САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-9205/2019 | Судья: Николаева Е.В. |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 22 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Стаховой Т.М. |
судей | Бутковой Н.А., Головкиной Л.А. |
при секретаре | Зимиревой И.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-348/2019 по апелляционной жалобе представителя Рыжовой В. Н. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2019 года, принятое по административному иску Рыжовой В. Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу о признании незаконным решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении юридического лица как недействующего.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца Рыжовой В.Н. – Першина С.А., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу – Ивановой О.В., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу), в котором просила признать незаконным решение административного ответчика от 13 июля 2017 года по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении из Реестра Производственного кооператива «Радпол», как недействующего юридического лица в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В обоснование административного иска указала, что является наследником умершего <...>., являвшегося членом Производственного кооператива «Радпол». Исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) препятствует ей оформлению права на наследство в виде пая кооператива и реализации ее имущественных прав в отношении нежилого помещения <адрес>, которое, по утверждению административного истца, передано в собственность кооператива. По мнению административного истца, налоговым органом нарушена процедура исключения организации из ЕГРЮЛ.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца – ФИО1, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу, полагая решение суда законным и обоснованным, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Административный истец ФИО2 о времени и месте судебного разбирательства извещена, в суд апелляционной инстанции не явилась, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного заседания не представил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно ст. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба в лице ее территориальных подразделений является органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции путем реализации проверочных мероприятий в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 64.2 Гражданского кодекса Российкой Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа определен ст. 21.1 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 названного Федерального закона юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (п. 2 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
При этом в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующее лицо, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица, могут направить в регистрирующий (налоговый) орган заявление о возражении против исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ. После направления указанного заявления решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (п. 4 ст. 21.1 названного Федерального закона).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 6 декабря 2011 года № 26-П; определения от 17 января 2012 года № 143-О-О, от 24 сентября 2013 года № 1346-О и др.), положения данной статьи Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Как следует из материалов дела, 17 марта 2017 года регистрирующим органом, в отношении Производственного кооператива «Радпол» принято решение № 4757 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое опубликовано в электронной и печатной версии журнала «Вестник Государственной Регистрации» часть 2 № 11 (625) от 22 марта 2017 года, а также на официальном сайте ФНС России.
При этом представленной в регистрирующий орган справкой МИФНС России №8 по Санкт-Петербургу от 15 марта 2017 года № 33-0 подтверждается, что отчетность Производственным кооперативом «Радпол» в течение последних 12 месяцев не представлялась. Справкой № 33-С от этой же даты подтверждено отсутствие сведений о движении денежных средств по банковским счетам.
Следовательно, требования закона, предъявляемые к основаниям и процедуре исключения фактически недействующих юридических лиц, налоговым органом соблюдены.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ <...> являлся одним из участников кооператива и был избран председателем кооператива (Л.д.49).
Смерть <...> наступила 06 октября 2017 года (Л.д.42).
Таким образом, указанное решение налогового органа от 17 марта 2017 года принято, а также опубликовано 22 марта 2017 года в журналу «Вестник государственной регистрации» при жизни <...>
Помимо <...>, участниками производственного кооператива «Радпол» являлись: <...> (Л.д.49-50).
В связи с тем, что в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении возражений против исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ не поступило, регистрирующим органом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком при рассмотрении дела представлены доказательства, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом утверждение административного истца о том, что выявленные налоговой инспекцией нарушения не могут являться достаточным основанием для применения такой меры, как исключение юридического лица, носит субъективный характер и противоречит вышеприведенным положениям ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», устанавливающим четкие критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом).
Доказательств в подтверждение доводов апелляционной жалобы о фактическом осуществлением Кооперативом хозяйственной деятельности, административным истцом не представлено.
Судом также обоснованно не приняты в качестве основания для признания незаконными решений регистрирующего органа доводы административного истца о нарушении ответчиком трехдневного срока публикации, предусмотренного п. 3 и п. 4 ст 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале «Вестник государственной регистрации». В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале «Вестник государственной регистрации» этих сведений определяется редакцией журнала.
Порядок и сроки направления возражений заинтересованными лицами установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и одинаковы для всех, в связи с этим указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз во вводной части специального раздела журнала «Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ», а не по каждому из юридических лиц, по которым приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ. Сообщения о приятии регистрирующими органами решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц сгруппированы по субъектам Российской Федерации и регистрирующим органам и предваряются сведениями о наименовании и адресе регистрирующего органа.
Сообщение о принятом 17 марта 2017 года решении № 4757 о предстоящем исключении Производственного кооператива «Радпол» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 11 (625) от 22 марта 2017 года (Л.д.72-77).
В соответствии с п. 3.1 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02 июля 2005 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации», направленных письмом ФНС России от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@ (данное письмо утратило силу 21 июня 2017 года, т.е. после публикации 22 марта 2017 года решения налогового органа от 17 марта 2017 года), для соблюдения трехдневного срока публикации решений регистрирующий (налоговый) орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о решении о предстоящем исключении в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации». Указанные сведения публикуются в номере журнала «Вестник государственной регистрации», выходящем в среду следующей недели.
Решение Межрайонной инспекции о предстоящем исключении Производственного кооператива «Радпол» № 4754 принято 17 марта 2017 года - пятница и направлено в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации». В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» данные сведения в течение трех дней были опубликованы в специальном органе печати - журнале «Вестник государственной регистрации», а именно 22 марта 2017 года - среда.
Кроме того, имеющееся, по мнению административного истца, нарушение названного срока не повлекло нарушения прав лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением из реестра недействующего юридического лица. Трехмесячный срок для направления данными лицами заявлений в регистрирующий орган, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и исчисленный в настоящем случае с даты публикации решения о предстоящем исключении – 22 марта 2017 года, регистрирующим органом соблюден – запись о прекращении деятельности юридического лица внесена в ЕРГЮЛ 13 июля 2017 года (Л.д.49).
Суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что срок, установленный пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не является пресекательным, а нормы названного Федерального закона не связывают с его несоблюдением возможность признания незаконной записи ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица.
Таким образом, в настоящем случае отсутствуют доказательства нарушения налоговым органом порядка исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц, приведшего к нарушению гарантированных Федеральным законом от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прав кредиторов или иных лиц.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам и принял решение при соблюдении требований процессуального законодательства и правильном толковании норм материального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: