ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9069/17 от 07.12.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-9069/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 07 декабря 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

судей Селютиной И.Ф., Солопьева В.И.,

при секретаре Лексиковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Светлинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Степной сельсовет Светлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Степной сельсовет Светлинского района Оренбургской области

на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 25 сентября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

прокурор Светлинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском, указав, что прокуратурой района в ходе проведения анализа состояния законности в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений в деятельности администрации МО «Степной сельсовет» выявлены нарушения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений. Установлено, что на территории МО «Степной сельсовет» на балке Желтысай в 14 км. юго-западнее поселка Степной расположено гидротехническое сооружение, которое введено в эксплуатацию в 1976 году.

Как следует из информации, представленной администрацией МО «Степной сельсовет», меры по постановке на учет указанного гидротехнического сооружения не принимались, какие-либо действия по направлению информации о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, постановке его на учет в Управлении Росреестра по Оренбургской области как объекта бесхозяйного недвижимого имущества не совершались.

Отсутствие собственника у гидротехнических сооружений ведет к нарушению требований безопасности к гидротехническим сооружениям установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в результате чего существует угроза окружающей природной среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества, в связи с тем, что аварии на гидротехнических сооружения могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и нанести ущерб как окружающей среде, так и неопределенному кругу лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации МО Степной сельсовет Светлинского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по направлению данных о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, а также по постановке его на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Возложить на администрацию МО Степной сельсовет Светлинского района Оренбургской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:

- направить данные о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения;

- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного на балке Желтысай в 14 км. юго-западнее п. Степной.

Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 25 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены.

С таким решением не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе администрация МО Степной сельсовет Светлинского района Оренбургской области просит решение отменить в части обязания обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. Указывает, что в силу пункта 6 Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» (далее - Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237, такая обязанность должна быть возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений. Просит решение в данной части отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Христич Т.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Степной сельсовет Светлинского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22 ноября 2013 года № 701, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет, в том числе, органа местного самоуправления городского округа в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории данного муниципального образования (п. 4 Раздела II).

Согласно Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется только на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственники гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, среди прочих, обязаны обеспечить меры по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Неисполнение предусмотренных статьей 9 указанного Федерального закона обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и в результате причинить ущерб окружающей среде, имуществу, вред здоровью граждан.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории МО «Степной сельсовет» на балке Желтысай в 14 км. юго-западнее п. Степной расположено гидротехническое сооружение, введенное в эксплуатацию в 1976 году.

Меры по постановке на учет указанного гидротехнического сооружения не принимались. Каких-либо действий по направлению информации о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении его безопасности, постановке его на учет как объекта бесхозяйного недвижимого имущества администрация МО «Степной сельсовет» не предпринимала. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации прав на указанное гидротехническое сооружение, что подтверждается информацией, представленной в прокуратуру района межмуниципальным отделом по Домбаровскому, Светлинскому, Ясненскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области от 30 августа 2017 года № 03-14/2-39-276.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что администрация МО «Степной сельсовет» длительное время бездействует, не направляя данные о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, а также не обращаясь в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, в нарушение пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы о том, что принятым решением суд фактически обязал административного ответчика в будущем принять гидротехническое сооружение в собственность, основан на неверном толковании норм гражданского права, поскольку обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии недвижимого имущества на учет как бесхозяйного, что отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, не влечет в последующем обязательного признания права собственности на данный объект за органом местного самоуправления.

Вопреки доводам жалобы со ссылкой на Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения, на административного ответчика возложена лишь обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии сооружения на учет как бесхозяйного, но не возложены обязанности по обеспечению его безопасности.

Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Степной сельсовет Светлинского района Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: