ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9030/2021А-201А от 12.07.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья – Федорова О.В. Дело № 33а-9030/2021 А-201а

24RS0001-01-2021-000338-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2021 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Малякина А.В.,

судей – Данцевой Т.Н., Шавриной А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.

рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску прокурора Абанского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Абанскому районному Совету депутатов о досрочном прекращении полномочий депутатов

по апелляционной жалобе председателя Абанского районного Совета депутатов ФИО1

на решение Абанского районного суда Красноярского края от 29 апреля 2021 года, которым постановлено:

«Удовлетворить административные исковые требования прокурора Абанского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Абанскому районному Совету депутатов о досрочном прекращении полномочий депутатов.

Обязать Абанский районный Совет депутатов принять решение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий депутатов Абанского районного Совета депутатов ФИО2, ФИО3 не позднее чем через 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Абанского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Абанскому районному Совету депутатов о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2, ФИО3 не позднее, чем через 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование своих требований сослался на то, что 2 октября 2020 года в Абанский районный Совет депутатов из администрации Губернатора Красноярского края поступила информация o неисполнении указанными депутатами обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год в отношении себя и членов своей семьи. Данное сообщение было рассмотрено на пятнадцатой сессии Абанского районного Совета депутатов 17 декабря 2020 года, но решение о досрочном прекращении полномочий депутатов представительным органом не принято. Полагает, что ввиду неисполнения депутатами ФИО2, ФИО3 обязанности по предоставлению декларации, предусмотренной ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-Ф3, ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3, их полномочия подлежат досрочному прекращению.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе председатель Абанского районного Совета депутатов ФИО1 ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, принятого в нарушение провозглашенного Конституцией Российской Федерации принципа самостоятельности органов местного самоуправления. Произвольное лишение статуса депутата недопустимо, поскольку законом оговорены альтернативные меры ответственности, не связанные с досрочным прекращением полномочий. Применение таковых обусловлено наличием или отсутствием вины депутатов в намерении сокрыть доходы, уважительных причин неисполнения обязанности по представлению сведений об имущественном положении, негативных последствий. В данном случае депутат ФИО2 несвоевременно передал требуемую информацию ввиду нахождения в командировке, а депутат ФИО3 указала на невозможность представления информации о доходах и расходах супруга, с которым брачные отношения не поддерживает и принимает меры к расторжению брака.

От прокурора Абанского района Войнича А.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которой он указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов, просит решение суда оставить без изменения.

Представитель Абанского районного Совета депутатов, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явился, причины неявки не сообщил, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращался. С учетом положений ст. 150 КАС РФ. судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Андреевой А.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим изменению ввиду следующего.

Как усматривается из представленных материалов и правильно установлено судом первой инстанции, ФИО2 и ФИО3 на основании решения избирательной комиссии муниципального образования Абанский район от 10 сентября 2019 года № 30/150 являются депутатами Абанского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, а соответственно лицами, на которых в силу закона возложена обязанность по ежегодному предоставлению сведений в отношении себя, супругов и несовершеннолетних детей о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Однако согласно информации, поступившей из администрации Губернатора Красноярского края 2 октября 2020 года в адрес административного ответчика, требуемая информация за 2019 год ими до 1 августа 2020 года (срок, определенный с учетом сложившейся сложной ситуации с распространением коронавирусной инфекции) передана в полном объеме не была.

Данное письмо начальника управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных нарушений было вынесено на обсуждение в рамках пятнадцатой сессии Абанского районного Совета депутатов, состоявшейся 17 декабря 2020 года. Однако, согласно протоколу заседания, решения по вопросам применения в отношении депутатов ФИО2 и ФИО3 мер ответственности в виде досрочного прекращения полномочий (обозначены под номерами 4 и 5) приняты не были ввиду большого количества воздержавшихся (20 и 22 человека из 25 присутствовавших соответственно).

Сведений о том, что Абанский районный Совет депутатов в дальнейшем возвращался к обсуждению обозначенных аспектов, не имеется, административным ответчиком не представлено.

Суд первой инстанции, удовлетворяя предъявленные прокурором требования и возлагая на Абанский районный Совет депутатов обязанность в тридцатидневный срок принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2 и ФИО3, исходил из того, что последними не исполнены предписания антикоррупционного законодательства при отсутствии на то уважительных причин.

Судебная коллегия находит возложенную на административного ответчика обязанность подлежащей корректировке.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 данного Закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействие коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае неисполнения указанного предписания лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 названного Закона.

Следовательно, применение, в частности, к члену выборного органа местного самоуправления такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса депутата и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

При этом в целях защиты от необоснованного увольнения, а также соблюдения баланса публичных интересов и частных интересов федеральный законодатель в ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел особый порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, включая увольнение в связи с утратой доверия в случае непредставления государственным гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу данной статьи проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки фактов неисполнения обязанностей, которые установлены, в том числе Федеральным законом «О противодействии коррупции», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (ч.ч. 7.2 и 7.3 ст. 40 Закона)

Перечень альтернативных мер ответственности, которые могут быть применены к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, приведен в ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 апреля 2020 года № 14-П и определениях от 17 июля 2018 года № 1710-О, от 25 сентября 2014 года N 1858-О, от 28 июня 2018 года N 1480-О и от 29 января 2019 года N 95-О, применение указанных процедур, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения депутата в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих обращений высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представительного органа местного самоуправления, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений. Законоположение п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» действует и подлежит применению с учетом установленной для лиц, замещающих муниципальные должности, системы мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных исходя из особенностей правового статуса этих лиц, и не предполагает произвольного лишения статуса лица, замещающего муниципальную должность.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Абанским районным Советом депутатов допущено нарушение упомянутых правопредписаний ввиду непринятия решения по поступлении из администрации губернатора Красноярского края информации о нарушении депутатами ФИО2, ФИО3 антикоррупционной обязанности.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования приведенных норм права, оснований для возложения на данный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий названых лиц, как на том настаивает в своем исковом заявлении прокурор, не имеется, поскольку таким образом предрешается результат рассмотрения вопроса, вынесенного на обсуждение, при том, что дискреционные полномочия об установлении тяжести правонарушения, обстоятельств, при которых оно было совершено, о выборе меры ответственности и ее применении принадлежат обозначенному представительному органу. При несогласии с принятым Советом депутатов решением прокурор не лишен возможности оспорить его в установленном законом порядке.

Ввиду изложенного судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, возложив на Абанский районный Совет депутатов, не принявшего в предусмотренный законом срок решение в отношении депутатов ФИО2, ФИО3, обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий обозначенных лиц не позднее, чем через 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абанского районного суда Красноярского края от 29 февраля 2021 года изменить, возложив на Абанский районный Совет депутатов обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Абанского районного Совета депутатов ФИО2, ФИО3 не позднее чем через 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи: