ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9313/18 от 13.11.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Ягжова М.В.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. по делу № 33а-9313/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,

при секретаре Шеине М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц (жителей Ангарского городского округа)

к администрации Ангарского городского округа о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятие мер, направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории округа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем принятия мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории округа,

к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по организации деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возложении обязанности организации деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,

по апелляционной жалобе администрации Ангарского городского округа на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 24 июля 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском округе, специалистов администрации Ангарского городского округа проведено обследование территории микрорайона Китой г. Ангарска.

В результате проведенной в период с 24.04.2018 по 04.05.2018 проверки установлено, что на территории микрорайона Китой г. Ангарска, а именно по ул. Советская, д.1 между земельными участками с кадастровыми номерами 38:26:040901:662 и 38:26:040901:1144, на площади около 70 кв.м. и по ул. Партизанская д. 1, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:26:040901:4588, на площади около 50 кв.м. скапливаются твердые коммунальные отходы вне мест, специально оборудованных для их размещения, то есть несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов. Выявленные места размещения отходов не определены Территориальной схемой обращения с отходами, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр в качестве мест сбора и накопления отходов. В соответствии с актом осмотра, отходы размещены непосредственно на почву, контейнерные площадки, контейнеры в этих местах отсутствуют.

В ходе проверки собственник территорий, на которых несанкционированно размещены твердые коммунальные отходы, не установлен. Земельный участок, на котором размещены отходы, относится к землям не разграниченной собственности. Указанные выше земельные участки, на которых расположены свалки твердых коммунальных отходов, не являются полигоном для размещения отходов, не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, ограждение отсутствует, складирование отходов устроено беспорядочно.

Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Органы публичной власти, как правообладатели в отношении земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанных земельных участках.

В соответствии с п. 10 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 392/171-пп, министерство уполномочено на организацию деятельности по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов. Однако, в настоящее время соглашение по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором министерством не заключено, система договоров собственников с региональным оператором в Иркутской области отсутствует. Соответственно, министерством не принято надлежащих мер к организации деятельности по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов.

Органы местного самоуправления, органы государственной власти Иркутской области обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в границах муниципальных образований. Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Несоблюдение требований, установленных Федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду. Эксплуатацией несанкционированных свалок нарушаются законные интересы и права граждан – жителей Ангарского городского округа – на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного административный истец просил суд:

-признать незаконным бездействие администрации Ангарского городского округа, выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в м/н Китой <...> между земельными участками с кадастровыми номерами 38:26:040901:662 и 38:26:040901:1144, на площади около 70 кв.м.; по ул. Партизанская д. 1, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:26:040901:4588, на площади около 50 кв.м.

-обязать администрацию Ангарского городского округа ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в м/н Китой <...> между земельными участками с кадастровыми номерами 38:26:040901:662 и 38:26:040901:1144, на площади около 70 кв.м.; по ул. Партизанская д. 1, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:26:040901:4588, на площади около 50 кв.м.

-признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в м/н Китой <...> между земельными участками с кадастровыми номерами 38:26:040901:662 и 38:26:040901:1144, на площади около 70 кв.м.; по ул. Партизанская д. 1, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:26:040901:4588, на площади около 50 кв.м.

-обязать министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, организовать деятельность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в м/н Китой <...> между земельными участками с кадастровыми номерами 38:26:040901:662 и 38:26:040901:1144, на площади около 70 кв.м.; по ул. Партизанская д. 1, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:26:040901:4588, на площади около 50 кв.м.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 24 июля 2018 года административные исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация Ангарского городского округа выражает несогласие с решением суда в части признания незаконным бездействия администрации Ангарского городского округа, выразившемся в непринятие мер, направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, просит в указанной части решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что вопреки выводам прокурора и суда администрация Ангарского городского округа не бездействовала, что подтверждается актами обследования земельных участков от 04.04.2018 и 06.06.2018, в которых отражен факт выявления несанкционированных свалок мусора, являющихся предметом настоящего административного дела. При этом данные несанкционированные свалки были выявлены администрацией Ангарского городского округа до проведения проверки Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой. Однако прежде чем перейти к плану мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов администрация Ангарского городского округа должна была определить вопрос финансирования данных мероприятий.

Таким образом, администрацией Ангарского городского округа были предприняты объективно возможные меры к организации мероприятий направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, что подтверждается деловой перепиской с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области.

В отзыве на апелляционную жалобу администрации Ангарского городского округа Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области указало, что постановлением Правительства Иркутской области от 17.09.2018 № 663-пп, по итогам рассмотрения заявки и пакета документов министерством утверждено распоряжение от 07.11.2018 № 709/11 о предоставлении субсидии муниципальному образованию «Ангарский городской округ» на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, в том числе в м/н Китой г. Ангарска в соответствии с заявкой муниципального образования. Таким образом, бездействие министерства отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направило, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя администрации Ангарского городского округа – ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, старшего помощника Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Мальханову Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу требований ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ при оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их незаконными при наличии двух условий, их не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что в соответствии с Законом Иркутской области 10.12.2014 № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» в состав территории Ангарского городского муниципального образования входят земли населенного пункта город Ангарск. Микрорайон Китой является жилой зоной, расположенной в границах г. Ангарска.

Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском округе, специалистов администрации Ангарского городского округа (далее – администрации АГО) проведено обследование территории микрорайона Китой г. Ангарска.

В результате проведенной в период с 24.04.2018 по 04.05.2018 проверки установлено, что на территории м/н Китой г. Ангарска Ангарского городского округа твердые коммунальные отходы накапливаются, собираются вне мест, специально оборудованных для их размещения (несанкционированные свалки ТКО).

Так, на территории жилой застройки м/н Китой г. Ангарска расположены следующие несанкционированные свалки: по ул. Советская, д.1 между земельными участками с кадастровыми номерами 38:26:040901:662 и 38:26:040901:1144, на площади около 70 кв.м.; по ул. Партизанская д. 1, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:26:040901:4588, на площади около 50 кв.м.

Указанные обстоятельства, а именно нахождение несанкционированной свалки также подтверждается актами обследования, предоставленными администрацией АГО от 04.04.2018 и от 06.06.2018, из которых усматривается наличие несанкционированных свалок по адресу: г.Ангарск м/н Китой, ул. Аптечная, 4 и г. Ангарск, м/н Китой, ул. Партизанская.

Как установлено в судебном заседании указанные места расположения свалок тождественные.

Образование выявленных свалок твердых коммунальных отходов произошло в результате стихийного сброса бытовых отходов, вывозимого гражданами с территорий частных домовладений данного района населенного пункта. Круг лиц, осуществляющих неорганизованное размещение отходов, не определен.

Места размещения отходов в м/н Китой <...> между земельными участками с кадастровыми номерами 38:26:040901:662 и 38:26:040901:1144; по ул. Партизанская д. 1, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:26:040901:4588., не определены Территориальной схемой обращения с отходами, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр (официально опубликована на сайте www.pravo.gov.ru), в качестве мест сбора и накопления отходов. В соответствии с актом осмотра, отходы размещены непосредственно на почву, контейнерные площадки, контейнеры в этих местах отсутствуют.

Таким образом, допущено несанкционированное размещение ТКО по ул. Советская, и по ул. Партизанская в м/н Китой г. Ангарска.

В ходе проверки собственник территорий, на которых несанкционированно размещены ТКО, не установлен. Земельный участок, на котором размещены отходы, относится к землям не разграниченной собственности.

Разрешая заявленный спор, принимая решение об удовлетворении исковых требований Ангарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Ангарского городского округа, Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются администрация Ангарского городского округа, как правообладатель в отношении земельного участка, на который государственная собственность не разграничена, поскольку не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, образование указанной несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения данным ответчиком возложенных на него полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории городского округа, и Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, которым допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых отходов на территории м/н Китой г. Ангарска.

С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.

Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.

Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах, производства и потребления" регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 №392/171-пп (далее - Положение).

Пунктом 10 Положения на Министерство возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся; организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, а на органы государственной власти субъектов РФ (Министерство природных ресурсов и экологии) возложена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" внесены изменения.

Согласно внесенным изменениям к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2016 года. Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года, устанавливается переходный период новой системы регулирования в области обращения с ТКО до 1 января 2019 года.

Следовательно, реализация изменений, внесенных в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отсрочена до 1 января 2019 года, соответственно действуют нормы закона, действовавшие до 1 января 2016 года, в частности обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.

Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Таким образом, Федеральным законом N 404-ФЗ от 29 декабря 2015 года установлен переходный период до наделения юридических лиц статусом региональных операторов. Для функционирования института региональных операторов, Правительство Российской Федерации должно разработать и утвердить Правила обращения с ТКО, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить регионального оператора на основании конкурса, а для этого необходимо утвердить Правила конкурсного отбора и т.д.

В связи с изложенным, организация работы по обращению с ТКО до 1 января 2019 года должны осуществляться в ранее установленном порядке до наделения соответствующих юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что администрация Ангарского городского округа и Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области являются надлежащими ответчиками.

Довод апелляционной жалобы администрации Ангарского городского округа об отсутствии бездействия с ее стороны, так как несанкционированные свалки были выявлены администрацией до проведения проверки Ангарским межрайонным природоохранным прокурором (акты от 04.04.2018 и 06.06.2018) и до составления заключения специалистом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании (26.04.2018) нельзя признать обоснованным, так как прокурор просил признать незаконным бездействие не по не выявлению свалок, а по непринятию мер к их ликвидации.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете денежных средств, необходимых для сбора и транспортирования отходов, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете Ангарского муниципального образования денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора освобождает администрацию от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, при том, что право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Также нельзя признать обоснованным и довод апелляционной жалобы о том, что администрацией принимаются меры, направленные на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, что подтверждается следующими документами: письмо администрации Ангарского городского округа министру природных ресурсов и экологии Иркутской области от 09.07.2018 №4/19-3985, заявка администрации Ангарского городского образования в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области от 13.07.2018, гарантийное письмо от 13.07.2018 №1/05-1153, так как данные меры принимались администрацией после обращения прокурора с административным иском.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.

Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований, для отмены решения суда, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 24 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ангарского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Л.В. Гусарова

Р.И. Харин