Судья-докладчик Папуша А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Астафьевой О.Ю., Папуши А.С.,
при секретаре Зуевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 по непредоставлению сведений, необходимых для осуществления общественного контроля, обязании предоставить сведения о точном количестве и местонахождении осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области
по апелляционной жалобе начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области М.И.РБ. на решение Октябрьского районного суда города Иркутска от 26 июня 2015 года,
У С Т А Н О В И Л А:
В обоснование заявления ФИО1 указала, что <данные изъяты> общественная наблюдательная комиссия Иркутской области (ОНК ИО) осуществляла проверку условий содержания ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в целях соблюдения прав граждан, условий содержания, работы с жалобами, в том числе проверку условий содержания малолетних осужденных прибывших из <данные изъяты>, в связи с поступившей информацией о жестоком обращении с малолетними и несовершеннолетними осужденными, размещенной в сети интернет.
В ходе проведения проверки сотрудники СИЗО отказались представить членам ОНК ИО информацию о точном количестве и месте нахождения несовершеннолетних осужденных, прибывших в ФКУ СИЗО-1 города Иркутска из <данные изъяты>. По результатам проверки сделан анализ нарушения прав осужденных несовершеннолетних по имеющимся данным.
В связи с серьезностью ситуации, произошедшей в <данные изъяты>, наличием сведений о жестоком обращении с осужденными несовершеннолетними, получение членами ОНК сведений о точном количестве и месте нахождения несовершеннолетних осужденных было объективной необходимостью для осуществления эффективного общественного контроля за правами несовершеннолетних осужденных, а отказ в предоставлении сведений является незаконным, поскольку противоречит положениям Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Указанный незаконный отказ в предоставлении необходимой для проведения общественного контроля информации о точном количестве и месте нахождения несовершеннолетних осужденных, прибывших в ФКУ СИЗО-1 города Иркутска из <данные изъяты> обжалован в прокуратуру. В соответствии с ответом Прокуратуры Иркутской области <данные изъяты> члены ОНК имели возможность запросить испрашиваемую информацию в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», направив запрос, что они не сделали, а дать на месте интересующую информацию у сотрудников СИЗО не было возможности.
Заявитель считала данную трактовку Федерального закона прокуратурой, а также позицию ФКУ СИЗО-1 города Иркутска, в соответствии с которой для предоставления информации о точном количестве и месте нахождения осужденных необходимо посылать запрос в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок ответа на который составляет 30 суток, неверной, поскольку заключение, отчет, акт ОНК по итогам посещения учреждения составляется сразу после визита в учреждение, а получение информации в течение 30 суток противоречит целям общественного контроля. Учитывая ежедневное перемещение содержащихся в СИЗО лиц, подача запроса за 30 суток до проведения проверки либо получение информации в течение 30 суток после проведения проверки в рамках осуществления общественного контроля не может быть реализована, поскольку запрашиваемые сведения должны быть актуальны на определенную дату проведения проверки.
С учетом уточненных требований ФИО1 просила суд признать незаконными отказ и бездействие начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2, выразившиеся в непредоставлении <дата изъята> членам ОНК Иркутской области ФИО1, В. необходимых для осуществления общественного контроля сведений о точном количестве и месте нахождения несовершеннолетних осужденных, прибывших в ФКУ СИЗО-1 города Иркутска из <данные изъяты>, обязать начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 предоставлять членам ОНК Иркутской области ФИО1, В. в ходе осуществления проверок сведения о точном количестве и местонахождении осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и ее представитель ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать в полном объеме, суду пояснила, что <дата изъята> начальником ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 организовано посещение учреждения членами общественной наблюдательной комиссии Иркутской области согласно уведомлению <данные изъяты>. Целями посещения учреждения в соответствии с уведомлением являлись осуществление общественного контроля, посещение камер, прием жалоб и заявлений. В ходе беседы с членами ОНК ИО установлено, что они желали бы встретиться с осужденными, переведенными из <данные изъяты>. Данная возможность членами ОНК ИО предоставлена, <дата изъята> они посетили <данные изъяты> камеры и встретились с <данные изъяты> несовершеннолетними, переведенными из <данные изъяты>. Когда от членов ОНК ИО в ходе визита поступил вопрос о точном количестве несовершеннолетних, прибывших из <данные изъяты>, отсутствовали законные основания для предоставления указанной информации незамедлительно.
