ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-90/2018 от 03.05.2018 Восточно-сибирского окружного военного суда (Забайкальский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-90/2018

3 мая 2018 г. г. Чита

Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:

председательствующего Гордиенко Ю.А.,

судей Кулибабы Г.Л. и Гребенкина И.П.,

при секретаре Дворецкой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 майора запаса Лукашова Алексея Николаевича об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье»), 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» – Кудрявцева А.А. на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 1 февраля 2018 года

Заслушав доклад судьи Гребенкина И.П., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» – Кудрявцева А.А. в обоснование апелляционной жалобы, окружной военный суд

установил:

приказом командира войсковой части 11111 от 18 июня 2015 года № 126-лс Лукашов, являясь военнослужащим войсковой части 00000, уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») (т. 1 л.д.171).

20 мая 2016 года Лукашов посредством почтового отправления обратился в 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии его вместе с членами семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, которое поступило в жилищный орган 7 июня 2016 года (т. 1 л.д. 129-137 и л.д. 143-144).

Приказом командира войсковой части 00000 от 25 мая 2016 года № 58-сч Лукашов с 23 июня 2016 года исключен из списков личного состава воинской части (т. 1 л.д. 172).

Уведомлением начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 6 июля 2016 года исх. № 10-14/2646 в адрес Лукашова направлено сообщение о приостановлении рассмотрения его заявления и предложено предоставить недостающие для принятия решения документы (т. 1 л.д. 122-123 и л.д. 143-144).

Решением начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 28 октября 2016 года № 10-20/61 Лукашову отказано в принятии на указанный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании подп. 1 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) (не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по представлению которых возложена на заявителя) (т. 1 л.д. 118).

На основании представления заместителя военного прокурора Читинского гарнизона об устранении нарушений закона, начальником 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», не отменяя своего решения об отказе Лукашову в принятии на жилищный учет, с 23 октября 2017 года возобновлено рассмотрение его заявления от 20 мая 2016 года о принятии на указанный учет.

Лукашов, действуя через своего представителя Леднева, оспорил в судебном порядке решение жилищного органа от 28 октября 2016 года № 10-20/61 и просил признать его незаконным, обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» включить его вместе с членами семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 20 мая 2016 года.

Кроме того, выражая несогласие с бездействием начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», связанным с невозобновлением рассмотрения его заявления от 20 мая 2016 года о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, административный истец просил суд обязать названное должностное лицо возобновить рассмотрение его заявления.

11 января 2018 года увеличив требования административного искового заявления, административный истец также просил суд признать незаконными действия начальника указанного отдела, связанные с несвоевременной отправкой ему уведомления от 14 ноября 2017 года № 10-14/5060 о возобновлении рассмотрения его заявления от 20 мая 2016 года о принятии его вместе с членами семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и о необходимости представления дополнительных документов, обязав названное должностное лицо направить в его адрес это уведомление (т. 2 л.д. 112-117 и 118).

Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление удовлетворено частично.

Суд признал незаконным вышеуказанное решение жилищного органа от 28 октября 2016 года № 10-20/61, обязав начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» отменить его.

Кроме того, судом в пользу административного истца с финансового довольствующего учреждения взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований административному истцу отказано.

В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков – Кудрявцев А.А. просит в связи с существенным нарушением норм материального права и процессуального права решение суда в части удовлетворения требований административного истца отменить и отказать Лукашову в удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование жалобы автор жалобы, ссылаясь на положения приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 и приводя собственный анализ обстоятельств дела, полагает, что Лукашов, начиная с 7 июня 2016 года до крайних чисел января 2017 года, был вправе обратиться как в 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье», так и в суд, однако этого не сделал, каких-либо обстоятельств, препятствующих этому, не представил. При этом отмечает, что обращение в органы прокуратуры является лишь способом защиты и не влечет изменения норм КАС РФ, устанавливающих трехмесячный срок для обращения с административным иском в суд.

Также, резюмируя, автор жалобы указывает, что незнание закона не освобождает Лукашова от необходимости соблюдения положений КАС РФ.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

В соответствии с чч. 1 и 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что о предполагаемом нарушении своего права на принятие на учет нуждающихся в обеспечении жильем Лукашов узнал не ранее 18 сентября 2017 года, то есть при ознакомлении с сообщением заместителя военного прокурора Читинского гарнизона от 18 сентября 2018 года № 8678 (т. 1 л.д. 2-3 и 152, 155-158; т. 2 л.д. 56-57), а с административным исковым заявлением обратился в суд 28 ноября 2017 года.

При этом сведений, фиксирующих более раннюю осведомленность Лукашова об отказе ему в принятии на жилищный учет, административными ответчиками представлено не было.

Кроме того стоит отметить, что в октябре 2017 года жилищным органом возобновлено рассмотрение заявления Лукашова от 20 мая 2016 года о принятии его на жилищный учет.

На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для применения последствий пропуска административным истцом предусмотренного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока на обращение с административным исковым заявлением в суд не имеется.

Согласно положениям п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закона) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пп. 5 и 6 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 года (далее – Инструкция), уполномоченный орган рассматривает заявление военнослужащего о признании нуждающимся в получении жилья с представленными документами в течение тридцати рабочих дней со дня их поступления. При этом если военнослужащим представлены не все необходимые документы, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления, о чем уведомляет военнослужащего, и предлагает представить в уполномоченный орган недостающие документы. В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не представлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, которое не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия выдает военнослужащему или направляет по указанному им адресу с приложением расписки в получении документов, указанных в п. 1 Инструкции, с указанием их перечня и даты получения.

Исходя из анализа приведенных положений Инструкции, установление факта получения военнослужащим указанных уведомления о представлении недостающих документов и решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях является гарантом соблюдения жилищных прав военнослужащего.

Как следует из материалов дела оспариваемое Лукашовым решение начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 28 октября 2016 года № 10-20/61 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принято в отсутствие сведений о получении административным истцом сообщения того же жилищного органа от 6 июля 2016 года № 10-14/2646 о необходимости предоставления дополнительных документов.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, оспариваемое решение начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 28 октября 2016 года № 10-20/61 об отказе Лукашову в принятии его вместе с членами семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, судом обоснованно признанно незаконным и верно удовлетворены требования административного истца в этой части.

Наряду с этим верным является и вывод гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении остальных заявленных Лукашовым требований о включении его в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 20 мая 2016 года, а также о признании незаконными действий 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», связанных с невозобновлением мероприятий и нерассмотрением вопроса о постановке его вместе с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и действий начальника указанного отдела, связанных с несвоевременной отправкой Лукашову сообщения от 14 ноября 2017 года № 10-14/5060 о доведении до его сведения о возобновлении рассмотрения его заявления о признании его вместе с членами семьи нуждающимся в получении жилого помещения и о необходимости представления дополнительных документов, который достаточно полно мотивирован судом в решении и не согласиться с которым у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Вопрос о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов, исходя из положений ст. 111 КАС РФ, разрешен судом правильно.

Иные доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, не опровергают изложенных выводов, а поэтому не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного решения.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данного решения, по делу не установлено.

При таких данных решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, в связи с чем апелляционная жалоба представителя административных ответчиков удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд

определил:

решение Борзинского гарнизонного военного суда от 1 февраля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Лукашова Алексея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.А. Гордиенко

Судьи: Г.Л. Кулибаба

И.П. Гребенкин