ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-934/20 от 20.10.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Эминов А.И. Дело №33а-934/2020

УИД - 26RS0003-01-2019-003462-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 20 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,

судей Болотовой Л.А., Пшеничной Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в лице начальника управления - ФИО5 на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 15 августа 2019 года

по административному делу по иску ФИО1 к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании распоряжения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного истца адвоката ФИО6,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании распоряжения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование исковых требований указано, что он обратился в Управление с заявлением о включении его в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Распоряжением № 56-р от 12 марта 2019 г. административный ответчик отказал в признании его пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан со ссылкой на подпункт 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».

Считая данный отказ незаконным истец просил суд признать незаконным распоряжение Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 12 марта 2019 г. № 56-р об отказе ФИО1, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в признании пострадавшим и включении в реестр пострадавших граждан;

- обязать Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору признать ФИО13 пострадавшим и включить его в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 15 августа 2019 года административные исковые требования ФИО1 к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, удовлетворены.

Суд признал незаконным распоряжение Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 12 марта 2019 г. № 56-р об отказе ФИО1, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в признании пострадавшим и включении в реестр пострадавших граждан.

Суд обязал Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору признать ФИО1 пострадавшим и включить его в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В апелляционной жалобе административный ответчик Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в лице начальника управления - ФИО5, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В обосновании доводов ссылается на то, что в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Федеральным законом от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ у Управления с 27 июня 2019 г. отсутствуют полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и для ведения реестра таких граждан.

Кроме того, ФИО1 не подлежит включению в реестр пострадавших граждан на основании подпункта 1 пункта 10 Правил в связи с отсутствием у ООО «АртСтройТехно», предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ правоустанавливающих документов, договора аренды, договора субаренды, договора безвозмездного пользования на земельный участок по адресу: <адрес>, прошедших государственную регистрацию, что не соответствует подпункту 1 пункта 2 критериев, привлечением ООО «АртСтройТехно» денежных средств ФИО2 к финансированию строительства <адрес>, находящейся на 5 этаже 15-ти этажного многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями по адресу: <адрес>, позиция 8, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 1 и части 3 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ в отсутствие заключенного в письменной форме договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию и считающегося заключенным с момента такой регистрации, что не соответствует критерию, установленному подпунктом 2 пункта 2 критериев и в отсутствие надлежащего исполнения ФИО2 обязательств, а именно: внесена не в полном объеме оплата по предварительному договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, что не соответствует критерию, установленному подпунктом 3 пункта 2 критериев.

Считает, что у суда отсутствуют полномочия по возложению на ответчика обязанности по принятию конкретного решения, которое находится в его исключительной компетенции.

После поступления дела на рассмотрение в апелляционном порядке от представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края поступило ходатайство о замене административного ответчика по делу - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 марта 2020 года решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 15 августа 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Кассационным определением от 14 июля 2020 года судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 марта 2020 года отменено, а дело направлено в тот же суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО7, действующую по доверенности в качестве представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, которому на период с 27 июня 2019 года по 6 июля 2020 года переданы функции Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в части государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, просившую отменить решение по изложенным в апелляционной жалобе основаниям, а также адвоката ФИО6, действующего в защиту интересов административного истца, полагавшего решение законным и обоснованным, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 03 декабря 2014 г. между застройщиком ООО «АртСтройТехно» и участником долевого строительства ФИО2 заключен предварительный договор долевого участия в строительстве № 24 и договор беспроцентного займа № 03/12/2014-24.

В соответствии с условиями предварительного договора долевого участия в строительстве № 24 от 03 декабря 2014 г. застройщик принял на себя обязательство своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный многоэтажный жилой дом, расположенный на земельном участке: <адрес>, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома передать объект долевого строительства в виде одной однокомнатной <адрес>, находящейся на 5 этаже 15-ти этажного дома, подъезд 8, позиция 8, общей площадью 36,25 кв.м., и площадью балкона 2,8 кв.м., расположенный по указанному адресу, участнику долевого строительства. Участник долевого строительства в свою очередь принял на себя обязательство уплатить обусловленную указанным договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на эксплуатацию жилого дома.

По условиям вышеуказанного договора цена договора составляет 759100 рублей (пункт 4.1).

Согласно пункту 4.2 договора участия в долевом строительстве участник долевого строительства перечисляет денежные средства за квартиру на расчетный счет застройщика или вносит наличными денежными средствами в кассу застройщика в следующем порядке и сроки: 400 000 рублей в течение пяти дней с момента заключения договора участия в долевом строительстве; 359 100 рублей до 31 декабря 2016 г.

В тот же день, 03 декабря 2014 г. между ООО «АртСтройТехно» и истцом был заключен договор беспроцентного займа № 03/12/2014-24, в соответствии с которым порядок и сроки внесения денежных средств определены следующим образом: 400000 рублей в день заключения договора; 359 100 рублей до 31 декабря 2016 г.

Во исполнение указанных договоров ФИО1 оплатил сумму в размере 400 000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 418 от 03 декабря 2014 г. Данная сумма была внесена как основание по беспроцентному займу по договору № 03/12/2014-24 от 03 декабря 2014 г. в целях снижения налогооблагаемой базы.

Оставшаяся денежная сумма в размере 359 100 рублей не была внесена из-за невыполнения своих обязательств по договору застройщиком, а также из-за введения процедуры банкротства в отношении должника ООО «АртСтройТехно».

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 11 июля 2016 г. по делу А63-12163/2015 в отношении ООО «АртСтройТехно» г. Ставрополь введена процедура наблюдения.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 06 февраля 2017 г. по делу № А63-12163/2015 требования ФИО1 о включении в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «АртСтройТехно» признаны обоснованными. Суд включил требования ФИО1 о передаче однокомнатной <адрес>, находящейся на 5 этаже 15-ти этажного дома, подъезд 8, позиция 8, общей площадью 36,25 кв.м., и площадью балкона 2,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в реестр требований кредиторов ООО «АртСтройТехно».

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06 марта 2017 г. по делу № А63-12163/2015 ООО «СтройАртТехно» признано банкротом и в отношении общества открыто конкурсное производство.

Распоряжением № 56-р от 12 марта 2019 г. Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору отказало ФИО1 в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан.

В обоснование отказа указано на несоответствие заявителя подпунктам 1, 2 и 3 пункта 2 критериев, утвержденных приказом Минстроя России № 560/пр «Об утверждении критериев граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, договора аренды, договора субаренды, договора безвозмездного пользования на земельный участок по адресу: <адрес>; отсутствием договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона N 214-ФЗ и прошедшего государственную регистрацию; а также ввиду отсутствия надлежащего исполнения своих обязательств, а именно, оплата по предварительному договору внесена не в полном объеме.

Разрешая возникший по настоящему делу спор и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, признавая распоряжение административного ответчика № 56-р от 12 марта 2019 г. незаконным, исходил из того, что фактически между застройщиком ООО «АртСтройТехно» и ФИО1 заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома. При этом привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность дольщику не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору административный истец исполнил, следовательно, он относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верной оценке юридически значимых обстоятельств и на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

Федеральный законодатель в части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ определил, что привлечение средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости возможно только тремя способами, в том числе на основании договора участия в долевом строительстве (пункт 1).

Таким образом, Закон N 214-ФЗ разграничивает способы привлечения средств граждан для строительства многоквартирных домов, устанавливая конкретные требования к договору участия в долевом строительстве (статья 4).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 214-ФЗ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) договор должен содержать:

1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты;

4) гарантийный срок на объект долевого строительства;

5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.

Статьей 23 Закона N 214-ФЗ предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Частью 1 названной статьи установлено, что такое регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно части 7 этой же статьи в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения настоящего административного дела, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7 статьи 23).

30 июня 2017 г. вступил в силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр (далее - Приказ N 560/пр), которым утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее – Критерии) и Правила ведения реестра пострадавших граждан (далее - Правила), который не действует с 27 сентября 2019 г. в связи с признанием утратившим силу приказом названного министерства от 22 августа 2019 года N 483/пр.

Согласно пункту 3 Критериев гражданин относится к числу пострадавших граждан, если является участником долевого строительства проблемного объекта, его денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, он исполнил условия договора и соответствует критериям, установленным пунктом 2 Правил.

Одним из обязательных критериев отнесения гражданина к числу пострадавших являлось привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом N 214-ФЗ (подпункт 2 пункта 2 Критериев).

Сведения о договоре участия в долевом строительстве проблемного объекта (дата, номер регистрации, срок исполнения обязательств, цена договора) в обязательном порядке подлежали отражению в разделе "Сведения о пострадавшем гражданине" Реестра, формируемого по проблемным объектам (подпункт "д" пункта 4.3 Правил).

В силу прямого указания, содержащегося в подпункте 2 пункта 6 Правил, к заявлению гражданина, на основании которого контролирующим органом принимается решение о включении пострадавшего гражданина в реестр, прилагается копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину.

Подпунктом 1 пункта 10 Правил установлено, что заявитель не подлежит включению в реестр при его несоответствии одному из критериев, установленных пунктом 2 Критериев к названному приказу.

Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом N 214-ФЗ обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Законом N 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом N 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта и т.д.

Установив, что денежные средства административного истца привлекались ООО «СтройАртТехно» для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для отказа административному истцу во включении в реестр пострадавших граждан.

Доводы апелляционной жалобы стороны административного ответчика об отсутствии у ООО «АртСтройТехно» правоустанавливающих документов, договора аренды, договора субаренды либо договора безвозмездного пользования на земельный участок по адресу: <адрес>, что является нарушением требований Приказа /пр, и положений Закона № 214-ФЗ, не влекут отмену решения ввиду несостоятельности.

По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю в ЕГРН отсутствует информация в отношении земельных участков расположенных по адресам: <адрес> позиция 8.

На момент обращения административного истца с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан согласно сведениям ЕГРН земельный участок по адресу <адрес> с кадастровым номером 26:12:012502:2128 с видом разрешенного использования для жилого дома квартирного типа находился в аренде у ООО «АртСтройТехно».

Согласно информации, предоставленной комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя, ООО «АртСтройТехно» обращалось в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями (позиция 8-11) по адресу: <адрес>, однако в предоставлении муниципальной услуги обществу было отказано, в связи с чем строительство позиции № 8 не велось.

Администрацией г. Ставрополя каким-либо объектам адресации, в том числе земельным участкам, зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства по адресу: <адрес>, не присваивался. На территории города Ставрополя такой адрес отсутствует.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:012502:2128 по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для жилого дома квартирного типа, на котором предполагалось строительство позиции указанного дома, был предоставлен застройщику ООО «АртСтройТехно» на праве аренды, и принимая во внимание, что для строительства многоквартирного жилого дома по указанному адресу были привлечены денежные средства административного истца, у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе административному истцу во включении в реестр пострадавших граждан со ссылкой на отсутствие у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок.

Судебная коллегия соглашается также и с выводами суда о том, что заключенный между административным истцом и застройщиком предварительный договор участия в долевом строительстве соответствует требованиям Закона N 214-ФЗ, в связи с чем, отказ во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан со ссылкой на отсутствие указанного договора, прошедшего государственную регистрацию, не основан на законе.

Как следует из содержания представленных истцом документов, заключенный между ним и недобросовестным застройщиком договор содержит все условия, обязательные для включения в договор участия в долевом строительстве согласно части 4 статьи 4 указанного Федерального закона N 214-ФЗ, поэтому фактически является таковым.

На характер правоотношений сторон, в том числе, указано в определении Арбитражного суда Ставропольского края от 06 февраля 2017 г. по делу № А63-12163/2015, в соответствии с которым признаны обоснованными требования ФИО1 о включении в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «АртСтройТехно», которое было приложено к заявлению о включении в реестр обманутых дольщиков.

Не являются основанием к отмене оспариваемого решения и доводы административного ответчика о несоответствии истца подпункту 3 пункта 2 Критериев.

Административным истцом во исполнение пункта 4.2 предварительного договора участия в долевом строительстве № 24 в день его заключения 03 декабря 2014 г. была внесена денежная сумма в размере 400000 рублей, что подтверждается квитанцией к ПКО, приобщенной к материалам дела.

По условиям предварительного договора долевого участия в строительстве № 24 оставшаяся часть платежа в размере 359 100 рублей должна быть перечислена до 31 декабря 2016 г. (пункт 4.2).

Аналогичные обязательства по перечислению денежной суммы в размере 359 100 рублей предусмотрены также условиями договора беспроцентного займа № 03/12/2014-24.

Однако, как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Ставропольского края от 20 октября 2015 г. в отношении застройщика ООО «АртСтройТехно» возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), 11 июля 2016 г. введена процедура наблюдения, 16 марта 2017 г. застройщик признан банкротом, в связи с чем административный истец был лишен возможности исполнить свои денежные обязательства в полном объеме.

При этом определением Арбитражного суда Ставропольского края от 06 февраля 2017 г. N А63-12163/2015, требования административного истца о передаче квартиры были включены в реестр требований о передаче жилых помещений, с учетом выплаченной им суммы в размере 400 000 рублей.

При изложенных обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан в связи с несоответствием подпункту 3 пункта 2 Критериев, в связи с чем, требования о признании незаконным распоряжения Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 12 марта 2019 г. № 56-р об отказе ФИО1, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в признании пострадавшим и включении в реестр пострадавших граждан обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

При этом, решение суда первой инстанции в части установления порядка восстановления нарушенного права, судебная коллегия считает необходимым изменить, признав ФИО1 пострадавшим и подлежащим включению в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Представителем министерства строительства и архитектуры Ставропольского края заявлено ходатайство о замене административного ответчика по делу - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору. Данное ходатайство подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Все действия, совершенные в судебном процессе до вступления правопреемника в административное дело, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 6 статьи 44 КАС РФ).

С учетом положений части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о правопреемстве может быть разрешен судьей суда апелляционной инстанции при подготовке административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции или судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы, представления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают лица, участвующие в деле, лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, их представители, правопреемники. Последние вправе подать апелляционную, частную жалобу независимо от того, привлекались ли они к участию в деле судом первой инстанции и был ли предварительно разрешен вопрос о замене стороны ее правопреемником (статьи 37, 44, 45, 56 КАС РФ).

На стадии производства в суде апелляционной инстанции вопросы процессуального правопреемства по основаниям, возникшим после принятия решения, а также по основаниям, о которых не могло быть известно суду первой инстанции до принятия решения, разрешаются судом апелляционной инстанции. В случае, когда суд первой инстанции не разрешил подлежавший разрешению судом первой инстанции вопрос о процессуальном правопреемстве либо незаконно отказал в замене стороны ее правопреемником, решение суда может быть отменено или изменено судом апелляционной инстанции (пункт 21 Постановления Пленума).

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 20 ноября 2019 г.№ 367 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае» Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору переименовано в государственную жилищную инспекцию. Этим же нормативным правовым актом функции Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по региональному государственному строительному надзору за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, а также государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости переданы Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 06.07.2020 года №357-П из полномочий министерства строительства и архитектуры Ставропольского края исключены функции по предоставлению мер социальной поддержки гражданам – участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, а также осуществлению учета граждан – участников долевого строительства жилья.

Учитывая указание вышестоящей судебной инстанции изложенной в кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2020 года, согласно которому на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции имелась необходимость замены Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, о чем указанным министерством заявлялось ходатайство, судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить ходатайство министерства строительства и архитектуры Ставропольского края и произвести замену административного ответчика Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору правопреемником- Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края.

При этом судебная коллегия отмечает, что в силу положений части 7 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости заключен до даты государственной регистрации Фонда, к правоотношениям по привлечению денежных средств участников долевого строительства по указанным объектам недвижимости применяются положения статей 1 - 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом, и с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствие с положениями пункта 1 Постановления Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 N 608-п (ред. от 06.07.2020) "Об утверждении Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края". Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики и осуществляющим государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (подпункт3).

Основными задачами министерства являются осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости подпункт 10 пункта 9).

Министерство в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности:

Разрабатывает и утверждает учредительные документы некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Ставропольском крае" (далее - некоммерческая организация (пункты 11,11.1 подпункт 13).

Осуществляет государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (пункт11.8 подпункт 4).

Федеральным законом от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ статья 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ дополнена частью 1.1, предусматривающей формирование единого реестра проблемных объектов, под которыми понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее - проблемные объекты). Единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.

Частью 3 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» состав сведений единого реестра проблемных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно внесенным Федеральным законом от 27 июня 2019 г. № 151- ФЗ в часть 4 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ изменениям, для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план- график реализации таких мероприятий.

Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2017 № 1063-р утверждена форма плана-графика по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

Пунктом 23.1 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», включаются также сведения о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестр пострадавших граждан), если указанные многоквартирные дома соответствуют основаниям включения в реестр проблемных объектов, предусмотренным частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Если сведения о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости включены в реестр проблемных объектов, сведения об указанных объектах, в том числе сведения о пострадавших гражданах по указанным объектам, подлежат исключению контролирующим органом из реестра пострадавших граждан. В отношении оставшихся граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждаются или вносятся изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.

Распоряжением Правительства РФ от 01.10.2020 № 2520-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 26.05.2017 № 1063-р» утверждена новая форма плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - план-график).

Поскольку ФИО1 обратился в уполномоченный орган с заявлением о восстановлении нарушенных прав в период действия нормы части 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ путем включения в реестр пострадавших граждан, а действия контролирующего органа, выразившиеся в отказе ФИО1 во включении его в такой реестр, признаны незаконными, судебная коллегия полагает, что информация о ФИО8 подлежит включению в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, путем включения информации о заключенном между ФИО1 договоре долевого участия с ООО «АртСтройТехно» по проблемному объекту, расположенному по адресу: <адрес> (позиция 8), как информацию о проблемном объекте недвижимости в план-график в срок до 31.12.2020.

Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Разрешая возникший по настоящему делу спор, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, с достаточной полнотой мотивировал свою позицию, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Выводы суда первой инстанции последовательны, исчерпывающи, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, оснований для переоценки совокупности исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку заявление Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о процессуальном правопреемстве удовлетворено, решение суда в части наименования ответчика, органа, на который возложена обязанность по восстановлению нарушенного права и порядка его восстановления подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Ходатайство Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о процессуальном правопреемстве – удовлетворить, произвести замену административного ответчика управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору его правопреемником министерством строительства и архитектуры Ставропольского края.

Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 15 августа 2019 года – изменить.

Признать ФИО1 пострадавшим и подлежащим включению в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Считать информацию о ФИО1, заключившим с ООО «АртСтройТехно» договор участия от 03.12.2014 в долевом строительстве <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (позиция 8), как информацию, содержащуюся в реестре пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Обязать министерство строительство и архитектуры Ставропольского края включить информацию о заключенном между ФИО1 договоре долевого участия с ООО «АртСтройТехно» по проблемному объекту, расположенному по адресу: <адрес> (позиция 8), как информация о проблемном объекте недвижимости в План- график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в срок до 31.12.2020.

В остальной части решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 15 августа 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции

Председательствующий

Судьи