Решением суда заявление ФИО1 удовлетворено, признаны незаконными отказ и бездействие начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2, выразившиеся в непредоставлении <дата изъята> членам ОНК Иркутской области ФИО1, В. необходимых для осуществления общественного контроля сведений о точном количестве и месте нахождения несовершеннолетних осужденных, прибывших в ФКУ СИЗО-1 города Иркутска из <данные изъяты>, на начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 возложена обязанность предоставлять членам ОНК Иркутской области ФИО1, В. в ходе осуществления проверок сведения о точном количестве и местонахождении осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
На решение суда начальник ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2, действуя через представителя по доверенности ФИО5, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что заявление ФИО1 касается рассмотрения прав другого лица – В., мандат на ее имя не предоставлен. В. привлекалась по делу в качестве свидетеля.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что в силу особого статуса общественной наблюдательной комиссии и компетенции членов общественной наблюдательной комиссии при проведении общественного контроля установленная Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» процедура рассмотрения обращений граждан на указанные правоотношения не распространяется.
Считает, что поскольку общественная наблюдательная комиссия является объединением граждан, Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» не установлен порядок рассмотрения обращений общественной наблюдательной комиссии, то на ее членов распространяются положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Заявитель жалобы считает, что каких-либо нарушений прав, препятствий к осуществлению прав членом ОНК ФИО1 на осуществление общественного контроля со стороны начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 не выявлено.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу, объяснения представителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 – ФИО6, действующей на основании доверенности от <дата изъята>, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение суда отменить, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 является членом общественной наблюдательной комиссии Иркутской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, что подтверждается мандатом <номер изъят> сроком действия по <дата изъята>.
Уведомлением от <дата изъята> член ОНК ФИО1 сообщила о намерении <дата изъята> посетить ФКУ СИЗО-1 города Иркутска с целью осуществления общественного контроля по вопросам условий содержания, посещения камер, приема жалоб и заявлений.
<дата изъята> начальником ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 организовано посещение учреждения членами общественной наблюдательной комиссии Иркутской области в составе ФИО1, В., что подтверждается журналом учета прибытия (убытия) посетителей, журналом учета результатов посещения учреждения членами общественной наблюдательной комиссии, показаниями свидетеля В.
Сторонами не оспаривается, что в ходе проведения общественной наблюдательной комиссии Иркутской области проверки в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области <дата изъята> от членов общественной наблюдательной комиссии поступил запрос о предоставлении информации о точном количестве несовершеннолетних, прибывших ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области из <данные изъяты>.
Указанные сведения в период проведения проверки, то есть <дата изъята> членам общественной наблюдательной комиссии Иркутской области предоставлены не были.
Статья 16 Федерального закона от 10 июня 2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предусматривает право членов общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии (пункт 5 части 1).
Рассматривая заявленные требования, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителю при проведении проверки <дата изъята> необоснованно отказано в получении информации о точном количестве несовершеннолетних, прибывших в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области из <данные изъяты>, поскольку члены общественной наблюдательной комиссии при проведении общественного контроля в силу своей компетенции имеют особый статус, действуют в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Установив незаконность бездействия начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2, суд правомерно возложил на него обязанность принять меры по устранению нарушений прав заявителя.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, представленных сторонами доказательствах и письменных материалах дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неверному толкованию закона и к несогласию с данной судом оценкой доказательств, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона в суде первой инстанции в обоснование своей позиции, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда города Иркутска от 26 июня 2015 года по делу по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО2 по непредоставлению сведений, необходимых для осуществления общественного контроля, обязании предоставить сведения о точном количестве и местонахождении осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи О.Ю. Астафьева
А.С. Папуша