Судья: Коляда В.А. Дело № 33а-9301/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Курлаевой И.В., Редченко Е.В., при секретаре Алексееве Н.О., рассмотрела в открытом судебном заседании 22 марта 2021 года апелляционную жалобу Макаренко Я. В. на решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Таганрогской таможни к Макаренко Я. В. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени. Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения Макаренко Я.В. и его представителя – адвоката Торбенко Д.В., установила: Таганрогская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Макаренко Я.В. о взыскании таможенного платежа в размере 429 132,90 руб., пени в сумме 207 304,56 руб. за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>; всего просила взыскать с ответчика 636 437,46 руб. Требования мотивировала тем, что <данные изъяты> гражданин Украины Макаренко В.Я. временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза автомобиль марки «HYUNDAIELANTRA », госномер ВВ4398ВI, VIN<данные изъяты>, 1996 года выпуска, зарегистрированного на территории Украины. Свою обязанность по вывозу транспортного средства за пределы РФ в срок до <данные изъяты> не исполнил. Таможенным органом было вынесено решение об обнаружении факта нарушения срока временного ввоза транспортного средства, административному ответчику направлено соответствующее уведомление от <данные изъяты> об уплате таможенных платежей и пени в сумме 511 967,46 руб. В связи с неисполнением Макаренко Я.В. обязанности по уплате указанных в уведомлении денежных средств таможенный орган обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа; выданный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями. Решением Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск таможенного органа удовлетворен в полном объеме. В апелляционной жалобе Макаренко Я.В. просит об отмене данного решения, ссылаясь на неправильную оценку судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. В соответствии со ст. 44 КАС РФ определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <данные изъяты> произведена замена административного истца – Таганрогской таможни, на ее правопреемника – Ростовскую таможню. Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, на момент возникновения спорных правоотношений, регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от <данные изъяты> «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение). В соответствии с п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса таможенного союза (здесь и далее – ТК ТС, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. В соответствии с п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательства таможенного союза. В силу статьи 453 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в силу с <данные изъяты> (далее – ТК ЕАЭС) к товарам, помещенным до вступления настоящего Кодекса в силу под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, с даты вступления настоящего Кодекса в силу применяются положения настоящего Кодекса, регулирующие особенности исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза, (допуска) без уплаты или с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов соответственно. На основании пункта 1 статьи 224 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается: 1) помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 276 настоящего Кодекса; 2) признанием таможенными органами в соответствии с законодательством государств - членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты временно ввезенных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 3) наступлением обстоятельств, определяемых Комиссией и (или) законодательством государств - членов о таможенном регулировании, до наступления которых товары находятся под таможенным контролем. Аналогичные правила, позволяющие прекратить действие режима временного ввоза с освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов в отношении товаров, ввезенных с условным освобождением от таможенных платежей, закреплены и в пункте 3 статьи 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в <данные изъяты><данные изъяты> (Российская Федерация присоединилась <данные изъяты>), согласно которому действие режима временного ввоза может быть прекращено по просьбе заинтересованного лица, если это лицо приведет таможенным органам удовлетворительное доказательство полного уничтожения или утраты товаров (включая транспортные средства) вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 224 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть завершено: 1) помещением временно ввезенных товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, если иное не установлено настоящим пунктом; 2) возобновлением действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории, действие которой было приостановлено в соответствии с пунктом 3 статьи 173 настоящего Кодекса; 3) помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, если эти товары помещены под эту таможенную процедуру для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза с территории государства - члена, таможенным органом которого произведен выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на территорию иного государства - члена. В силу пункта 5 статьи 224 ТК ЕАЭС по истечении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие таможенной процедуры прекращается. В соответствии с пунктом 1 статьи 270 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено законодательством государств-членов, или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 266, 268 и 269 настоящего Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 270). При неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени. Пени не уплачиваются в случае, когда таможенным органом, осуществляющим взыскание таможенных пошлин, налогов, в порядке, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 268 настоящего Кодекса, получено подтверждение о наступлении обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается (пункт 2 ст. 270). Согласно п. 4 ст. 270 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса с учетом настоящей статьи (пункт 8 статьи 270 ТК ЕАЭС). Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что гражданин Украины Макаренко Я.В.<данные изъяты> на основании пассажирской таможенной декларации временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП «Матвеев Курган» Таганрогской таможни в целях личного пользования транспортное средство «HYUNDAIELANTRA », госномер ВВ4398ВI, VIN<данные изъяты>, 1996 года выпуска, зарегистрированного на территории Украины, на срок до <данные изъяты> (л.д. 16-17); срок ввоза не продлевался; с территории Российской Федерации транспортное средство декларантом до настоящего времени не вывезено. Таганрогской таможней вынесено решение об обнаружении факта нарушения срока временного ввоза транспортного средства. На основании статьи 270 ТК ЕАЭС в адрес Макаренко Я.В. как по месту жительства на Украине, так и по месту пребывания на территории РФ, указанному в объяснениях при подаче пассажирской таможенной декларации было направлено уведомление от <данные изъяты> об уплате таможенных платежей в размере 429 132,90 руб., пени в размере 82 834,56 руб., которое он обязан был исполнить в течение 15 рабочих дней со дня получения данного уведомления (л.д. 57-58). Определением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от <данные изъяты> отменен судебный приказ от <данные изъяты> о взыскании с Макаренко Я.В. в пользу Таганрогской таможни недоимки по уплате таможенных платежей и пени в связи с поступившими от должника возражениями на исполнение судебного приказа. До настоящего времени уплата таможенной пошлины Макаренко Я.В. не произведена; правильность расчета таможенных платежей и пени ответчиком не оспаривалась. В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При таких данных суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный Таганрогской таможней административный иск. Вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования урегулированы статьей 14 Соглашения, согласно которой обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 Соглашения при этом установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства прекращается у декларанта в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 настоящего Соглашения, в частности, при уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения (подпункт 5 пункта 2 статьи 13 Соглашения) В силу пункта 3 части 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения. Оценивая довод Макаренко Я.В. о том, что причиной невывоза им транспортного средства за пределы РФ в срок до <данные изъяты> явилась утилизация автомобиля, в связи с его аварийным состоянием, суд первой инстанции обосновано указал, что данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей: своим правом на продление установленного срока ввоза транспортного средства административный ответчик не воспользовался, не предпринял действий по завершению заявленного таможенного режима (процедуры) временного ввоза, не поместил товар под иную таможенную процедуру, с заявлением о признании временно ввезенного автомобиля безвозвратно утраченным вследствие утилизации в таможенный орган не обращался. Доказательств уничтожения и (или) безвозвратной утраты временно ввезенного транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы Макаренко Я.В. таможенному органу, так и суду не представил. При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения: судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения. Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец как лицо, переселившееся на постоянное место жительство в соответствии с п. 24 Приложения 3 к Соглашению освобожден от уплаты таможенных пошлин, является несостоятельным. Согласно п. 1 ст. 12 Соглашения таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению. В силу п. 24 приложения 3 к указанному Соглашению к товарам для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей относится автомобиль и прицеп - в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа, - находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член таможенного союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий: их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза; такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 356 Таможенного кодекса Таможенного союза подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем, либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза. Таким образом, административный истец обязан был представить документы, подтверждающие, что на него распространяется соответствующий статус, установленный действующим законодательством: Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Последнее осуществляется в соответствии с утвержденной тем же Указом Президента Российской Федерации Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно пп. "б" п. 6 названной Государственной программы участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца. При этом соотечественниками за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»). Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ от 23 июля 2013 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» определено, что граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В соответствии с Информацией Федеральной таможенной службы от 4 февраля 2016 года «По вопросам совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования физических лиц, прибывающих (переселяющихся) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, беженцев и вынужденных переселенцев» документами, подтверждающими признание иностранного физического лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, являются: - разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 23 декабря 1993 года; - удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 02 июня 1993 года; - свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637; - вид на жительство, полученный в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Также такими документами могут являться документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, сопровождаемые получением постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации. Из анализа указанных норм права следует, что льгота, распространяется на строго определенную категорию лиц: беженцев, вынужденных переселенцев и, в частности на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории России, являющихся участниками соответствующих государственных программ, в рамках которых им специальными нормативными актами предоставлено право на освобождение от уплаты таможенных платежей. Статус указанных лиц, как было указано выше, подтверждается соответствующим документом установленного образца, а обязанность предоставить указанный документ по смыслу ст. 356 Таможенного кодекса Таможенного союза возложена на самого гражданина. Из материалов дела усматривается, что документ установленного образца, подтверждающий право на льготу по оплате обязательных платежей, административный истец при ввозе транспортного средства не предоставил. Апелляционная жалоба также не содержит указания на обстоятельства, подтверждающие соблюдение Макаренко Я.В. приведенных выше законоположений. Кроме того, положения п. 24 приложения к Соглашения не применимы к административному истцу, поскольку не соблюдены оба условия, указанные в данном пункте, а именно ввезенный автомобиль не был зарегистрирован за административным истцом в стране предыдущего проживания – Украине, в течение не менее 6 месяцев до даты его переселения на постоянное место жительства в российскую Федерацию. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Серпуховского городского суда Московской области от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаренко Я.В. – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |