Судья Лебедко К.В. Дело № 33а-9441/2020
УИД 24RS0044-01-2020-000883-14
3.111а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Пташника И.П., Лазовского С.И.,
с участием: прокурора Андреевой А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Дорошковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинский район об отмене решения № 16/35 от 05.08.2020 года,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Балаганской И.С.
на решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 27 августа 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинский район об отмене решения № 16/35 от 05.08.2020 года - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинский район об отмене решения № 16/35 от 05.08.2020 года.
Требования мотивированы тем, что решением Рыбинского районного Совета депутатов от 22.06.2020 года № 38-447р были назначены выборы депутатов Рыбинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва. Решением Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинский район от 05.08.2020 г. № 16/35 был зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Рыбинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России с вынесенным решением не согласно, считает решение о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Рыбинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в силу следующего: среди документов, представленных избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, имеются документы, оформленные с нарушением требований законодательства о выборах, что является основанием для отказа в регистрации в силу пп. «б.1» п. 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.
В числе документов, представленный избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» для уведомления о выдвижении списка кандидатов, были представлены документы, оформленные с нарушением требований, Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», а именно: копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществлением функций в сфере регистрации общественных объединений и решение о создании избирательного объединения не удостоверена руководителем избирательного объединения, что является нарушением п.п. «а» п. 5.1 ст. 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». При решении вопроса о порядке заверения копий документов, предъявляемых в избирательную комиссию в целях заверения и регистрации общетерриториального списка кандидатов, следует руководствоваться пп. 25 п. 3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 № 1185-ст, а также п. 5.26 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2016 № 2004-ст».
Согласно вышеуказанным положениям, заверенная копия документа отличается от обычной копии документа тем, что на заверенной копии в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость. Для заверения соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно», должность лица, заверившего копию, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения, также копия документа заверяется печатью организации.
Список уполномоченных представителей политической партии, представленных избирательным объединением в избирательную комиссию, содержит не все сведения, требуемые в соответствии с пп. «г» п. 5.1. ст. 26 закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». Указанный список не содержит образца печати (для уполномоченных представителей по финансовым вопросам Черноусова В.С., Ратахина А.А.), а также данные уполномоченных представителей по общим вопросам, а именно: Ищенко В.П., Колупаева В.А., Ващенко П.И., на которых вместе с тем, представлены заявления о согласии осуществлять указанную деятельность. Более того, указанный документ никем не подписан, что в принципе ставит под вопрос его легитимность.
Таким образом, документы, представленные избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в соответствии с пп. «а», «г» п. 5.1. ст. 26 Закона Красноярского края от 02.10.2013 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» для уведомления о выдвижении списка кандидатов, составлены с существенным нарушением требований указанного закона.
При этом в силу п. «б.1» п. 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка к кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Незаконное решение избирательной комиссии существенно нарушило права избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России. Требование законодателя применительно к порядку выдвижения кандидатов обязательны для исполнения каждым избирательным объединением (кандидатом), носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных. Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства кандидатов и избирательных объединений в их правах и обязанностях, установленных п. 1 ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ.
Административный истец считает, что не пропустил срок для обращения в суд, поскольку днем окончания процессуального срока на обжалование решения избирательной комиссии муниципального образования Рыбинский район от 05.08.2020 года № 16/35 является 17.08.2020 года.
В связи с этим, административный истец просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинский район от 05.08.2020 г № 16/35 «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Рыбинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Балаганская И.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, ссылаясь на аналогичные доводы административного искового заявления, а также на неправильные выводы суда о пропуске срока административного истца на обращение с указанным административным иском.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу избирательное объединение Рыбинское местное (районное) отделение КРО ПП «КПРФ», Рыбинская межрайонная прокуратура просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Андреева А.Г., представитель административного истца Балаганская И.С., другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела с апелляционной жалобой были уведомлены надлежащим образом (л.д. 155, 156-163), в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя административного истца Балаганскую И.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, а также выслушав заключение прокурора Андреевой А.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, поскольку срок обращения в суд с административным иском не пропущен, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении»).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом десятидневного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 240 КАС РФ.
При этом суд исходил из того, что с административным исковым заявлением Избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России обратилось в суд 17.08.2020 года, а позиция административного истца о том, что начало течения процессуального срока на оспаривание Избирательной комиссии муниципального образования «Рыбинский район» от 05.08.2020 года № 16/35 следует исчислять со следующего рабочего дня, то есть с 17.08.2020 года, не основана на законе.
Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда о пропуске срока обращения в суд, считает их ошибочными и не противоречащим нормам процессуального права.
Согласно ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
В силу ч. 2 ст. 92 КАС РФ в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.
Из содержания ч. 2 ст. 93 КАС РФ следует, что в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинский район об отмене решения № 16/35 от 05.08.2020 года направлено в суд через почтовую организацию связи 17.08.2020 года и поступило в суд 24.08.2020 года, что не оспаривалось сторонами по делу.
