ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-918/2016 от 30.08.2016 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Ботаев Б.Л. Дело № 33а-918/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 августа 2016 года г. Элиста

Судебная коллегия поадминистративным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Кутлановой Л.М., Панасенко Г.В.,

при секретаре Клиповой Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Манджиева С.В. на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным муниципального правового акта.

Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., объяснения представителя ответчика Манджиева С.В., прокурора Манджиевой К.С. об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Малодербетовского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим.

** ххх **** г. решением Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту - Собрание депутатов Малодербетовского РМО РК) № ** утверждена структура администрации Малодербетовского РМО (приложению №1). Согласно указанному приложению, в структуру органа местного самоуправления введена должность «заместитель главы - начальник управления образования, культуры, спорта и молодёжной политики», сочетающая в себе наименование двух должностей муниципальной службы, относящихся к различным категориям и группам должностей муниципальной службы. Считает, что решение в указанной части не соответствует положениям Закона Республики Калмыкия от 16 ноября 2009 г. №307-1V «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия» о Реестре должностей муниципальной службы в Республике Калмыкия, которым не предусмотрены должности муниципальной службы, сочетающие в себе наименование двух должностей муниципальной службы. Кроме того, полагает, что указанным решением нарушаются права и законные интересы граждан, которые могут претендовать на должности муниципальной службы, предусмотренные региональным законодательством, –заместителя главы администрации и начальника управления образования, культуры, спорта и молодёжной политики. В связи с чем, просил признать недействующим решение Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК от ** ххх **** г. № ** «Об утверждении структуры аппарата управления Малодербетовского РМО РК» в части введения должности «заместитель главы - начальник Управления образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Малодербетовского РМО РК» со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2016 г. иск прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия удовлетворен. Решение Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК от ** ххх **** г. № ** признано незаконным в части введения должности заместитель главы - начальник управления образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Малодербетовского РМО РК.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Манджиев С.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, что ни федеральное законодательство, ни законы Республики Калмыкия не содержат прямого запрета на введение в штат органов местного самоуправления должности муниципальной службы, сочетающей в себе наименование двух должностей, поименованных в региональном Реестре должностей муниципальной службы. Спорная должность введена в структуру органа местного самоуправления в целях оптимизации, сокращения бюджетных расходов на содержание муниципальных служащих, исходя из полномочий, предусмотренных Уставом Малодербетовского РМО РК. Считает необоснованным вывод суда о несоответствии оспариваемого акта действующему федеральному и региональному законодательству о муниципальной службе, а также о нарушении прав и законных интересов граждан.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя административный иск, суд руководствовался ч. 2, 3 ст. 6, ч. 1 ст. 7, ч.1 ст. 8 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», ст. 2 Закона Республики Калмыкия «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в РК» и исходил из того, что решение Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК в части введения в структуру администрации Малодербетовского РМО РК должности муниципальной службы - заместитель главы - начальник управления образования, культуры, спорта и молодежной политики не соответствует требованиям действующего федерального и регионального законодательства о муниципальной службе, нарушает права и законные интересы граждан.

С таким выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, составляют предмет регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В силу статей 2, 4, 5 данного Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Должности в органе местного самоуправления, в аппарате избирательной комиссии муниципального образования образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (части 1, 2 и 3 статьи 6).

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам функциональных признаков должностей, определяемых с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица (части 1 и 2 статьи 7).

Все должности муниципальной службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 8).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2009 г. № 148-IV-З «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Калмыкия, утверждаемым настоящим Законом.

Реестр должностей муниципальной службы Республики Калмыкия представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и категориям, определяемый согласно Приложению № 1 к настоящему закону (статья 2).

Статья 3 названного закона предусматривает, что должности муниципальной службы Республики Калмыкия классифицируются по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципального образования, группам, а также по функциональным признакам должностей (категориям), определяемых с учетом исторических и иных местных традиций.

Положениями статьи 9 этого же закона предусмотрено, что в муниципальном образовании ведется реестр муниципальных служащих. Порядок ведения реестра муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом.

Согласно Уставу Малодербетовского РМО РК, утвержденному решением Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК № 2 от 15 декабря 2011 г., перечень должностей муниципальной службы муниципального образования устанавливается Собранием депутатов (статья 50).

Как видно из материалов дела, ** ххх **** г. решением Собрания депутатов Малодербетовского РМО № ** утверждена структура администрации Малодербетовского РМО РК, согласно приложению № 1.

Согласно данному приложению, с ** ххх **** г. в структуру указанного органа местного самоуправления введена должность: заместитель главы - начальник Управления образования, культуры, спорта и молодежной политики.

Должности - заместитель главы администрации, начальник (заведующий) отдела предусмотрены в разделе 1 Реестра должностей муниципальной службы Республики Калмыкия и отнесены к одной категории - «руководители». Заместитель главы администрации отнесен к высшей группе, начальник (заведующий) отдела - к главной группе.

Согласно объяснениям представителя администрации Манджиева С.В., названная должность введена в структуру администрации Малодербетовского РМО РК с целью оптимизации бюджетных расходов на содержание муниципальных служащих. При этом в должностные обязанности назначенного на данную должность лица входят как обязанности заместителя главы администрации, так и начальника Управления образования, культуры, спорта и молодежной политики. Статус данного лица, его денежное содержание определяются по первому наименованию должности.

При таких данных, принимая во внимание, что действующее федеральное законодательство, а также законодательство Республики Калмыкия о муниципальной службе не содержат запрета на введение в структуру органов местного самоуправления должностей муниципальной службы, сочетающих в себе две должности муниципальной службы, из поименованных в региональном Реестре должностей муниципальной службы, вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого решения в указанной части федеральному и региональному законодательству о муниципальной службе является неверным.

Оснований считать, что в результате введения указанной должности нарушаются права и законные интересы граждан, не имеется, поскольку, реализуя полномочия по установлению структуры органа местного самоуправления, представительный орган муниципального образования обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов и в первую очередь принимать во внимание возможности собственного бюджета. В частности, это следует из содержания из статьи 31 Бюджетного кодекса РФ, в которой дано понятие содержания принципа самостоятельности бюджетов, означающего недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Исходя из приведенных законоположений, принимая во внимание, что содержание муниципальных служащих осуществляется за счет средств местного бюджета, Собрание депутатов Малодербетовского РМО РК с учетом бюджетных возможностей муниципального образования было вправе ввести в структуру органа местного самоуправления вышеуказанную должность, что само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы граждан.

Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие отношения сторон, и в отсутствие предусмотренных законом оснований удовлетворены заявленные прокурором требования.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2016 г. отменить.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Малодербетовскому районному муниципальному образованию Республики Калмыкия о признании незаконным муниципального правового акта отказать.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи Л.М. Кутланова

Г.В. Панасенко