председательствующий по делу судья Попов Д.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>
6 апреля 2022 года г. Владивосток
Тихоокеанский флотский военный суд в составе: председательствующего Белоусова С.А., судей Дмитриева С.Г. и Суворова С.А. при секретаре судебного заседания Даньковой А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков – Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) – Трофимовой А.А. и руководителя федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФГКУ «Росвоенипотека») – Торкаева Я.Б. на решение Уссурийского гарнизонного военного суда от 10 января 2022 года административное дело об оспаривании <данные изъяты> Лисенкиным Дмитрием Владимировичем бездействия Минобороны России и ФГКУ «Росвоенипотека» по формированию накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Суворова С.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб, а также возражения представителя административного истца Сербиной Е.А. относительно доводов апелляционных жалоб, флотский военный суд
установил:
решением суда названный административный иск Лисенкина удовлетворён.
Суд признал незаконным бездействие ФГКУ «Росвоенипотека» по учёту инвестиционного дохода, подлежащего начислению на именной накопительный счёт (далее – ИНС) административного истца за период с 20 июня 2009 года по 31 марта 2017 года, и обязал названное учреждение произвести расчёт суммы этого дохода, при условии своевременного включения Лисенкина в реестр участников накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), истребовать данную сумму от Минобороны России сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, а Минобороны России – перечислить рассчитанную сумму инвестиционного дохода на ИНС административного истца.
Кроме того, указанным решением в пользу Лисенкина присуждены к взысканию с ФГКУ «Росвоенипотека» судебные расходы в размерах 300 рублей, связанные с уплатой государственной пошлины, и 10000 рублей, связанные с оплатой услуг представителя. В требовании Лисенкина о возмещении судебных расходов на представителя в большем размере судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Минобороны России Трофимова выражает несогласие с судебным решением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, приводит положения нормативно–правовых актов, регулирующих вопросы жилищного обеспечения военнослужащих – участников НИС, и дает им собственный анализ. Ссылаясь на позицию директора Департамента финансового планирования Минобороны России, выраженную в письме от 18 декабря 2017 года, считает, что законных оснований для выплаты участнику НИС недополученного инвестиционного дохода не имеется, а возложение на Минобороны России обязанности по перечислению инвестиционного дохода за оспариваемый период является вмешательством в дискретные полномочия данного министерства по распоряжению средствами федерального бюджета, как главным распорядителем этих средств.
По мнению Трофимовой, доказательств нарушений каких–либо прав и интересов Лисенкина, допущенных именно со стороны Минобороны России, в материалах дела не содержится.
Представитель ФГКУ «Росвоенипотека» Торкаев Я.Б. в апелляционной жалобе также считает решение суда незаконным и необоснованным, обращает внимание на отсутствие законодательно закреплённой методики начисления инвестиционного дохода при условии несвоевременного включения участника НИС в соответствующий реестр, и, как следствие, на невозможность определения размера инвестиционного дохода, подлежащего начислению на ИНС административного истца.
Автор жалобы, ссылаясь на возможный способ расчёта размера недополученного инвестиционного дохода участником НИС, несвоевременно включённого в реестр, отмечает, что все действия ФГКУ «Росвоенипотека» напрямую зависят от решений воинских должностных лиц, отвечающих за своевременное включение военнослужащего в реестр участников НИС, поэтому каких–либо нарушений прав Лисенкина со стороны названного учреждения не допущено, а обязательства по учёту инвестиционного дохода на ИНС административного истца выполнены.
Кроме того, Торкаев указывает на пропуск административным истцом процессуального срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ для обращения с административным исковым заявлением в суд, что не учтено при принятии решения гарнизонным судом.
Помимо изложенного автор жалобы, ссылаясь на положения постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», выражает несогласие с судебным решением в части возмещения судебных расходов только за счет ФГКУ «Росвоенипотека» и указывает на участие в деле двух ответчиков, с которых, по мнению автора жалобы, такие расходы должны быть взысканы в долях, а также на недоказанность несения административным истцом таких расходов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив в соответствии со ст. 308 КАС РФ решение суда первой инстанции, флотский военный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Лисенкин заключил первый контракт о прохождении военной службы 1 августа 2006 года в период обучения в Коломенском высшем артиллерийском командном училище.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 2009 года № административному истцу по окончании указанного училища присвоено первое звание офицера «лейтенант».
С момента окончания военной образовательной организации высшего образования Лисенкин продолжает проходить военную службу по контракту.
Лисенкин, как окончивший военную образовательную организацию высшего образования и заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, относится к категории военнослужащих, подлежащих безусловному включению в реестр с даты присвоения первого воинского звания офицера, т.е. с 20 июня 2009 года.
Как следует из уведомления административный истец включен в реестр участников НИС 27 апреля 2017 года с указанием даты возникновения основания для включения в реестр - 20 июня 2009 года.
1 июня 2017 года ему открыт ИНС, на котором учёт накоплений и передача их в доверительное управление производится с 1 апреля 2017 года. Инвестиционный доход административному истцу начисляется и учитывается со 2 квартала 2017 года.
По состоянию на 1 января 2021 года на ИНС Лисенкина учтены накопления за период с 20 июня 2009 года по 31 декабря 2020 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в том числе доход от инвестирования в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
За период с 20 июня 2009 года по 31 марта 2017 года инвестиционный доход административному истцу не начислялся и на его ИНС не учитывался, в связи с чем, в сумму этого дохода не включён доход, который мог быть учтён на ИНС Лисенкина при условии своевременного включения в реестр участников НИС.
Сведений об исключении административного истца из реестра участников НИС, а также предоставлении ему целевого жилищного займа материалы дела не содержат.
Эти имеющие значение для административного дела обстоятельства подтверждаются исследованными судом первой инстанции доказательствами, а именно: уведомлением о включении военнослужащего в реестр участников НИС, выпиской из послужного списка, в том числе сведениями, содержащимися в административном исковом заявлении и возражениях представителя ФГКУ «Росвоенипотека» от 15 декабря 2021 года.
Оснований считать указанные выше доказательства недостоверными и недопустимыми флотский военный суд не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа либо должностного лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
С административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Минобороны России и ФГКУ «Росвоенипотека» по формированию накоплений для жилищного обеспечения административный истец обратился в гарнизонный военный суд согласно отметке на описи – 22 ноября 2021 года.
Поскольку Лисенкину не отказывалось в начислении инвестиционного дохода в оспариваемый период, и он продолжал состоять в реестре участников НИС, то доводы представителя ФГКУ «Росвоенипотека» о пропуске им срока обращения в суд являются несостоятельными, в связи с чем, флотский суд соглашается с оценкой этих доводов указанной в решении гарнизонного суда.
Частями 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим–гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117–ФЗ «О накопительно–ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 4, 5 и 7 упомянутого Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117–ФЗ реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений. Указанные накопления формируются из накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, а также иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений.
Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса.
Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета, учитываются на именном накопительном счёте участника в течение всего периода его военной службы.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счёте участника начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня его закрытия, а учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», а также постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование НИС, относится Минобороны России, реализующее свои полномочия через находящееся в его ведении Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Данное Управление осуществляет оформление полученных в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников НИС, проводит учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на именных накопительных счетах участников, а также конкурсы по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения.
Это же Управление в отношении каждого участника НИС открывает именной накопительный счёт, который ведётся на бумажном и (или) электронном носителях информации в Порядке, утверждённом действовавшим на момент возникновения спорных отношений приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 540 (п. 2 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655 (далее – Правила). Не утратил своей актуальности данный Порядок и в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 865 «Об утверждении Порядка учёта сведений участников накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые ведутся на бумажных и (или) электронных носителях информации, Порядка регистрации именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
Пунктом 6 указанных Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС определено, что основанием для открытия именного накопительного счёта является включение военнослужащего в реестр участников НИС.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона к участникам НИС относятся, в том числе, военнослужащие - лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года.
В соответствии с ч. 2 той же статьи Федерального закона основанием для включения лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, в реестр участников НИС является получение ими первого воинского звания офицера.
Обязанности по своевременному включению военнослужащего в реестр НИС, формированию необходимых сведений и внесению накопительных взносов, учитываемых на его счёте, возложены на соответствующих должностных лиц органов Министерства обороны Российской Федерации.
В частности, в соответствии с п. 16 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.01.2009 № 30, действовавшей в период возникновения у Лисенкина основания для включения в реестр участников НИС, (далее – Инструкция, утратила свое действие в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г.) на лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования после 1 января 2009 года, кроме направляемых в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, личные карточки участников, а также списки формируются в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Личные карточки участников приобщаются к личному делу.
Согласно п. 17, 18 той же Инструкции списки на выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования представляются по подчиненности в соответствующий орган военного управления военными образовательными учреждениями профессионального образования не позднее 10 рабочих дней со дня присвоения выпускникам воинского звания офицера.
Сводные списки для включения в реестр направляются органами военного управления в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях, производящий внесение записи о включении военнослужащего в реестр не позднее 10 рабочих дней со дня представления сводного списка.
Таким образом, основанием для включения военнослужащего, окончившего военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования и заключившего первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года является получение таким военнослужащим первого воинского звания офицера. При этом, Закон не предусматривает выполнения военнослужащим названной категории каких-либо специальных действий для своевременного включения в реестр участников НИС.
При последующем издании Министром обороны Российской Федерации приказов, регламентирующих порядок формирования и ведения реестра участников НИС, от 28 февраля 2013 года № 166, 24 апреля 2017 года № 245 и 24 сентября 2020 года № 477 «Об утверждении Порядка реализации накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации», ранее установленный порядок формирования и ведения реестра участников НИС не претерпел изменений, способных поставить под сомнение обоснованность решения гарнизонного военного суда об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В силу п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период, то есть напрямую зависит от времени включения военнослужащего в реестр участников НИС.
Следовательно, административный истец при надлежащей активности и добросовестности со стороны должностных лиц военного управления справедливо мог рассчитывать на получение доходов от инвестирования накоплений, учтённых на его ИНС, начиная с 1 августа 2009 года.
Вместе с тем вследствие нераспорядительности указанных лиц он был включён в реестр участников НИС по истечении около восьми лет со дня возникновения к тому оснований, и в этой связи ему отказано в перерасчёте инвестиционного дохода.
Таким образом, Лисенкин оказался явно в неравном положении с относящимися к той же категории военнослужащими, реализовавшими своё право на участие в НИС в порядке и сроки, установленные законом.
Исходя из изложенного, гарнизонный военный суд пришёл к верному выводу об ущемлении прав административного истца на учёт доходов от инвестирования накоплений, подлежащих зачислению на его ИНС за оспариваемый период, и обоснованно возложил на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанность по производству расчёта суммы этого дохода и истребованию данной суммы сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, а на Минобороны России – по перечислению рассчитанной суммы на ИНС указанного участника НИС.
Такое решение согласуется с Обзором практики применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 года (пример № 18), и сомнений не вызывает.
Доводы апелляционных жалоб представителей Минобороны России и ФГКУ «Росвоенипотека», направленные на переоценку выводов суда первой инстанции, приведённых в решении, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и оснований к отмене или изменению правильного по существу судебного решения не содержат.
Доводы Торкаева о несогласии с судебным решением в части возмещения судебных расходов только за счет ФГКУ «Росвоенипотека» являются несостоятельными, поскольку гарнизонным судом признано незаконным бездействие именно ФГКУ «Росвоенипотека», а кроме того, Минобороны России и ФГКУ «Росвоенипотека» имеют единый источник финансирования – федеральный бюджет, в связи с чем взыскание судебных расходов в долях правовой целесообразности не имеет.
Кроме того, вопреки доводам Торкаева, судом первой инстанции в полной мере исследованы доказательства в обоснование суммы взысканных с ответчика судебных расходов (протокол судебного заседания л.д. 147, 148).
При определении разумности судебных расходов на представителя суд первой инстанции сослался на сложность дела, его объем, фактическую занятость представителя, участие ее в подготовке дела и в суде, объем составленных документов и продолжительность рассмотрения дела, пришел к обоснованному выводу о возмещении указанных расходов, с учетом принципа разумности, в размере 10000 рублей, отказав в возмещении расходов на представителя в большем размере.
Руководствуясь ст. 307–311 КАС РФ, флотский военный суд
определил:
решение Уссурийского гарнизонного военного суда от 10 января 2022 года по административному делу об оспаривании Лисенкиным Дмитрием Владимировичем бездействия Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» по формированию накоплений для жилищного обеспечения, оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей административных соответчиков Трофимовой А.А. и Торкаева Я.Б. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 7 апреля 2022 года.
Председательствующий С.А. Белоусов | |
Судьи С.Г. Дмитриев | |
С.А. Суворов |