Судья Трубецкая Г.В. Дело № 33а-941/2020
УИД:37RS0005-01-2019-002639-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 июня 2020 года город Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующей судьи Мудровой Е.В.,
судей Запятовой Н.А., Степановой Л.А.,
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.
административное дело по апелляционной жалобе Цыпловой Светланы Валерьевны на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 14 января 2020 г. по административному исковому заявлению Цыпловой Светланы Валерьевны, Зубарева Дмитрия Иосифовича, Шевченко Анатолия Викторовича, Шевченко Галины Ивановны, Снитко Натальи Николаевны, Забродина Александра Юрьевича, Малахова Романа Юрьевича, Кулева Александра Вячеславовича, Фадеева Виктора Владимировича, Драчева Ивана Алексеевича, Гусева Антона Вадимовича, Николаева Юрия Евгеньевича, Федорова Евгения Геннадьевича, Поспелова Александра Евгеньевича, Трофимова Александра Александровича, Забродиной Марии Сергеевны, Цыплова Олега Николаевича, Малаховой Ларисы Вадимовны, Беззубиковой Яны Сергеевны, Беззубикова Игоря Борисовича к администрации Богородского сельского поселения о признании постановления незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с коллективным административным иском, в котором просили признать незаконным постановление администрации Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 23 июня 2016 г. № 222 «Об образовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объекта мест отдыха общего пользования»; аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №; обязать администрацию Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области ликвидировать пляж, привести территорию вышеуказанного земельного участка в соответствие с требованиями федерального законодательства об особо охраняемых территориях, а также паспорта памятника природы регионального значения «Озеро Валдайское».
Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением администрации Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области образован земельный участок, на котором организован песочный пляж, к которому ведет отдельная гравийная дорога. По мнению административных истцов, оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, ввиду того, что указанный земельный участок расположен в границах памятника природы регионального значения «Озеро Валдайское» с установленным режимом особой охраны, предусматривающим определенные запреты и ограничения, которые в связи с организацией пляжа нарушены.
Кроме того, образование земельного участка с указанным назначением не было согласовано с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области, в полномочия которого входит охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Образованный земельный участок нарушает права и законные интересы граждан-жителей д. Бяково, поскольку наличие общественного пляжа приводит к разрушению береговой полосы, а также загрязнению территории.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 14 января 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный истец Цыплова С.В., действующая от имени остальных истцов в порядке части 3 статьи 42 КАС РФ, через своего представителя Шумилова Я.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В заседание Судебной коллегии стороны не явились, представитель административного ответчика – администрации Богородского сельского поселения и заинтересованного лица – администрация Ивановского муниципального района Ивановской области по доверенности Филипповских М.О. в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, Управление Росреестра по Ивановской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте слушания дела участвующие в деле лица извещены своевременно и надлежащим образом в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в связи с чем, руководствуясь положениями статей 150, 307 КАС РФ, Судебная коллегия полагает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории; порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее также - ООПТ), которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).
Земли памятников природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий в силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий памятники природы выделены в отдельную категорию как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или регионального значения (подпункт «д» пункта 2 и пункт 5 статьи 2, статья 25 Федерального закона № 33-ФЗ).
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 3 и 5 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ).
Отношения в сфере организации, реорганизации, охраны, функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и установления категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ивановской области регулируются законом Ивановской области от 6 мая 2011 г. № 39-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Ивановской области» (далее – Закон Ивановской области № 39-ОЗ).
Исходя из положений статей 4, 9, 9.1 и 12 Закона № 39-ОЗ Правительство Ивановской области наделено полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, решений об образовании, реорганизации особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе по утверждению паспорта памятника природы регионального значения.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Ивановской области от 24 апреля 2014 г. № 156-п «О памятнике природы Ивановской области «Озеро Валдайское» утвержден паспорт памятника природы Ивановской области «Озеро Валдайское».
Согласно указанному паспорту озеро Валдайское находится в Ивановском районе Ивановской области между д. Сергиевское и д. Бяково в 1,5 км северо-западнее ж.-д. станции Строкино, в 3 км северо-восточнее г. Иваново. На территории ООПТ выделена одна зона регулируемого посещения – резерват, отличающаяся высоким биологическим разнообразием и являющаяся местообитанием редких видов растений и животных, расположена на юго-западном берегу напротив д. Сергеевское.
ДД.ММ.ГГГГ глава Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области обратился в Департамент природных ресурсов Ивановской области, в котором просил предоставить информацию о возможности размещения пляжа на берегу озера Валдайское <адрес>, являющегося памятником природы Ивановской области, с приложением схемы размещения пляжа.
В ответ на указанное выше обращение ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена информация о том, что в границах данного памятника природы допускаются рекреационные виды его использования: отдых, прогулки, занятия спортом, в том числе купание, за исключением территории, занимаемой зоной регулируемого посещения резерватором, что согласуется и с пунктом 5 раздела 7 паспорта ООПТ.
Постановлением главы Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 23 июня 2016 г. № 222 образован земельный участок с условным номером №, находящийся в государственной собственности, из земель категории «Земли населенных пунктов», расположенный по адресу: <адрес>, в территориальной зоне РЗ-1 «Зона отдыха общего пользования», с разрешенным использованием «для размещения объекта мест общего пользования», ориентировочной площадью 22971 кв.м., а также утверждена схема вышеуказанного земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 22971 кв.м. с кадастровым номером № (ранее условный номер ЗУ1) поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, находится на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования «для размещения объекта мест отдыха общего пользования»; земельный участок частично расположен в границах особо охраняемой природной территории – памятник природы «Озеро Валдайское» (ООПТ «Озеро Валдайское»); права на земельный участок ограничены на основании статей 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с нахождением в границах памятника природы и его охранной зоне, а также в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства.
Аналогичная информация следует и из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Богородского сельского поселения, утвержденных решением Совета Ивановского муниципального района от 08 декабря 2017 г. № 329.
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 названного кодекса, регламентирующими статус земель особо охраняемых территорий и объектов, включая в состав таких земель и земли ООПТ.
Аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Вместе с тем, как установлено судом, все имеющиеся ограничения и обременения, запрещая ведение хозяйственной деятельности на территории спорного земельного участка, не препятствуют его использованию в рекреационных целях, в том числе, для организации пляжа.
Напротив, раздел 7 паспорта памятника природы «Озеро Валдайское» содержит допустимые виды (цели) использования упомянутого памятника природы Ивановской области, к которым среди прочих относятся: отдых, прогулки, занятия спортом, купание, организация пляжей, за исключением территории, занимаемой зоной регулируемого посещения – резерватом (пункт 5 раздела 7 паспорта в редакции постановления Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 г. № 448-п).
Поскольку земельный участок образован в пределах допустимых видов (целей) использования памятника природы Ивановской области и не нарушает установленные статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования, то оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных подпунктами 3, 4 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, не имелось.
Таким образом, посредством организации данного земельного участка осуществляется рекреационная деятельность в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При этом, как верно отметил суд, обязанности согласования границ образуемых в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков с уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации законом не установлено.
На момент принятия оспариваемого полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, обладала администрация Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции до внесения в него изменений Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
При установленных обстоятельствах Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда о принятии оспариваемого постановления уполномоченным органом местного самоуправления и в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусматривающего возможность образования земельных участков в зоне особо охраняемых природных территорий с соблюдением установленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции, которой дана оценка в оспариваемом решении, выводов суда они не опровергают, обстоятельств, не проверенных судом и влияющих на законность принятого решения, не содержат.
При этом вопросы надлежащей организации работ по благоустройству пляжа, сохранения береговой линии озера выходят за рамки данного административного спора.
Вопреки доводам жалобы о нарушении администрацией установленных в паспорте ООПТ запретов, подсыпка береговой линии песком, установка малых сооружений (кабинка для переодевания, зонтик, вышка спасателей), чистка дна не нарушают режим особой охраны, установленный в разделе 8 паспорта памятника природы Ивановской области «Озеро Валдайское».
В этой связи Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского районного суда Ивановской области от 14 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Цыпловой Светланы Валерьевны – без удовлетворения.
Председательствующий: Мудрова Е.В.
Судьи: Запятова Н.А.
Степанова Л.А.