ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-915 от 27.07.2017 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Завгородний А.В.

Дело № 33а-915

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,

судей – Черткова С.Н., Ялбаковой Э.В.,

при секретаре – Слабодчиковой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Смирнова Павла Анатольевича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 мая 2017 года, которым

оставлено без удовлетворения исковое заявление Смирнова Павла Анатольевича о признании незаконным уведомления Администрации г. Горно-Алтайска от 25 апреля 2017 года № 786, в части отказа в согласовании публичного мероприятия на 27 и 28 апреля 2017 года с 16:00 часов до 20:00 часов перед входом в магазин «Аникс», возле дома по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, № 164 и изменения места проведения публичного мероприятия.

Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смирнов П.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным уведомления Администрации г. Горно-Алтайска № 786 от 25 апреля 2017 года в части отказа Смирнову П.А. в согласовании публичного мероприятия на 27 и 28 апреля 2017 года с 16-00 до 20-00 перед входом в магазин «Аникс» возле дома по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 164, и изменения места проведения публичного мероприятия. Требования мотивированы тем, что истец, как организатор публичного мероприятия в форме пикета, заявленного на 26, 27 и 28 апреля 2017 года, обратился в Администрацию г. Горно-Алтайска с уведомлением о проведении публичного мероприятия. 26 апреля Администрацией было выдано уведомление, в котором указано, что: 1) в уведомлении в нарушении ст. 11 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичных мероприятий письменно не удостоверены полномочия участников, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичных мероприятий; 2) указанное место проведения публичных мероприятий является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме по адресу пр. Коммунистический, 164, которые согласие на использование общего имущества для проведения публичных мероприятий не давали; 3) от Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску получено письмо, согласно которому осложнена оперативная обстановка, связанная с угрозой диверсионно-террористических актов, в местах массового пребывания граждан в период подготовки и проведения первомайских праздников, что создает угрозу безопасности участников публичных мероприятий. На основании вышеизложенного, Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 61-РЗ «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» предлагается рассмотреть возможность проведения публичных мероприятий 27 и 28 апреля 2017 года на площадке перед городским Домом культуры. Истец полагал, что данное уведомление является незаконным и подлежит отмене. Уведомление о проведении публичного мероприятия не обязано содержать полномочия участников, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичных мероприятий. Пункт 2 уведомления ответчика является недостоверным, ложным, надуманным поводом для изменения места проведения пикета, так как указанное место постоянно используется для общего использования, законодательством не установлен запрет на проведение публичных мероприятий на, так называемых, придомовых территориях. Место проведения мероприятия никакой угрозы не создавало, и ни под какие законодательные запреты не попадало. Данный пункт имел цель воспрепятствовать публичному мероприятию. Из п. 3 уведомления ответчика следует, что пикет из места массового пребывания людей следует перенести в то место, где людей практически не бывает – к Дому культуры. Содержание данного пункта никак не соотносится с положениями указанных Федерального закона и Закона Республики Алтай, и не может служить основанием для отказа или изменения места проведения публичного мероприятия. Администрацией не было представлено обоснованное предложение об изменении места пикетирования. Более того, оспариваемое уведомление было получено организатором пикета не в день подачи уведомления, а через 2 дня, что является нарушением сроков.

Судом принято вышеприведенное решение, с которым не согласился Смирнов П.А. В своей апелляционной жалобе он просит об отмене обжалуемого и принятии нового решения о признании незаконным уведомления Администрации г. Горно-Алтайска от 25 апреля 2017 года № 786 в части отказа Смирнову П.А. в согласовании публичного мероприятия на 27 и 28 апреля 2017 года с 16-00 до 20-00 перед входом в магазин «Аникс» возле дома по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 164 и изменения места проведения публичного мероприятия. Апеллянт считает решение незаконным, подлежащим отмене. Считает, что п. 1 является незаконным, в связи с тем, что уведомление не обязано содержать полномочия участников, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичных мероприятий. Указывает, что нормы Федерального закона и Закона Республики Алтай не устанавливают запрет на проведение публичных мероприятий на придомовых территориях. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Считает, что место проведения мероприятия никакой угрозы не создавало, и ни под какие запреты не подпадало. Кроме того, указывает, что на данной территории ранее проводились иные публичные мероприятия. Полагает, что п. 2 оспариваемого уведомления является не только незаконным, но и имеет целью воспрепятствование проведению публичного мероприятия. Указывает, что в нарушение норм ст. 12 Федерального закона ответчик не представил обоснованное предложение об изменении места пикетирования. Кроме того, данное уведомление получено организатором пикета не в день подачи, а через два дня, что является нарушением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона. Такое нарушение срока не позволило организатору пикета оспорить уведомление до дня проведения пикета. Таким образом, апеллянт считает, что уведомление Администрации является отказом в проведении пикетирования 27 и 28 апреля 2017 года, что является нарушением норм ст. 31 Конституции РФ.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы жалобы, заслушав Смирнова П.А., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя Администрации г. Горно-Алтайска Маркину М.Ю., возражавшую относительно удовлетворения жалобы, судебная коллегия, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.

Так, из материалов дела следует, что 24 апреля 2017 года в Администрацию г. Горно-Алтайска поступило от Смирнова П.А. и зарегистрировано в 15 ч. 37 мин. уведомление о проведении 26, 27, 28 апреля 2017 года публичного мероприятия – пикетирования с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции («куб»), по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 164. Согласно уведомления, предполагаемое количество участников – 3 человека.

Из письма Администрации г. Горно-Алтайска от 25 апреля 2017 года следует, что Смирнову П.А. предложено рассмотреть вопрос о проведении публичного мероприятия 27 и 28 апреля 2017 года на площадке перед городским Домом культуры. В обоснование данного ответа указано следующее. Уведомление не соответствует ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Уведомление подано позднее 3-х суток до дня проведения пикетирования. В уведомлении, в нарушение ст. 11 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатором публичного мероприятия письменно не удостоверены полномочия участников, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичных мероприятий. Указанное в уведомлении место проведения пикетирования является общим имуществом собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: пр. Коммунистический, д. 164, которые согласие на проведение публичных мероприятий не давали. Согласно письму отдела МВД России по г. Горно-Алтайску осложнена оперативная обстановка, связанная с угрозой диверсионно-террористических актов, в местах массового пребывания граждан в период подготовки и проведения первомайских праздников, что создает угрозу безопасности участников публичных мероприятий.

При указанных фактических обстоятельствах дела, суд первой инстанции, с учетом положений ст.ст. 5, 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пришел к выводу о том, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку Администрация г. Горно-Алтайска обоснованно, с целью обеспечения безопасности граждан, предложила истцу рассмотреть возможность проведения публичных мероприятий 27 и 28 апреля 2017 года в другом месте – на площадке перед городским Домом культуры.

Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда и признавая доводы апелляционной жалобы не влекущими отмену оспариваемого судебного решения, исходит из следующего.

Так, оценивая доводы о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия не должно содержать полномочия участников, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичных мероприятий и доводы об отсутствии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 164, судебная коллегия обращает внимание на следующее.

Действительно, положения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Закона Республики Алтай «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» не содержат норм об обязательном указании в уведомлении о проведении публичного мероприятия письменного удостоверения полномочий участников, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия. Также данные законодательные акты не содержат запрета на проведение публичного мероприятия на придомовой территории.

Таким образом, письмо Администрации г. Горно-Алтайска не может содержать в качестве обоснования предложения об изменении времени и места проведения публичного мероприятия указание на нарушение положений ст. 11 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и отсутствие согласия собственников.

Вместе с тем, Администрация г. Горно-Алтайска в силу п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может проигнорировать информацию органов полиции об осложнении оперативной обстановки, связанной с угрозой диверсионно-террористических актов, в местах массового пребывания граждан в период подготовки и проведения первомайских праздников, в связи с чем указанное обстоятельство достаточно для признания обоснованным предложения Администрации г. Горно-Алтайска об изменении даты и места проведения публичного мероприятия.

Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что Администрация г. Горно-Алтайска фактически отказала в согласовании проведения публичного мероприятия не находят своего подтверждения материалами дела и доказательствами, представленными истцом.

В части касающейся ненадлежащего исполнения Администрацией г. Горно-Алтайска обязанности, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то следует отметить, что по настоящему делу указанное обстоятельство не оспаривалось.

Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не может быть отменено.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова Павла Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий судья

В.Б. Сарбашев

Судьи

С.Н. Чертков

Э.В. Ялбакова