ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-943 от 28.02.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-943 судья Кулаков С.А. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционной жалобе администрации Кувшиновского района на решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 27 декабря 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района удовлетворить.

Признать постановление главы администрации Кувшиновского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписки из реестра муниципальной собственности Кувшиновского района» не действующим полностью со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определённой периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления».

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кувшиновского района о признании постановления главы администрации Кувшиновского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписки из реестра муниципальной собственности Кувшиновского района» не действующим полностью со дня его принятия.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка законности Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписки из реестра муниципальной собственности Кувшиновского района», утвержденного постановлением главы администрации Кувшиновского района от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованного на официальном сайте администрации Кувшиновского района ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт содержит обязательные правила поведения, адресованные неопределённому кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, является нормативным правовым. Проверкой установлено, что административный регламент является незаконным и не подлежит применению. В нарушение требований ст. 4, 12 и 13 Федерального закона от 07 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией Кувшиновского района проект указанного административного регламента на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе, а также экспертизе уполномоченным органом местного самоуправления не подвергался, что подтверждается ответом администрации Кувшиновского района от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное является недопустимым и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленной федеральным законодательством. Открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг. Изложенными обстоятельствами нарушены права неопределённого круга лиц на ознакомление с проектом административного регламента и проведение независимой экспертизы его проекта. Прокурором ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации Кувшиновского района принесён протест на указанный административный регламент. Ответ на протест поступил в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, в нём указано не непризнание требований прокурора.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Кувшиновского района Тверской области Демченко А.В. - поддержала исковые требования полностью по основаниям, изложенным административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Кувшиновского района своего представителя в судебное заседание не направил, представил в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации Кувшиновского района ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении требований истца. Указывает, что суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, однако судом не было принято во внимание данное обстоятельство и вынесено решение о признании постановления администрации Кувшиновского района от ДД.ММ.ГГГГ не действующим полностью со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кувшиновского района критикует доводы, изложенные в ней.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав прокурора Полещук Р.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

На основании чч. 1, 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В систему муниципальных правовых актов входят, среди прочего, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (статья 43 названного закона).

Согласно статье 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Из ч. 11 статьи 39 Устава муниципального образования Кувшиновский район Тверской области, принятого решением Собрания депутатов Кувшиновского района от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется путем размещения полных текстов актов в печатном издании - в общественно-политической газете Кувшиновского района «<данные изъяты>» не позднее десяти дней со дня подписания. Кроме того, муниципальные правовые акты могут быть размещены на официальном сайте администрации Кувшиновского района в сети Интернет.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 27 июля 2010года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Кувшиновского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписки из реестра муниципальной собственности Кувшиновского района». Текст нормативного акта размещён на сайте администрации Кувшиновского района ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор района обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно статье 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя процедуру принятия данного нормативного акта, суд первой инстанции пришёл к выводу о её несоблюдении административным ответчиком.

Статьёй 13 Федерального закона от 27 июля 2010года №210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. С даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций. Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств.

Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующем официальном сайте.

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства и не отрицается административным ответчиком, проект Административного регламента не был размещен на официальном сайте администрации Кувшиновского района и не был доступен для ознакомления заинтересованных лиц (граждан и юридических лиц).

Суд правильно исходил из того, что постановление главы администрации Кувшиновского района от ДД.ММ.ГГГГ не является, вопреки доводам административного ответчика, надлежащим доказательством размещения проекта административного регламента на официальном сайте, поскольку это постановление не содержит сведений о размещении в сети «Интернет» упомянутого проекта и о сроке проведения его независимой экспертизы.

Кроме того, в нарушение требований статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 39 Устава муниципального образования Кувшиновский район Тверской области оспариваемое постановление и утвержденный им Административный регламент не были официально опубликованы в печатном издании - газете «<данные изъяты>».

Таким образом, административным ответчиком существенно нарушен порядок принятия и официального опубликования нормативного правового акта, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый нормативный акт недействующим.

В соответствии со статьёй 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. №48
«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» содержится разъяснение, согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Из материалов дела видно, что администрация района представила суду сведения о том, что оспариваемый нормативный акт применялся, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно во избежание негативных последствий для граждан и организаций, чьи права были реализованы при его применении, признал нормативный акт не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы это не свидетельствует о том, что суд вышел за пределы заявленных прокурором требований.

Нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено. В связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 27 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кувшиновского района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: