ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-942/2016 от 25.01.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Жуль А.В. Дело № 33а-942/2016 А-63

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Полынцева С.Н.,

судей: Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,

с участием прокурора: Назаркина В.П.,

при секретаре Становой У.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Антекс» к Красноярскому городскому Совету депутатов, Администрации г. Красноярска об оспаривании нормативных правовых актов,

по апелляционной жалобе директора ООО «Антекс» Никифорова А.В.,

на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 27 октября 2015 года, с учетом определения Центрального районного суда г.Красноярска от 30 ноября 2015 года об исправлении описки, которым постановлено:

«В удовлетворении требований административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Антекс» о признании не действующими и не подлежащими применению Решения Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 № В-377 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43 «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и Решения Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43 (ред. от 25.11.2014) «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в части установленных значения коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 4 к указанному Решению - отказать.

Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о данном судебном решении, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании «Городские новости»».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец ООО «Антекс» обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, просит признать Решение Красноярского городского Совета, депутатов от 25.06.2013 № В-377 «О Внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 года № В-43 «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендой платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закону Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 г. № 121-п «Об утверждении порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и КЗ, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», недействующим и не подлежащим применению в части установленных значений коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 4 к указанному Решению.

Также, просит признать Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 г. № В-43 (ред. от 25.11.2014 г.) «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» недействующим и не подлежащим применению в части установленных значений коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 4 к указанному Решению.

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 г. № В-377 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 г. № В-43 «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (Приложение 1) установлены значения коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность па которые не разграничена.

Согласно Приложению 4 к указанному выше Решению значение указанного коэффициента по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка составляет 2, по истечении шести лет с даты предоставления в аренду земельного участка составляет 4.

ООО «Антекс» считает, что указанные повышенные значения коэффициента установлены произвольно, без соответствующего экономического обоснования, а указанное выше Решение, как и измененное им Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 г. № В-43 (ред. от 25.11.2014 г.) «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (Приложение 2) в части установленных значений коэффициентов нарушает права и законные интересы ООО «Антекс», как субъекта экономической деятельности, противоречит принципам действующего законодательства.

Распоряжением администрации города Красноярска от 12.09.2013 г. № 2226-арх ООО «Антекс» предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер , площадью 13361,0 кв.м., расположенный по адресу: г. <адрес> для строительства (завершения строительства) объектов торговли (кроме оптовых рынков).

Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска как арендодателем и Истцом как арендатором заключен Договор аренды указанного земельного участка от 01.10.2013 г. № 2837.

Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 12.09.2013 года по 11.09.2016 года.

В соответствии с пунктом 3.1. договора размер арендной платы за участок, составляет <данные изъяты> в месяц. Расчет арендной платы приведен в приложении 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора (пункт 3.5. договора). В приложении № 2 к договору аренды земельного участка от 01.10.2013 г. № 2837 при расчете арендной платы используется коэффициент КЗ, равный 2, размер арендной платы в год составляет <данные изъяты> коп., в месяц - <данные изъяты> коп.

Таким образом, к ООО «Антекс» непосредственно применены повышенные значения коэффициента, установленного обжалуемыми актами органа местного самоуправления.

Административный истец считает, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат принципу экономической обоснованности установления размера арендной платы, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендой платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Ни методика расчета арендной платы за пользование земельными участками, которая содержится в Законе Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», ни обжалуемые акты Красноярского городского Совета депутатов не содержат какого-либо экономического обоснования установленных повышенных значений коэффициента К3.

Истец полагает, что повышенные значения коэффициента К3 установлены обжалуемыми актами Красноярского городского Совета депутатов без какого-либо экономического обоснования, в нарушение принципов, предусмотренных действующим законодательством.

Указанные значения коэффициента, существенно повышающие размер арендной платы в зависимости от прошедшего с момента заключения договора аренды срока, в условиях сложной финансовой ситуации в экономике, максимизации со стороны государства налогового бремени налогоплательщиков, существенно затрудняют экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, в частности ООО «Антекс», препятствуют развитию бизнеса, нарушают права и законные интересы субъектов экономической деятельности.

Обжалуемые акты Красноярского городского Совета депутатов нарушают разумный баланс частных и публичных интересов, общеправовые принципы правовой определенности и стабильности гражданского оборота, препятствуют осуществлению нормальной (рентабельной) экономической деятельности хозяйствующими субъектами.

Как следствие, повышенные значения коэффициента К3 приводит, исключительно, к ухудшению состояния строительной отрасли в целом, к постоянному удорожанию стоимости строительства объектов недвижимости на арендуемых земельных участках, в том числе, жилых домов, что, в свою очередь, приводит к постоянному увеличению стоимости объектов недвижимости, в том числе квартир для граждан. Все это неизбежно ведет к ухудшению финансового состояния, как хозяйствующих субъектов, так и населения. В итоге это приводит к остановкам строительства объекта, банкротствам застройщиков на поздних стадиях строительства объекта недвижимости, и к непосредственному влиянию органов власти на ограничение здоровой конкуренции в строительной сфере, поскольку застройщики, осуществляющие строительство объектов недвижимости дольше установленного обжалуемыми актами Красноярского городского Совета срока, ставятся в неравное положение с застройщиками, которым, к примеру, только предоставлен земельный участок в аренду для строительства объекта.

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закрепляет принципы обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условия эффективного функционирования товарных рынков.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действии (бездействия), в частности, запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 ФЗ о защите конкуренции).

Пункт 8 статьи 4 ФЗ о защите конкуренции определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Из приведенных норм права следует, что акт соответствующего уполномоченного органа, предусматривающий различные методики определения регулируемой арендной платы за публичные отнесенные к одной категории земель используемые или предназначенные для одних и тех же видов земли, приводящий к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует пункту 8 части 1 статьи 15 ФЗ о защите конкуренции и нормам Постановления № 582.

Кроме того, обжалуемые акты Красноярского городского Совета депутатов, предусматривающие резкое увеличение арендной платы за земельный участок, предоставленный для строительства, вне зависимости от каких-либо виновных действий со стороны арендатора, нарушают принцип предсказуемости и разумности ожиданий арендатора, закрепленный и широко используемый в практике Европейского суда по правам человека.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе директор ООО «Антекс» Никифоров А.В. просит решение отменить как незаконное, вынесенное с нарушением и неправильным применением норм материального права, подлежащих применению. Указывает на то, что установленный обжалуемыми нормативно-правовыми актами коэффициент К3 является санкцией за долгосрочное владение арендатором земельным участком, который не предусмотрен федеральным законодательством. Представленное ответчиком экономическое обоснование применения коэффициента К3, составленное самим же ответчиком, не может рассматриваться как правовой документ, обосновывающий правильность применения коэффициента К3 в методике определения размера арендной платы. Дифференциация размера арендной платы в зависимости от срока владения арендатором земельным участком создает дискриминационные условия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Обжалуемые нормативно-правовые акты ставят в заведомо неравное положение арендаторов, которым земельный участок предоставляется впервые, и арендаторов, которым осуществляется продление договора аренды по истечении 3 или 6-ти лет владения земельным участком. Вывод суда о том, что размер арендной платы за земельный участок зависит от взятых арендатором на себя обязательств по строительству на данном земельном участке объекта недвижимости, является необоснованным. Обжалуемые нормативно-правовые акты не соответствуют нормам федеральных нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу (Земельному кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ, Федеральному закону о конкуренции).

В письменных возражениях прокуратура города Красноярска и Красноярский городской Совет депутатов просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Назаркин В.П., представитель Красноярского городского Совета депутатов Соловьева Е.В., остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, выслушав представителя Красноярского городского Совета депутатов Соловьеву Е.В., согласившуюся с решением суда, заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Администрации г. Красноярска от 12.09.2013 года № 2226-арх ООО «Антекс» предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенный пунктов с кадастровым номером , площадью 13361 кв.м., расположенный по адресу: г. <адрес>, для строительства (завершения строительства) объектов торговли (кроме оптовых рынков).

На основании вышеуказанного распоряжения между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ООО «Антекс» (арендатор) заключен договор аренды данного земельного участка на срок с 12.09.2013 года по 11.09.2016 года.

Согласно Приложению 2 к данному договору аренды, при расчете арендной платы использовался коэффициент, учитывающий срок, по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства, не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (К-3), равный - 2.В соответствии с решением Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 года № В-43 «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в целях реализации Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», на основании статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года № 250-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 года № 251-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края», утверждено Положение об арендной плате за землю в г. Красноярске согласно приложению 1, а также определены значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 2 и значения коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 3.

Данное решение было опубликовано в издании «Городские новости», № 158 от 22.01.2008 года.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 года № В-377 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43 «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» внесены изменения в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 года № В-43, а именно: определены значения коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (К3), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 4», используемого при расчете арендной платы по формуле:

А = Кс x К1 x К2 x К3,

где:

А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);

Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);

К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка. Значения К1 признаются равными значениям коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора. Значения К2 признаются равными значениям коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

К3 - коэффициент, учитывающий срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок. Значения К3 признаются равными значениям коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (К3), утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с приложением 4 значение коэффициента К3 до истечения трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка равняется 1, по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка равняется 2, по истечения шести лет с даты предоставления в аренду земельного участка равняется 4.

Решение Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 года № В-377 опубликовано в издании «Городские новости», № 96 от 03.07.2013 года.

При этом на момент вынесения решения судом первой инстанции решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 года № В-43 действовало в редакциях решений Красноярского городского Совета депутатов от 15.10.2009 года № В-124, от 15.12.2009 года № В-128, от 25.06.2013 года № В-377, от 14.10.2014 года № 5-73, от 25.11.2014 года № В-87, от 31.03.2015 года № В-108.

Судебная коллегия полагает, что рассматривая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений между сторонами и применил закон, их регулирующий.

Так, в соответствии пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Решений Красноярского городского Совета депутатов) использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Решений Красноярского городского Совета депутатов) предусмотрено, что Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп.3 п.3 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 05.10.2015 года), если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с этим, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что право установления порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принадлежит субъекту Российской Федерации, в том числе Красноярскому краю.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установление порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, отнесено к полномочиям Законодательного Собрания края.

Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, закреплен статьей 12 Закона Красноярского края.

Из содержания п.4 статьи 12 Закона Красноярского края установлено, что при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора. При определении размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), учитывается также срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок.

В соответствии с п.5.1. ст. 12 Закона Красноярского края расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), производится по формуле:

А = Кс х К1 х К2 х КЗ,

где:

А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);

Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);

К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;

К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;

КЗ - коэффициент, учитывающий срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок.

Пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края предусмотрено, что коэффициенты Kl, K2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. В случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице.

Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и К3 утверждается Правительством Красноярского края. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 года № 121-п (ред. от 03.06.2013 г.) утвержден «Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с п.1 Порядка, расчет экономической обоснованности коэффициента КЗ, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом срока (определяемого с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок.

Согласно п.2. Порядка органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края утверждают коэффициенты Kl, K2 и К3 исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности; принцип предсказуемости расчета арендной платы; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений.

В соответствии с п. 3. Порядка расчет экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и К3 осуществляется при подготовке проекта решения об утверждении (изменении) коэффициентов Kl, K2 и К3 (далее - проект решения) его разработчиком до внесения в представительный орган городского округа (муниципального района) края проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Расчет экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и К3 осуществляется в отношении арендаторов, на финансово-экономическое положение которых повлияет предусмотренное в проекте решения утверждение (изменение) указанных коэффициентов.

Согласно пп.2 п.4 Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициента К3 разработчику проекта решения необходимо: провести анализ истекших (истекающих) сроков (определяемых с даты предоставления в аренду земельных участков) ввода арендаторами земельных участков в эксплуатацию объектов, для строительства которых были предоставлены в аренду земельные участки (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства).

Как следует из сопроводительного письма Главы города Красноярска от 24.06.2013 года № 14-265 в адрес председателя Красноярского городского Совета депутатов, вместе с проектом решения «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 года № В-43 «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», внесенному 10.06.2013 года за № 11-1197, было направлено экономическое обоснование, подготовленное в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 года № 121-п.

Из содержания данного экономического обоснования в отношении коэффициента К3 следует, что при его подготовке был проведен анализ истекших (истекающих) сроков (определяемых с даты предоставления в аренду земельных участков) ввода арендаторами земельных участков в эксплуатацию объектов, для строительства которых были предоставлены в аренду земельные участки (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), а также иных сведений.

Отказывая в удовлетворении заявленных ООО «Антекс» требований, суд первой инстанции исходил из того, что Красноярским городским Советом депутатов значение коэффициента К3 определено в Решении от 14.10.2008 года № В-43 (в редакции от 31.03.2015 года № В-108 действующей в настоящее время) в соответствии с предоставленными ему полномочиями, в соответствии с предусмотренным законодательством порядком, с учетом экономического обоснования установления повышения значения коэффициента К3, в зависимости от срока аренды земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом подробного и тщательного исследования всех доказательств по делу и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспоренных решений Красноярского городского Совета депутатов в части установленных значений коэффициента (К3), применяемого при определении размера арендной платы за земельный участок, по существу повторяют доводы первоначального административного искового заявления, которые были тщательно исследованы судом первой инстанции, признаны несостоятельными по основаниям, подробно изложенным в обжалуемом решении.

Довод апелляционной жалобы о том, что в обжалуемых нормативно-правовых актах органом местного самоуправления значений установления коэффициента (К3) свыше единицы, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, порождает незаконное увеличение арендной платы, безоснователен и не может рассматриваться как нарушение прав и свобод ООО «Антекс», в том числе и нарушения основных принципов, устанавливаемых федеральным законодательством, для общеобязательного их применения при установлении порядка определения размера арендной платы земельных участков.

Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о нарушении требований Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку при предоставлении первоначально в аренду земельного участка все арендаторы находятся в равных положениях, а увеличение размера арендной платы происходит лишь по истечении трех лет, в случае если арендатором не осуществлено строительство объекта, под строительство которого и предоставлялся земельный участок.

Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые правовые акты не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов ООО «Антекс» не нарушают, правомерно, отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, а потому оснований для их пересмотра по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 октября 2015 года (с учетом определения Центрального районного суда г. Красноярска от 30 ноября 2015 года об исправлении описки) оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ООО «Антекс» Никифорова А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: