ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9148 от 21.12.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-9148

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Коноплевой И.А.

судей Романовой И.А., Герасимовой О.В.

с участием прокурора Храмцовой Е.Б.

при секретаре Павловой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 21 декабря 2018 года дело по административному иску и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природоохранных ресурсов Хабаровского края об обязании провести работы по определению границ охранных зон памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» и постановке их на учет,

по апелляционному представлению и.о.Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Д.С. Ким на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 мая 2018 года.

Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о.Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Хабаровского края о возложении обязанности провести работы по определению границ охранных зон памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» и постановке их на учет. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) Министерством природных ресурсов Хабаровского края, было установлено, что 92 ООПТ регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые, не внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий не принималось, работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась. По результатам рассмотрения представления прокурора, Минприроды края выработаны предложения по установлению охранных зон для некоторых как наиболее антропогенно уязвимых памятников природы краевого значения, в том числе, в отношении памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова», расположенного в г.Хабаровске. При этом, никаких конкретных мер по созданию охранных зон по настоящее время не принято. Согласно выписке из протокола заседания рабочей группы от 16.11.2017, по итогам заседания принято решение рекомендовать Минприроды обеспечить создание охранной зоны для наиболее антропогенно уязвимого памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» со сроком исполнения до ноября 2018 года. Однако, Минприроды края работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение высшего исполнительного органа края проектов нормативных актов, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения не проведена, что не позволило исполнить Правительству края пункт 21 Правил по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Указывает, что вопреки требованиям ст.16 Федерального закона № 221- ФЗ, ст.2 Федерального закона № 33-ФЗ, в течение длительного времени границы охранных зон ООПТ краевого значения не определены и не поставлены на государственный кадастровый учет, отсутствие в ЕГРН сведений о границах охранных зон ООПТ не позволяет в полной мере осуществлять их охрану, создает условия для незаконного использования охранных зон, как прилегающих территорий ООПТ, может повлечь за собой нанесение экологического ущерба, к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности. Полагает, что бездействие Минприроды края нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, возведения на них самовольных построек. Просил суд обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края со дня вступления в законную силу решения суда: провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Памятник имени Шуранова», расположенного в г.Хабаровске, провести работы по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» и установления её границ; обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения, а также проекта пояснительной записки к нему, в целях его принятия Председателем Правительства Хабаровского края с последующим направлением указанного решения в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении и границах охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова», в срок до 01.07.2018.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 7 мая 2018 года в удовлетворении требований прокурора отказано.

В апелляционном представлении и дополнениях к нему и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Д.С. Ким с постановленным по делу решением не согласился, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что принятие первичных мер по предотвращению неблагоприятных воздействий на особо охраняемые природные территории краевого значения путем создания охранных зон на прилегающих ООПТ земельных участках и водных объектах отнесено к исключительной компетенции министерства природных ресурсов Хабаровского края, обязанность реализовать которую возникла с момента вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Памятник природы краевого значения «Питомник имени Шуранова», является особо охраняемой природной территорией краевого значения. Отсутствие установленной охраной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Питомник имени Шуранова» не исключает негативного антропогенного воздействия на объект природы. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении задавленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Хабаровского края Ширяева А.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства природных ресурсов Хабаровского края Заяц С.Б. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Храмцовой Е.Б., доводы апелляционного представления поддержавшей, представителя Министерства природный ресурсов Хабаровского края Ульяновой А.А., представителя Правительства Хабаровского края Маслакова А.И., с доводами апелляционного представления не согласившихся, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что законодательством, действующим в период создания памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова», не была предусмотрена обязанность создания на прилегающих к территории памятника природы земельных участках охранных зон, а указывалось на право их создания, кроме того Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены в ч.3 ст.10 переходные положения для особо охраняемых природных территорий, созданных до вступления в силу нормы ч.10 ч.2 Федерального закона № 33-ФЗ. При создании памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления соблюдены все правила, предусмотренные действующим на тот момент времени законодательством. В связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора, также указав, что требования прокурора об обязании принять постановление Правительства края об определении охранных зон с дальнейшим направлением его в Росреестр, является вмешательством в нормотворческую деятельность органов исполнительной власти.

Судебная коллегия не соглашается данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой 17.08.2017 года проведена проверка, в результате которой установлено, что 92 ООПТ регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые, не внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий не принималось, работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась.

17.08.2017 года в Хабаровской межрайонной прокуратурой Хабаровского края адрес Минприроды края внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий.

01.09.2017 года Правительством Хабаровского края в адрес И.о. прокурора Хабаровской межрайонной прокуратуры направлен ответ, из которого следует, что в рамках полномочий Министерством природных ресурсов Хабаровского края обеспечено установление режимов особой охраны особо охраняемых природных территорий краевого значения, обеспечивающих сохранность природных комплексов и объектов в границах таких территорий; перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения предметно изучен, минприроды проанализирована необходимость предотвращения возможного негативного антропогенного воздействия, выработаны предложения по установлению охранных зон для ряда памятников природы, которые будут представлены на рассмотрение краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологического устройства развития Хабаровского края. О решениях, принятых на заседании рабочей группы, будет сообщено дополнительно до 01.12.2017 года.

Согласно выписке из протокола заседания краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия устойчивого развития Хабаровского края от 16.11.2017 года министерству природных ресурсов края рекомендовано обеспечить создание охранных зон памятников природы краевого значения, в том числе «Питомник имени Шуранова», в срок до ноября 2018 года.

Однако, Министерством природных ресурсов Хабаровского края не исполняется возложенная на него законом обязанность по проведению работы по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение высшего исполнительного органа края проекта решений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения, а также пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, возведения на них самовольных построек.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.

Согласно статье 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть федерального, регионального значения.

Статьи 26, 27 названного Федерального закона предусматривают, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно п.2.2,2.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 февраля 2009г. N 49-пр, основными задачами Министерства являются разработка и реализация совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, министерствами края, иными органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, общественными организациями, хозяйствующими субъектами, предложений по формированию государственной политики края в сфере природопользования и охраны окружающей среды, включающих подготовку новых и совершенствование действующих законов и иных нормативных актов края, разработку предложений по установлению размеров платежей за пользование природными ресурсами и их дифференциации, по совершенствованию налоговой политики в отношении предприятий и организаций, использующих природные ресурсы. Разработка и обеспечение в установленном порядке внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Законодательной Думы края, Губернатора и Правительства края проектов законов, указов, постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности использования, охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов, формирование благоприятного инвестиционного климата для развития добычи и переработки ресурсов, рост поступлений в бюджеты всех уровней.

Питомник имени Шуранова объявлен памятником природы краевого значения постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края».

Описание границ Памятника природы утверждено постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2003 № 335 «Об утверждении границ и режима особой охраны памятников природы краевого значения в г.Хабаровске» (вступило в силу 10.01.2004).

Постановлением Правительства края от 07.03.2013 № 37-пр «О памятниках природы краевого значения на территории городского округа «Город Хабаровск» утверждено Положение о Памятнике природы Питомник имени Шуранова, в том числе, его режим особой охраны (п. 2) (вступило в силу 13.03.2013).

Согласно п.4 вышеуказанного постановления №7 от 20.01.1997, в редакции №2 от 03.06.2004, главам муниципальных образований городов и районов края совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды поручено определить границы и режим особой охраны памятников природы краевого значения и представить на утверждение в администрацию Хабаровского края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.03.2013 № 37-пр «О памятниках природы краевого значения на территории городского округа «Город Хабаровск» утверждено «Положением о памятнике природы краевого значения «Питомник имени Шуранова».

В ответе от 09.02.2018 № 01110/1413 администрацией указано, что территория ООПТ и предполагаемой охранной зоны находится в границах плотной застройки, определение ширины и конфигурации охранной зоны затруднены наличием социальных, транспортных и хозяйственных объектов, инженерных коммуникаций, в связи с чем, предложено изменить категорию ООПТ на иную, не требующую создание охранных зон, например «дендрологический парк» или «питомник». Вместе с тем, администрация г. Хабаровска указала причины, препятствующие разработке нормативного правового акта о создании охранной зоны памятника природы «Питомник имени Шуранова».

При этом доказательств невозможности установления охранных зон в условиях сложившейся хозяйственной деятельности на территории, близлежащей к Памятнику природы, Министерство не представило.

Исходя из того, что «Питомник имени Шуранова» является памятником природы краевого значения, описание границ Памятника утверждено постановление Губернатора Хабаровского края, Постановлением Правительства края утверждено положение о Памятнике природы, в том числе, его режим особой охраны, однако Министерством природных ресурсов Хабаровского края, в обязанности которого входит выполнение данных работ, длительное время границы охранных зон ООПТ краевого значения не определены и не поставлены на государственный кадастровый учет. Отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений о границах охранных зон ООПТ не позволяет в полной мере осуществлять их охрану, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, воздействия на них самовольных построек.

Как следует из пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом, в ходе прокурорской проверки был установлен факт отсутствия охранной зоны у особо охраняемой природной территории регионального значения «Питомник имени Шуранова», расположенной в г.Хабаровске, являющейся наиболее подверженных антропогенному воздействию.

Из представленных доказательств следует совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для возложения на Министерства природных ресурсов Хабаровского края обязанности по проведению работ по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» и пояснительной записки к нему, обеспечить внесение указанного проекта и проекта пояснительной записки к нему на рассмотрение Правительства Хабаровского края.

Вывод суда о пропуске прокурором срока обращения в суд с настоящими требованиями, является неверным.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно материалам дела 17.08.2017 года прокурором в адрес Министерства природных ресурсов вынесено представление об устранении нарушений закона.

01.09.2017 года Правительством Хабаровского края дан ответ на представление, в котором сообщалось, что о решениях, принятых на заседании рабочей группы, прокурору будет сообщено дополнительно до 01.12.2017 года.

Поскольку, Правительством края прокурору сообщен срок принятия решения по внесенному представлению как 01.12.2017 года, то срок на обращение в суд следует исчислять со 02.12.2017 года, а не с даты вынесения представления 17.08.2017 года, а следовательно на день предъявления настоящего иска в суд, т.е. 21.12.2017 года 3 месячный срок на обращение в суд прокурором не пропущен.

Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия находит требования административного истца подлежащими удовлетворению. Обязанность провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова», расположенного в г.Хабаровске, по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» и установления ее границ предусмотрена Положением о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края.

Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным установить срок, в течение которого Министерством природных ресурсов Хабаровского края должно быть исполнено решение суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление и.о.Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Д.С. Ким, удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 мая 2018 года – отменить, принять по делу новое решение, которым:

Административный иск и.о.Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об обязании провести работы по определению границ охранных зон памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» и постановке их на учет удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова», расположенного в городе Хабаровске; провести работы по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Шуранова» и установления его границ; обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения, а также проекта пояснительной записки к нему, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А. Коноплева

Судьи И.А. Романова

О.В. Герасимова