Дело №33а-9219/2019
Судья Кочегарова Д.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2019 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Судневой В.Н.
Судей Никитиной Т.А., Коротаевой О.А.
При секретарях Емельяновой А.С. Рогатневой А.Н.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе автономной некоммерческой организации «Санаторный дом престарелых «Благолетие – 2» на решение Свердловского районного суда города Перми от 24 мая 2019 года, которым, с учетом определения суда об исправлении описки от 12 июля 2019 года, постановлено: «Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию Санаторный дом престарелых «Благолетие – 2» ИНН **, ОГРН **.
Исключить Автономную некоммерческую организацию Санаторный дом престарелых «Благолетие – 2» ИНН 5904337568, ОГРН 1165958087921 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации Санаторный дом престарелых «Благолетие – 2» ИНН **, ОГРН ** в доход местного бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Санаторный дом престарелых «Благолетие - 2» о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Свои требования, мотивируя тем, что решение о государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Санаторный дом престарелых «Благолетие - 2» (далее - Организация) принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю 10.06.2016. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю 20.06.2016, ОГРН - **.
Организация действует на основании устава в редакции от 27.05.2016.
Организация не выполняет требования пункта 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 212, что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Автономной некоммерческой организации «Санаторный дом престарелых «Благолетие - 2», считает, что оно незаконно, принято с нарушением норм действующего законодательства.
Определением суда от 12.07.2019 года исправлена описка в решении Свердловского районного суда города Перми /л.д.53/.
В судебном заседании представители административного ответчика Коняев Ю.В., Коняева М.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались.
Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2010 года N 16857) утверждены Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение № 1).
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела 20.06.2016 зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Санаторный дом престарелых «Благолетие - 2», адрес (место нахождения): г. Пермь, ул. ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 11-13).
Однако информация о предоставлении отчетов за 2016-2017 г.г. в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО) отсутствует, что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО;
За неисполнение требований законодательства к Организации применялись меры реагирования в виде вынесения предупреждения, а также привлечения организации к административной ответственности/л.д.16 – 26/.
Кроме того, согласно ответа, поступившего на запрос судебной коллегии из Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району города Перми налоговая отчетность Автономной некоммерческой организацией «Санаторный дом престарелых «Благолетие – 2». За 2016, 2017 г.г. в налоговый орган не поступала.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик с 2016 года не исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», срок совершения нарушений носит длительный характер. При этом суд исходил из того, что признание некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в данном случае, как мера реагирования на нарушения действующего законодательства соответствует общеправовым принципам юридической ответственности и соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами
В силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
То обстоятельство, что некоммерческая организация в нарушение требований положений статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не исполняла свою обязанность ежегодно представлять сведения, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целевом расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не исполнила вышеуказанные предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, стороной административного ответчика не оспаривается.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком оспорены и опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона являются основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении длительного времени.
Довод о предоставлении отчета о деятельности некоммерческой организации за период с 2016 по 2018 годы 24 июня 2019 года не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку во-первых, данные документы суду первой инстанции предоставлены не были и соответственно не могли быть им оценены в качестве доказательства, во - вторых, данные отчеты сданы со значительным пропуском установленного законом срока, чем подтверждается факт нарушения административным ответчиком положений действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы об описке в наименовании административного ответчика, допущенной в решении суда его отмену повлечь не может при том, что определением суда от 12 июля 2019 года данная описка была устранена.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда не свидетельствуют. Судебная коллегия полагает, что оценка обстоятельств по делу и имеющихся по ним доказательств соответствует нормам закона и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 24 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации «Санаторный дом престарелых «Благолетие – 2» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи