Председательствующий Сусоров О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-903/2018
1 августа 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.
судей Санникова А.Б., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Капусте А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – Лейко И.И. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 18 мая 2018 г., которым удовлетворены заявленные требования лейтенанта Нагиева Камрана Сахиб-оглы о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» (далее – управление финансового обеспечения), связанных с отказом в выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика – Лейко И.И. в обоснование апелляционной жалобы и истца, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
на основании поданного Нагиевым К.С. в июле 2017 г. рапорта командир войсковой части № издал приказ от 19 октября 2017 г. № 309 о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 4 июля по 31 августа 2017 г. из расчета 8994 руб. 48 коп. в месяц, который был направлен в управление финансового обеспечения для реализации. Однако названный финансовый орган отказался реализовывать этот приказ.
Нагиев К.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ начальника управления финансового обеспечения в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения и возложить на указанное должностное лицо обязанность выплатить ему оспариваемую компенсацию за указанный период.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что в соответствии с Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее – Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303, решение о выплате названной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего, к которому прилагаются необходимые документы, в том числе и копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметкой о регистрации по месту жительства. Поскольку действующее законодательство четко определяет условия, при соблюдении которых возможна выплата денежной компенсацией, то вывод суда о том, что регистрация по месту жительства военнослужащих не влияет на решение вопроса о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения является ошибочным.
По мнению подателя жалобы, суду в соответствии с частью 2 ст. 221 КАС Российской Федерации следовало привлечь к участию в деле в качестве второго административного ответчика орган, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, действия которого оспариваются.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909.
Согласно пунктам 2, 4, 18 и 19 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется военнослужащему ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копии договора найма; справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Требование Инструкции о необходимости предоставления копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, равно как и копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии), направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с местом фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, а также с обеспеченностью их по месту службы жильем для постоянного проживания. Поэтому наличие регистрации по месту жительства в месте прохождения военной службы обязательным не является, поскольку право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья имеют военнослужащие, не обеспеченные жилым помещением по месту прохождения ими военной службы, в том числе и те, которые имеют жилье в собственности в других населенных пунктах или сохраняют право пользования ранее предоставленным им по прежнему месту службы жилым помещением, в котором сохраняют регистрацию.
Как установлено по делу, приказом командира войсковой части № от 5 декабря 2016 г. № 12 Нагиев К.С. зачислен в списки личного состава воинской части и полагается принявшим дела и должность с 7 декабря того же года.
Согласно копии паспорта истца он с 13 марта 2015 г. зарегистрирован по адресу: г<адрес>.
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания от 5 мая 2017 г. № 531 следует, что Нагиев К.С. с 5 мая 2017 г. зарегистрирован по месту пребывания (прохождения военной службы) по адресу: <адрес> на срок до 25 апреля 2020 г.
Из уведомления Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 7 июля 2017 г. № ЮРУЖО-03/527-17 видно, что истец включен в список военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения с 4 июля 2017 г., и в тот же день он обратился к командиру войсковой части № с рапортом о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
В соответствии с договором найма жилого помещения от 1 июля 2017 г. Нагиев К.С. являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Приказом командира войсковой части 91714 от 19 октября 2017 г. № 309 Нагиеву К.С. установлена денежная компенсация за наем жилого помещения за период с 4 июля по 31 августа 2017 г. из расчета 8994 руб. 48 коп. в месяц. Данный приказ 20 октября 2017 г. был согласован с финансово-расчетным пунктом № 4 управления финансового обеспечения.
24 августа 2017 г. истцу предоставлено служебное жилое помещение.
Из сообщения начальника управления финансового обеспечения от 8 февраля 2018 г. № 2/858 видно, что Нагиеву К.С. отказано в выплате названной компенсации в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в населенном пункте, в котором он проходит военную службу.
Поскольку 4 июля 2017 г. Нагиев К.С. обратился к командованию с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, предоставив предусмотренные п. 4 Инструкции документы, подтверждающие наличие у него права на оспариваемую компенсацию, то суд пришел к правильному выводу о том, что у начальника управления финансового обеспечения отсутствовали основания для отказа в выплате оспариваемой компенсации, в связи с чем заявленные требования истца подлежат удовлетворению.
Утверждение в жалобе о необходимости привлечения к участию в деле в качестве второго административного ответчика орган, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, является несостоятельным, поскольку в данном случае интересы управления финансового обеспечения в суде представлял его руководитель.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 18 мая 2018 г., по административному исковому заявлению Нагиева Камрана Сахиб-оглы оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: