ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9267/2022 от 06.06.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

судья Федотова Е.Н. УИД: 61RS0007-01-2021-007198-66

дело № 33а-9267/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего: Сачковым А.Н.,

судей Капитанюк О.В., Яковлевой Э.Р.,

при секретаре Симонян А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Яценко Елены Владимировны, Близнецовой Майи Петровны, Чуняевой Нины Григорьевны к МИФНС № 26 по Ростовской области, заинтересованные лица – Чернявская Н.П., Борзова О.И., Гармаш О.П., Кириченко Т.Н., Лошаченко Р.И., Санин А.Н., Семенов П.И., Трембач Н.Е., Чубенко И.К., Шапошникова И.В. об оспаривании решения регистрирующего органа,

по апелляционной жалобе Яценко Е.В., Близнецовой М.П. на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 февраля 2022 года,

заслушав доклад судьи Сачкова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

административные истцы обратились в суд с административным иском к МИФНС №26 по Ростовской области о признании незаконным решения о признании ТСЖ «Магистраль-2» прекратившим свою деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.01.2021г.

В обоснование требований административные истцы указали, что при внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности товарищества налоговая инспекция не учла наличие у ТСЖ «Магистраль-2» денежных обязательств перед кредиторами, несмотря на то, что Яценко Е.В. неоднократно информировала инспекцию о наличии задолженности у товарищества и просила не производить действия по его ликвидации. Также административные истцы полагали, что решение об исключении товарищества из ЕГРЮЛ принято с нарушением требований законодательства, поскольку ТСЖ «Мгистраль-2» не признано банкротом.

Яценко Е.В., Близнецова М.П., Чуняева Н.Г., полагая, что фактически нарушаются их права, просили в судебном порядке признать незаконным оспариваемое решение налоговой инспекции.

Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09.02.2022г. в удовлетворении административного иска Яценко Е.В., Близнецовой М.П., Чуняевой Н.Г. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Яценко Е.В., Близнецова М.П. ставят вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, полагая, что имеются все основания для удовлетворения их требований. По мнению заявителей, суд не принял во внимание, что оспариваемым решением инспекции не обеспечивается защита кредиторов, на что указывает Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

В суде апелляционной инстанции Яценко Е.В., Близнецова М.П. поддержали требования административного иска и доводы апелляционной жалобы.

Чуняева Н.Г. просила рассмотреть дело в апелляционной инстанции в ее отсутствии. В письменном обращении к суду дала пояснения по обстоятельствам дела и заявила просьбу к суду об отмене решения суда и удовлетворении их требований к инспекции. Дело рассмотрено в отсутствии указанного лица по правилам ст. 150 КАС РФ.

Представитель МИФНС № 26 по Ростовской области, заинтересованные лица в суд апелляционной инстанции не явились. Судом извещены в установленном законом порядке. Дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц по правилам ст. 150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав Яценко Е.В., Близнецова М.П., рассмотрев письменные объяснения по делу и другие дополнительные доказательства указанных лиц, судебная коллегия не усматривает достаточных оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда.

При установлении предмета судебного разбирательства, распределении бремени доказывания юридических фактов по делу, оценки доказательств и, как следствие, правовой квалификации существенных обстоятельств публичного спора, суд первой инстанции не допустил ошибки, повлиявшей на исход дела.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ (ч.1 ст. 307 настоящего Закона).

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1 ст. 308 настоящего Закона).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по подобной категории административных дел (ч.3 ст. 62 настоящего Закона).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления и должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо.

При отсутствии указанной выше совокупности условий судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик доказал законность оспариваемого решения, по обстоятельствам, установленным судом.

Административные истцы, полагая, что наличие у ТСЖ неисполненных обязательств перед ними препятствует исключению товарищества из реестра и лишает их возможности получения присужденных по решению суда денежных сумм, не представили суду убедительных доказательств того, что оспариваемым решением административного ответчика фактически нарушены права и/или созданы препятствия для их реализации указанными лицами.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В соответствии с ч.1 ст. 64.2 ГК РФ и ст. 21.1 Закона №129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В Письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 07.08.2006г. N ШТ-6-09/770@ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации» указано следующее. ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона N 129-ФЗ и процедуры, предусмотренные статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.

В этой связи в отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, оформленных в соответствии с Приказом Минфина России от 28 февраля 2006 года N 32н согласно приложению N 1 и N 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации. Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных документов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).

Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Управления, по которому могут быть направлены заявления, в течение трех дней со дня принятия такого решения направляются Управлениями в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации» в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала.

Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в Управление не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, структурное подразделение Управления, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 июля 2006 года N 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Состав сведений, публикуемых в журнале «Вестник государственной регистрации» определен в приложении N 2 к вышеназванному Приказу.

В разделе II приложения N 2 к Приказу ФНС РФ от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ указано какие именно сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ подлежат публикации. В частности, в журнале "Вестник государственной регистрации" публикуются: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 1 июля 2002 года (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дата решения о предстоящем исключении. Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

В п.24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021, Президиумом Верховного Суда РФ обращает внимание на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением, и может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Наличие предусмотренных в ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.09.2020г. Межрайонной ИФНС России №26 по Ростовской области принято решение № 6832 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ТСЖ «МАГИСТРАЛЬ-2» на основании:

- справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области № 1588-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области № 1588-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.

Суд первой инстанции правильно обратил внимание на то, что ТСЖ «Магистраль-2» в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлял операций ни по одному банковскому счету и, следовательно, товарищество является недействующим юридическим лицом.

Данные обстоятельств, в силу указанных выше норм права, порождают юридические последствия: действия инспекции по подготовке предстоящего исключения юридического лица и оценка текущих, актуальных на дату принятия решения, оснований исключения или не исключения ТСЖ «МАГИСТРАЛЬ-2» из ЕГРЮЛ.

Установлено, что в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2206100694116 от 16.09.2020г. о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица ТСЖ «МАГИСТРАЛЬ-2» из ЕГРЮЛ.

Публикация сведений о принятом решении о предстоящем исключении юридического лица была осуществлена 16.09.2020г. в журнале «Вестник государственной регистрации» №37, что соответствует нормам Федерального закона № 129-ФЗ и объективно направлено на обеспечение гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким предстоящим исключением.

Согласно положениям п.3 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п.4 ст.21.1 Федерального закона № 129-ФЗ заявления заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, могут быть направлены в срок, не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления указанного заявления решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Пунктом 6 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, законодатель установил четкую процедуру действий регистрирующего органа, исключающую свободу усмотрения налогового органа и предполагающую решение определенной задачи: создание равных, формально определенных процессуальных возможностей со стороны регистрирующего органа для реализации интересов определенных заинтересованных лиц, действующих, в отличии от инспекции, по своему усмотрению.

Из материалов дела следует, что с даты публикации 16.09.2020г. сведений о принятом решении о предстоящем исключении ТСЖ «МАГИСТРАЛЬ-2», в течение установленного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ срока, заявлений заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица ТСЖ «Магистраль-2» из ЕГРЮЛ в регистрирующий орган не поступало.

Кроме того, информация о предстоящем исключении ТСЖ «МАГИСТРАЛЬ-2» размещена в открытом доступе на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в электронном сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

В течение трех месяцев после публикации сообщения в МИФНС №26 по РО по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН также не поступало заявлений (возражений) от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ТСЖ «Магистраль-2».

Суд первой инстанции правильно обратил внимание на то, что административными истцами не представлено суду доказательств того, что они приняли меры к реализации своих прав как заинтересованных лиц и не имели возможности ознакомиться с извещением, размещенным в журнале «Вестник государственной регистрации», а значит подать соответствующее заявление.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч.2 ст. 176 КАС РФ).

В этой ситуации налоговая инспекция обоснованно применила нормы п.7 ст.22 Федерального Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с п.7 ст. 22 Федерального Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Межрайонной ИФНС России №26 по Ростовской области 15.01.2021г. в административном порядке в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2216100014106 о прекращении деятельности юридического лица ТСЖ «МАГИСТРАЛЬ-2» в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 7 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ.

Материалы дела, объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, а также доводы апелляционной жалобы не позволяют сделать вывод, что в данном случае инспекцией внесена запись ГРН 2216100014106 о прекращении деятельности юридического лица с нарушением закона, без фактического обеспечения гарантий направленных на защиту кредиторов.

В деле имеется достаточная совокупность доказательств о том, что ТСЖ «МАГИСТРАЛЬ-2» фактическом прекратил деятельность хозяйствующего субъекта.

В судебном порядке установлено, что как процедура принятия решения налоговым органом, так и по существу принятого решения административный ответчик действовал законным образом и в пределах полномочий.

Поэтому условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, судебная коллегия не усматривает.

При этом судебная коллегия учитывает, что УФНС России по Ростовской области было получено коллективное обращение (жалоба) административных истцов от 12.04.2021г. по обстоятельствам исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. В результате проведенной проверки, УФНС России по Ростовской области заявителям был дан ответ от 30.04.2021г. по существу их обращения (л.д.41).

Доводы апелляционной жалобы, доказательства, представленные стороной административных истцов, не позволяют сделать иной вывод.

Сама по себе иная точка зрения на обстоятельства дела, на то как следует применять закон не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яценко Е.В., Близнецовой М.П. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий А.Н. Сачков

Судья О.В. Капитанюк

Судья Э.Р. Яковлева

Мотивированное апелляционное определение составлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.