ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-938 от 04.05.2016 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Варсанофьева С.Г. дело № 33а-938

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«04» мая 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Ворониной М.В. и Зиновьевой О.Н.,

при секретаре Смирновой Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации г. Костромы о признании недействительным распоряжения, о возложении обязанности подготовить, утвердить и выдать градостроительный план земельного участка.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения ФИО1 и его представителя - адвоката Анохиной Е.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации г. Костромы ФИО2, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО3, полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Костромы о признании незаконным градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, утвержденного распоряжением Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы от 28.08.2015 года № 641-ГП, обязании Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 44:27:040320:115 по адресу: <адрес>, в соответствии с параметрами, установленными заключением департамента культуры Костромской области № 230-15 от 29.07.2015 года.

Требования административный истец мотивировал тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1901 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.08.2015 года. Данный земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием земельного участка: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей. Земельный участок расположен в границах памятника археологии, объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя на территории и вблизи Запрудненской слободы и Крестоводвиженского кладбища, ХVIII - XIX вв.», поставленного под государственную охрану постановлением Администрации Костромской области от 09.04.2007 года №66-а «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения». В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов на данный участок не распространяются, его использование определяется уполномоченным органом - департаментом культуры Костромской области. С целью осуществления строительства многоквартирного жилого дома на данном земельном участке им было получено заключение департамента культуры Костромской области по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от 29.07.2015 года №230-15, которым определена этажность планируемого объекта капитального строительства - до 3-х этажей, определены основные требования к архитектурно-планировочному решению, указана характеристика историко-культурного окружения, указано на необходимость проведения мер по обеспечению сохранности культурного слоя. В пункте 7 заключения указан вид разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства - многоквартирные жилые дома, процент застройки земельного участка - 60%, предельная высота объекта капитального строительства - 13,5 м, минимальные отступы от границ земельного участка - 3 м, с северо-западной стороны земельного участка - без отступа. Оспариваемым распоряжением от 28.08.2015 года № 641-ГП утвержден градостроительный план земельного участка, которой не соответствует заключению департамента культуры. Градостроительный план не предусматривает размещение на земельном участке каких-либо объектов капитального строительства, не отражает сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в нем отсутствует указание на вид разрешенного использования земельного участка. Указание в градостроительном плане на нахождение земельного участка в функциональной зоне - зоне градостроительных преобразований в рекреационные зоны полагал не соответствующим нормам действующего законодательства в области градостроительства. Градостроительным планом необоснованно ограничены его права на проектирование и строительство многоквартирного жилого дома. В соответствии с п.п 2.3 п.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Принадлежащий ему земельный участок находится в эксплуатации с 2009 года, то есть за несколько лет до утверждения Генерального плана г. Костромы (относительно изменений от декабря 2014 года), а поэтому не может быть отнесен к функциональной зоне с последующим преобразованием в рекреационную зону. Ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, тогда как его права в установленном законом порядке не ограничены, в связи с отсутствием регистрации ограничений.

В ходе рассмотрения административного дела ФИО1 уточнил требования, просил признать недействительными распоряжение Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы от 28.08.2015 года № 641-ГП «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>», градостроительный план земельного участка № 00000000004632 по указанному адресу, утвержденный данным распоряжением; возложить обязанность на Администрацию г. Костромы в течение 30 дней с даты вступления решения суда в силу подготовить, утвердить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в соответствии с параметрами, установленными заключением по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников, выданным департаментом культуры Костромской области за №230-15 от 29.07.2015 года, а именно в том числе: указать в чертеже градостроительного плана земельного участка место допустимого размещения объекта капитального строительства (многоквартирный жилой дом) с минимальными отступами от границ земельного участка - 3 метра, с северо-западной стороны земельного участка - без отступа; указать основной вид разрешенного использования земельного участка - многоквартирные жилые дома; указать назначение объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом; указать предельное количество этажей -3; указать предельную высоту зданий, строений, сооружений - 13.5 м.; указать максимальный процент застройки в границах земельного участка - 60%.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены инспекция по охране культурного наследия Костромской области, департамент культуры Костромской области.

По делу постановлено указанное выше решение суда.

В апелляционной жалобе ФИО1, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на положения статей 36, 41 - 46, 51, 55, 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 30, 60 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также на проект Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденный решением Думы г. Костромы от 16.12.2010 года №62 (с изменениями и дополнениями). Полагает, что суд не учел положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, не дал оценки нахождению его участка в границах территории объекта культурного наследия, в связи с чем у принадлежащего ему земельного участка возникает ряд особенностей. Его земельный участок расположен в зоне, на которую градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки не распространяются. Заключение департамента культуры Костромской области по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от 29.07.2015 года №230-15 выдано для осуществления проектирования и строительства многоквартирного жилого дома вблизи объекта культурного наследия регионального значения «Училище начальное посл. треть XIX в.» (<...>). Данным заключением определена этажность планируемого объекта капитального строительства - до 3-х этажей. Определены основные требования к архитектурно - планировочному решению, указана характеристика историко-культурного окружения, указано на необходимость проведения мер по обеспечению сохранности культурного слоя. Ссылка на отсутствие проекта планировки территории несостоятельна ввиду наличия решения исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 года №634 «Об утверждении проекта детальной планировки Ленинского района». Отказ в административном иске по мотиву отсутствия разработанного проекта территории не обоснован. Его права как собственника земельного участка ущемлены, оспариваемое распоряжение исключает возможность использования земельного участка по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования. Размещение зоны преобразования в рекреационную противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим градостроительную деятельность г. Костромы и здравому смыслу, поскольку в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых скверами, парками, бульварами, прудами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для массового отдыха, туризма, занятий физической культуры и спортом. Исторически на данном земельном участке и прилегающей территории никогда не было рекреационной зоны, так как на этой территории расположены многочисленные производственные предприятия, объекты культурно-бытового, социального обслуживания населения и иные объекты, а также жилая застройка, в том числе индивидуальные и многоквартирные жилые дома.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Администрации г. Костромы ФИО2 полагает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.

Представитель департамента культуры Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ апелляционная жалоба судом апелляционной инстанции рассматривается в отсутствие представителя департамента культуры Костромской области.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 22.09.2009 года приобрел в общую долевую собственность (доля в праве 1413/5000) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации научно-исследовательского института, общая площадь 6727,51 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии с соглашением долевых собственников земельного участка от 22.12.2009 года ФИО1 передан земельный участок общей площадью 1901 кв.м по указанному адресу.

На основании выписки департамента культуры Костромской области от 09.02.2015 года о видах разрешенного использования принадлежащего ФИО1 на праве собственности земельного участка им был изменен вид разрешенного использования земельного участка, в связи с чем 20.08.2015 года Управлением Росреестра по Костромской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей, кадастровый номер

Земельный участок расположен в границах зон охраны исторической части г. Костромы, постановлением администрации Костромской области от 09.04.2007 года № 66-а отнесен к объектам культурного наследия регионального значения «Участок культурного слоя на территории и вблизи Запрудненской слободы и Крестовоздвиженского кладбища, ХVIII - XIX вв.» и согласно ситуационному плану земельного участка с отображением функционального зонирования в соответствии с Генеральным планом города Костромы входит в состав градостроительного преобразования из промышленной в рекреационную.

29.07.2015 года департаментом культуры Костромской области ФИО1 выдано заключение № 230-15 по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников.

На основании заявления ФИО1 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы подготовлен градостроительный план земельного участка № 00000000004632, утвержденный распоряжением Управления от 28.08.2015 года № 641-ГП.

Оспаривая градостроительный план и распоряжение о его утверждении, административный истец ссылался на несоответствие градостроительного плана заключению департамента культуры от 29.07.2015 года № 230-15, поскольку градостроительный план не предусматривает размещение на земельном участке каких-либо объектов капитального строительства, отсутствие в градостроительном плане сведений, предусмотренных в ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, указания на вид разрешенного использования земельного участка. Считал также, что указание в градостроительном плане на нахождение его в функциональной зоне - зоне градостроительных преобразований в рекреационные зоны не соответствует законодательству в области градостроительства.

Принимая решение об отказе административному истцу в удовлетворении административного иска, проанализировав положения ст. 2, ч. 7 ст. 36, ч. 9 ст. 31, п.2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, статей 3,6, 39 52 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденных Решением Думы города Костромы от 16.12.2010 года № 62 (в редакции от 18.12.2014 года), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, должно осуществляться в соответствии с Правилами землепользования и застройки, проектом планировки территории и соответствовать Генеральному плану города Костромы. Суд также исходил из того, что градостроительный план, выданный ФИО1 не противоречит форме градостроительного плана, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 года № 207, проект планировки территории, в которую входит земельный участок, не разработан, в связи с чем невозможно определить и указать на чертеже градостроительного плана возможное пятно застройки.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и закону, правильно примененному к возникшим правоотношениям, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Под территориальным планированием в Градостроительном кодексе РФ (ст. 1) понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

В силу статьи 9 Градостроительного кодекса РФ такое территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования (генеральном плане - п. 3 ч. 1 ст. 18) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.

Согласно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ на картах генерального плана поселения определяются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.

Из материалов дела следует, что согласно Генеральному плану города Костромы, утвержденному Решением Думы города Костромы от 18.08.2008 года № 212, принадлежащий ФИО1 на праве собственности земельный участок с кадастровым номером находится в зоне градостроительных преобразований в рекреационные зоны.

Согласно п. 16 ст. 3 Генерального плана города Костромы зоны градостроительных преобразований выделены с целью изменения существующих функций части градостроительно освоенных территорий города Костромы, в основном расположенных на берегу реки Волги. Развитие данных территорий возможно только в соответствии с разработанным проектом планировки и межевания территории.

Содержание градостроительного плана земельного участка регламентировано ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, которая (части 3, 5) предусматривает, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 года № 207.

При выдаче и утверждении оспариваемого градостроительного плана Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы не были заполнены п. 2.2 - требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, назначение объекта капитального строительства, п. 2.2.1 - предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и объектов капитального строительства, п. 2.2.2 - предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений, п. 2.2.3 - максимальный процент застройки в границах земельного участка, п. 2.2.5 - требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. В градостроительном плане воспроизведено положение Генерального плана города Костромы о возможности развития территории только в соответствии с разработанным проектом планировки и межевания территории города Костромы.

Указанные пункты не заполнены в связи с тем, что в настоящее время проект планировки земельного участка, расположенного по адресу: <...>, не разработан.

Это обстоятельство административным истцом не оспорено.

Таким образом, оспариваемые истцом градостроительный план и распоряжение об утверждении градостроительного плана не противоречат градостроительному законодательству и не могут быть признаны незаконными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что размещение зоны преобразования в рекреационную противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим градостроительную деятельность г. Костромы, поскольку исторически на данном земельном участке и прилегающей территории никогда не было рекреационной зоны, являются несостоятельными, поскольку Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.

Довод жалобы о том, что в градостроительном плане должны быть указаны параметры для строительства, установленные департаментом культуры Костромской области в заключении № 230-15, аналогичны доводам, приводимым административным истцом и его представителем в суде первой инстанции. Проанализировав положения Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки, суд пришел к правильному выводу о том, что использование земельных участков, на которые действия градостроительных регламентов не распространяются или для которых административные регламенты не устанавливаются, должно осуществляться в соответствии с ПЗЗ, проектом планировки территорий и соответствовать Генеральному плану города Костромы.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: