее время отсутствуют. На заявление о выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории СНТ «Каменское» Управлением градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты Республики Крым был дан ответ с разъяснением об особенностях порядка подготовки документации по планировке территории садоводческими некоммерческими объединениями граждан, поскольку в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, территория СНТ «Каменское», за исключением земель, используемых в границах лесного фонда, включена в границы населённого пункта город Алушта и учтена в зоне садовой застройки СХ-2 (01). На проверку в Администрацию города Алушты Республики Крым был представлен проект межевания территории СНТ «Каменское», разработанный ИП Весна А.Ю., однако, в нём было выявлено несоответствие требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и 25 октября 2019 года он был отклонён от утверждения и направлен на доработку. В связи с несогласием с направленными замечаниями, председателю СНТ «Каменское» ФИО5 и разработчику документации Весна А.Ю. неоднократно были даны дополнительные подробные разъяснения с указанием причин отклонения документации от утверждения, и рекомендации по их устранению. На совещании в Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым по проблемным вопросам подтверждена правомерность замечаний к разработанной документации, связанных с утверждением проекта межевания территории СНТ «Каменское» и указано на необходимость их устранения. Повторно проект межевания предоставлялся в Администрацию города Алушты Республики Крым для утверждения 14 февраля 2020 года и 4 июня 2020 года, однако замечания устранены не полностью, что не позволяло утвердить проект межевания. Изложенные в ответах часть замечаний административным истцом устранена, некоторые замечания сняты административным ответчиком, что свидетельствует об отсутствии нарушенных прав и интересов административного истца, при этом иные замечания не устранены, поскольку представленная техническая документация разделена административным истцом на два тома формально, без учёта требований к содержанию утверждаемой части, установленных частями 4-6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе требований относительно отображения красных линий, линий отступа от красных линий, зон с особыми условиями территорий (река Алагез).
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем СНТ «Каменское» представлены письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации города Алушты Республики Крым ФИО6 просил апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней.
Представитель административного истца СНТ «Каменское» Весна А.Ю. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить обжалуемое решение суда без изменения по доводам, изложенным в письменных возражениях. Также указала, что в требованиях под №1178/02-19-3034 имеется ввиду ответ от 27 июля 2020 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что СНТ «Каменское» (ранее ТСН «Садоводы Каменского») обратилось в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о разрешении разработки проекта межевания территории в границах земельных участков, утверждённых в соответствии с Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 24 апреля 2019 года № 1217.
Письмом от 24 мая 2019 года №183-983/12 за подписью начальника управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты Республики Крым, главного архитектора города Алушты – ФИО7 разъяснено, что подготовка и утверждение документации по планировке территории (проекта межевания) регламентированы статьями 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом выдача какого-либо разрешения Администрацией города Алушты Республики Крым на разработку документации СНТ «Каменское» по межеванию территории не требуется (т. 1 л.д. 181, т.2 л.д.155,156).
Письмом Администрации города Алушты Республики Крым от 25 октября 2019 года №3002/02-19-3490 рассмотрены заявление и прилагаемый проект межевания территории СНТ «Каменское» на предмет соответствия части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и дан ответ, что формат и состав представленной для утверждения документации не соответствует требованиям законодательства. Указаны замечания к протоколам общего собрания членов товарищества относительно отсутствия даты составления протокола, необходимости уведомления Администрации города Алушты Республики Крым о принятом решении о разработке документации, о наличии нарушений требований законодательства, выраженных в утверждении протоколом № 2 проекта межевания. Указано об отсутствии в техническом задании требований к инженерным изысканиям, а также о том, что не актуализирована геодезическая подоснова проекта, выполненного в 2014 году, нарушены минимальные размеры приведённых в ответе земельных участков. Кроме того, указано об отсутствии на чертежах проекта межевания линий отступа от красных линий, и о том, что не отображена информация о зонах с особыми условиями использования территории: водоохранная зона реки Демерджи с притоками и её прибрежная защитная полоса. Отсутствуют материалы проекта межевания в электронном виде (т. 1 л.д. 182-184, т. 2 л.д.172-175).
Согласно письма Администрации города Алушты Республики Крым от 3 декабря 2019 года №Г-1/4529/1-5283 по результатам обращения на личном приёме главы Администрации города Алушты Республики Крым и прилагаемого обращения председателя правления СНТ «Каменское» дан ответ о том, что письмом от 24 мая 2019 года №183-938/12 был разъяснён порядок принятия решения о разработке документации по планировке территории СНТ «Каменское» и её подготовки. Письмом Администрации города Алушты Республики Крым от 25 октября 2019 года №3002/02-19-3490 был дан ответ с замечаниями к проекту. При этом в Администрацию города Алушты Республики Крым и Алуштинский городской совет Республики Крым неоднократно обращались граждане, использующие земельные участки территории СНТ «Каменское», с заявлениями, в том числе по вопросу некорректного отображения фактических границ между участками № 171 и 171-А при подготовке проекта межевания. Также указано, что с целью возможной необходимости предоставления информации по проекту для соблюдения прав граждан один экземпляр проекта необходим для работы Администрации города Алушты Республики Крым. Указано, что в настоящее время утверждение ранее представленного проекта межевания территории СНТ «Каменское» не представляется возможным по причине множественных несоответствий документации требованиям законодательства. Также в письме повторно разъяснены допущенные несоответствия и порядок их устранения (т. 1 л.д. 185-187, т.2 л.д. 176-182).
13 декабря 2019 года Администрацией города Алушты Республики Крым рассмотрено обращение, касающееся корректировки проекта межевания территории СНТ «Каменское», и дан ответ №3308/02-19-4346 с повторным указанием на необходимость хранения одного экземпляра проекта межевания территории в Администрации города Алушты Республики Крым, разъяснены допустимые размеры земельных участков. Сообщено, что Администрацией города Алушты Республики Крым осуществляется процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в связи с чем, вопрос о возможности раздела земельных участков СНТ по фактическому использованию будет рассмотрен на ближайшем заседании Комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки (т. 1 л.д.188-189, т.2 л.д.179-182).
Из ответа Администрации города Алушты Республики Крым от 23 декабря 2019 года за №3356/02-19-4733 следует, что рассмотрено обращение ИП Весна А.Ю., касающееся несогласия с замечаниями по проекту межевания территории СНТ «Каменское», и повторно представленного проекта межевания территории. Сообщено, что пункт 17 технического задания «Требования к предоставлению материалов» (стр.20 проекта межевания) не соответствует требованиям статей Градостроительного кодекса Российской Федерации, материалы проекта межевания территории вопреки нормам закона состоят из одного тома и не содержат информации о выполнении либо корректировке топографических материалов (когда и кем были выполнены), не исправлены замечания в отношении размеров земельных участков. Кроме того, указано, что Администрация города Алушты Республики Крым представленное техническое задание не выдавала и не согласовывала (т.2 л.д.183-205).
В тут же дату письмом №3357/02-19-4733 Администрацией города Алушты Республики Крым в соответствии Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дан ответ на обращение СНТ «Каменское», в котором сообщено, что информация о корректировке топографической съёмки принята к сведению, обращается внимание на то, что информация должна быть отражена в проекте межевания территории, а проект межевания территории СНТ «Каменское» должен быть доработан в соответствии с замечаниями (т.2 л.д.206-209).
31 января 2020 года состоялось рабочее совещание по проблемным вопросам, связанным с утверждением проекта межевания территории, разработанного в границах территории СНТ «Каменское». Согласно протокола, утверждённого заместителем министра строительства и архитектуры Республики Крым, проект межевания СНТ «Каменское» является документацией по планировке территории и должен соответствовать требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, независимо от его подготовки в составе проекта планировки, либо отдельным документом. Согласно принятого решения, Правлению СНТ «Каменское», ИП Весна А.Ю. следует в кратчайшие сроки предоставить проект межевания территории СНТ «Каменское» в Администрацию города Алушты в электронном виде. ИП Весна А.Ю. необходимо привести в соответствие состав проекта межевания территории СНТ «Каменское» требованиям статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также следует устранить нарушение требования части 7 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; Правлению СНТ «Каменское» направить главе городского округа уведомление о принятом решении о разработке документации по планировке территории СНТ «Каменское». Кроме того, ИП Весна А.Ю. в составе проекта межевания следует предоставить сведения о выполненных (актуализированных) инженерных изысканиях, закрепить проектом межевания соответствие топографо-геодезической съёмки границ образуемых земельных участков и фактически занимаемых членами СНТ участков в соответствии с ранее выданными документами о землепользовании. Также решено Администрации города Алушты Республики Крым исключить замечание в части несоответствия Правилам землепользования и застройки минимальных размеров земельных участков, учитывая, что данная норма в отношении минимальных размеров земельных участков учтена в Правилах землепользования и застройки в редакции с внесёнными изменениями решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 24 января 2020 года №7/5, а также исключить требование об установлении красных линий из замечаний по представленному проекту межевания СНТ «Каменское». ИП Весне А.Ю., учитывая расположение территории СНТ «Каменское» в границах населённого пункта, ширину проездов на территории СНТ в составе проекта межевания, необходимо предусмотреть в соответствии с СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населённых пунктов. Правила градостроительного проектирования». Кроме того, Администрации города Алушты Республики Крым исключить из замечаний требование о необходимости отображения прибрежной защитной полосы реки Демерджи в связи с наличием сведений в откорректированном экземпляре проекта межевания (т. 1 л.д. 118-122, т. 2 л.д.161-163).
3 февраля 2020 года Администрацией города Алушты Республики Крым в адрес председателя СНТ «Каменское» направлено письмо №П-1/162/2-295, №П-1/124/2-295 с подробными разъяснениями по каждому изложенному ранее замечанию и указанием на необходимость приведения проекта межевания территории в соответствие с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: представить для утверждения 2 экземпляра проекта межевания на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронных носителях. Общие требования к форме представляемых графических материалов в электронном виде: электронные версии текстовых и графических материалов проекта предоставляются на DVD, CD или USB-накопителях; предоставляемый электронный текстовой формат - DOC, DOCX, RTF, XLS, XLSX; графические материалы проекта должны быть представлены в векторном виде в формате ГИС MapInfo Professional версии 8.5 или новее в местной системе координат, ГСК-2011; дополнить материалы проекта межевания сведениями о выполнении топографо-геодезической съёмки (когда и кем выполнена), с приложением документов, подтверждающих право организации на выполнение данного вида работ; учитывая обращения членов СНТ, исключить имеющиеся несоответствия топографо-геодезической съёмки, границ образуемых земельных участков и фактически занимаемых членами СНТ участков в соответствии с имеющимися внутренними документами СНТ о землепользовании граждан, а также постановляющей части Протокола № 1 общего собрания членов от мая 2019 года (страница 202 проекта межевания); текстовую часть проекта межевания дополнить сведениями о границах территории, в отношении которой утверждён проект межевания, содержащими перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (требования п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ) в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой Приказом Министерства имущественных и земельных отношений РК от 24 апреля 2019 года № 1217; установить красные линии улично-дорожной сети территории; ширину проездов предусмотреть в соответствии с техническими регламентами. В случае несоответствия фактически сложившейся ширины проезда техническим регламентам предусмотреть установление сервитута на часть участков, смежных с данными проездами; отобразить на чертежах проекта межевания прибрежную защитную полосу реки Демерджи (притока Алагез) в соответствии со сведениями о ЗОУИТ, внесёнными в ЕГРН (учётный номер ЗОУИТ 90.15.2.82); на графической части проекта межевания исправить наименование отображённой береговой 10-метровой полосы в соответствии со статьёй 65 Водного кодекса РФ (т. 1 л.д. 190-198, т.2 л.д.210-218).
Из письма Администрации города Алушты Республики Крым от 20 февраля 2020 года №3691/02-19-0602 следует, что заявление о принятии решения об утверждении представленного 10 февраля 2020 года проекта межевания территории СНТ «Каменское» для повторной проверки рассмотрено, в связи с чем, дан ответ о том, что в Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым 31 января 2020 года было проведено совещание, в связи с несогласием председателя СНТ «Каменское» и ИП Весна А.Ю. с отказом Администрации города Алушты Республики Крым в утверждении документации межевания территории и оспариванием изложенных Администрацией города Алушты Республики Крым замечаний по проекту межевания. По результатам совещания его участникам направлен протокол с решениями, принятыми в отношении имеющихся разногласий. Вместе с тем указано, что повторно представленный проект межевания территории СНТ «Каменское» не содержит сведений о границах территории, в отношении которой он утверждается, в том числе, отсутствует перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, что требуется в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Электронный образ файла проекта межевания не отображает в читаемом виде штампы представленного проекта межевания. Указано на необходимость предоставления проекта межевания в 1 экземпляре на бумажном носителе, в связи с наличием одного экземпляра в Администрации города Алушты Республики Крым. В соответствии с изложенным и Протоколом рабочего совещания по проблемным вопросам, связанным с утверждением проекта межевания территории от 31 января 2020 года, Администрацией города Алушты Республики Крым отклонён проект межевания территории СНГ «Каменское» от утверждения и направлен на доработку (т. 1 л.д. 199-200, т. 2 л.д.219-223).
Согласно письма Администрации города Алушты Республики Крым от 16 марта 2020 года №3813/02-19-0680 заявление об утверждении представленного повторно проекта межевания территории СНТ «Каменское» рассмотрено. Сообщено, что Министерством строительства и архитектуры Республики Крым от 31 января 2020 года было проведено рабочее совещание по проблемным вопросам, связанным с утверждением проекта межевания территории, разработанного в границах территории СНТ «Каменское». В представленном повторно проекте межевания не учтены следующие замечания, сформулированные в решении рабочего совещания: ИП Весна А.Ю. необходимо в проекте межевания предоставить сведения о выполненных (актуализированных) инженерных изысканиях, проектом межевания должно быть закреплено соответствие топографо-геодезической съёмки границ образуемых земельных участков и фактически занимаемых членами СНТ участков в соответствии с ранее выданными документами о землепользовании. Указано, что ширина проездов на территории СНТ должна быть предусмотрена в соответствии с СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населённых пунктов. Правила градостроительного проектирования». Проект межевания отклонён от утверждения и направлен на доработку (т. 1 л.д. 201-202, т.2 л.д.224-226).
Письмом Администрации города Алушты Республики Крым от 9 июля 2020 года №1019/02-19-2355 дан ответ, что рассмотрено обращение об утверждении проекта межевания территории СНТ «Каменское» с прилагаемыми документами. Указывается, что в Протоколе Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 31 января 2020 года были отражены недостатки проекта межевания территории СНТ «Каменское», однако они устранены не в полном объёме. Так, в текстовой части отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ территории, в отношении которой утверждён проект межевания, не устранено несоответствие границ земельного участка, устанавливаемых в проекте межевания, фактическим границам земельного участка используемого ФИО8, поскольку в проекте межевания территории координаты поворотных точек границ участка № 38 и их количество не соответствует материалам заявителя. Предложено устранить изложенные замечания и представить откорректированный проект межевания в двух экземплярах на бумажном носителе для утверждения (т. 1 л.д. 203-204, т.2 л.д.227-236).
27 июля 2020 года Администрацией города Алушты Республики Крым рассмотрено обращение СНТ «Каменское» и дан ответ за №1178/02-19-3034 согласно которого замечания к проекту межевания территории заявителем не устранены, протокольные решения по проекту межевания территории не выполнены, утверждение проекта возможно лишь после устранения замечаний (т.2 л.д.237-241).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемые ответы не основаны на действующем законодательстве, являются необоснованными либо даны вне пределов компетенции Администрации города Алушты Республики Крым, в связи с чем, их следует признать незаконными.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
Проекты межевания территории в соответствии с частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к документации по планировке территории.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определены Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 2 статьи 1).
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с Законом № 217-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Закона № 217-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 217-ФЗ территорией садоводства признаётся территория, границы которой определяются в соответствии с утверждённой в отношении этой территории документацией по планировке территории.
В связи с этим частью 4 статьи 23 Закона № 217-ФЗ в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учётом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до её утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. (статья 6 Закона № 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного выше закона предусмотрел, что особенности регулирования в том числе земельных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2023 г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (в редакции, действовавшей на дату возникновения правоотношений).
В силу положений пункта 3 статьи 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 г. № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подача в уполномоченный орган садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 2) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй; 3) в случае если границы земельного участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подлежат уточнению в соответствии с федеральным законодательством, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка; 4) подготовка проекта межевания территории земельного участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) подача в уполномоченный орган садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан заявления о предоставлении земельного участка; 6) заключение договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно положений части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определённой правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Из положений частей 3-6 приведённой нормы следует, что проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешённого использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешённого использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); 5) сведения о границах территории, в отношении которой утверждён проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утверждён проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.
На чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утверждённые в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
При этом подготовка проектов межевания территории осуществляется с учётом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения (часть 8 статьи 43 ГрК РФ).
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43).
В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой (часть 10 статьи 43).
Системный анализ приведённых норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, порядок внесения в неё изменений и её отмены предусмотрены положениями статьи 45 ГрК РФ.
Согласно пункта 5 части 1.1 названной статьи, решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Вместе с тем, из положений указанной статьи следует, что документацию по планировке территории в границах городского округа утверждают органы местного самоуправления.
Таким образом, утверждение проекта межевания территории относится к компетенции Администрации города Алушты Республики Крым.
Судебной коллегией установлено, что административный регламент, регулирующий спорные правоотношения по утверждению проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества в Администрации города Алушты Республики Крым отсутствует, в связи с чем, обращения СНТ «Каменское» были рассмотрены в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учётом положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Так, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В силу статьи 5 названного закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт).
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ.
Порядок рассмотрения обращения установлен статьёй 10 поименованного закона, согласно которой государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; обеспечивает; даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункты 1, 4 части 1).
В соответствии с частью 3 названной статьи ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Материалами дела подтверждается, что на все заявления СНТ «Каменское» Администрацией города Алушты Республики Крым в пределах своей компетенции и в установленные законом сроки были даны мотивированные ответы по существу поставленных в обращениях вопросов с указанием на нормы действующего законодательства, с обоснованием и разъяснением.
Суд, проверив обжалуемые ответы Администрации города Алушты Республики Крым на соответствие требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учётом положений статей 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также установленных фактических обстоятельств настоящего административного дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания их незаконными.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Несогласие административного истца с содержанием ответов на заявления само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований и не свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца.
В рассматриваемом споре судебной коллегией не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми ответами административного ответчика, поскольку Администрация города Алушты Республики Крым обеспечила объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений СНТ «Каменское» в пределах представленных ей полномочий, действия соответствуют приведённым выше положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Поскольку требования о возложении обязанности на административного ответчика и о признании процедуры пройденной 7 декабря 2019 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации являются производными от основного требования, и должны быть направлены на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом, при обращении с настоящим административным исковым заявлением в суд, пропущен срок на обжалование ответов Администрации города Алушты Республики Крым от 24 мая 2019 года №183 938/12, от 25 октября 2019 года №3002/02-19-3490, от 3 декабря 2019 года №Г-1/4529/1-5283, от 13 декабря 2019 года №3308/02-19-4346, от 23 декабря 2019 года №3356/02-19-4733, от 23 декабря 2019 года №3357/02-19-4733; от 3 февраля 2020 года №П-1/162/2-295, №П-1/124/2-295; от 20 февраля 2020 года №3691/02-19-0602, от 16 марта 2020 года №3813/02-19-0680.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права.
В связи с указанным, решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2020 года по административному делу № 2а-1536/2020 с дополнительным решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 1 июля 2021 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2020 года по административному делу № 2а-1536/2020, а также дополнительное решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 1 июля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Садоводческого некоммерческого товарищества «Каменское» к Администрации города Алушты Республики Крым, главе Администрации города Алушты ФИО4 о признании действий незаконными, признании ответов незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Л.А-В. ФИО1
ФИО2