Таким образом, десятидневный срок для обжалования решения ИКМО Рыбинского района Красноярского края № 16/35 от 05.08.2020 года приходился на нерабочий день - 15.08.2020 года (суббота), административный истец направил административное исковое заявление через почтовую организацию связи 17.08.2020 года (понедельник), то есть в следующий рабочий день после 15.08.2020 года, а потому судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец обратился в пределах десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения (05.08.2020 года).
Следовательно, установленный ч. 4 ст. 240 КАС РФ срок обращения в суд соблюден.
Таким образом, решение суда является незаконным и подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права.
Вместе с тем, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия считает возможным принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение, поскольку данное дело подлежит рассмотрению в сокращенный срок в порядке главы 24 КАС РФ.Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Согласно п. 14 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. Если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
В соответствии с п. 5.1 ст. 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы:
а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении списка кандидатов;
г) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием полномочий и следующих сведений о них: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам - также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов;
д) оформленные в установленном порядке доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
е) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией или его структурным подразделением, представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе списка кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, решением Рыбинского районного Совета депутатов № 18-187р от 23.11.2017 года сформирована избирательная комиссия муниципального образования Рыбинский район.
Решением Рыбинского районного Совета депутатов № 38-447-р от 22.06.2020 года назначены выборы депутатов Рыбинского районного Совета депутатов шестого созыва на 13.09.2020 года.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинский район № 13/25 от 30.07.2020 года заверен общетерриториальный список кандидатов в депутаты выдвинутого избирательным объединением «Рыбинское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ» в количестве 9 человек, выдвинутый в установленном порядке избирательным объединением Местное отделение Рыбинское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинского района Красноярского края № 16/35 от 05.08.2020 года зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Рыбинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый Рыбинским местным (районным) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в количестве 9 человек.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинского района Красноярского края № 11/20 от 24.07.2020 года заверен общетерриториальный список кандидатов в депутаты выдвинутого избирательным объединением Красноярского регионального отделения Политической партии Либерально-демократической партии России в количестве 12 человек, выдвинутый в установленном порядке избирательным объединением Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинского района Красноярского края № 14/29 от 31.07.2020 года зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Рыбинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый Красноярским региональным отделением Политической партии ЛДПР, в количестве 12 человек.
Судебная коллегия, оценив материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, а также представленные сторонами по делу доказательства, приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела, в том числе материалов, представленных Избирательной комиссией муниципального образования Рыбинского района Красноярского края по запросу Красноярского краевого суда, усматривается, что избирательном объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» при выдвижении общетерриториального списка кандидатов в депутаты Рыбинского районного Совета депутатов шестого созыва были представлены документы, оформленные с нарушением требований избирательного законодательства, что в соответствии с пп. «б1» п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ являлось основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Так, копия документа о государственной регистрации избирательного объединения и о его создании не удостоверены руководителем избирательного объединения, что в силу подпункта «а» пункта 5.1 статьи 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411 является нарушением.
Кроме того, список уполномоченных представителей, представленных избирательным объединением, содержит не все сведения, предусмотренные подпунктом «г» пункта 5.1. статьи 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411, а именно: список уполномоченных представителей по финансовым вопросам (для уполномоченных представителей по финансовым вопросам Черноусова В.С., Ратахина А.А.) не содержит в себе образца печати для финансовых документов.
Более того, судебная коллегия принимает во внимание доводы представителя административного истца Балаганской И.С. о том, что согласно приложенной к административному иску копии описи документов, представленных избирательным объединением КРО ПП КПРФ в ИКМО при проведении выборов следует, что список уполномоченных представителей с указанием соответствующих сведений был представлен в количестве одного экземпляра на двух листах (л.д. 36, номер строки в описи 4), в то время как, в суд апелляционной инстанции избирательной комиссией данный список уполномоченных (в том числе, указаны в нем Ищенко В.Р., Колупаев В.А., Ващенко П.И.) представлен уже на трех листах. При этом судебная коллегия учитывает, что в материалах дела кроме представленной стороной административного истца вышеназванной описи документов иной описи документов не имеется, и избирательной комиссией как в суд первой инстанции, так в суд апелляционной инстанции не представлялось, а потому доводы о том, что список уполномоченных представителей не был никем заверен, а также, что в указанном списке отсутствовали данные уполномоченных представителей по общим вопросам, а именно: Ищенко В.Р., Колупаева В.А., Ващенко П.И., на которых представлены заявления о согласии осуществлять указанную деятельность, заслуживают внимания и указанное обстоятельство является одним из оснований, в совокупности с вышеперечисленными нарушениями, для признания незаконным и отмене решения ИКМО от 05.08.2020 года № 16/35.
В письменных возражениях избирательного объединения Рыбинское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ на исковые требования, приобщенных в суде первой инстанции к материалам дела, отражена позиция о том, что избирательная комиссия до рассмотрения вопроса о регистрации общетерриториального списка о выявленных недостатках обязана была известить избирательное объединение, но не сделала этого. По мнению судебной коллегии, содержание таких возражений указывает на признание данным избирательным объединением наличия имеющихся нарушений в документах при их оформлении и подаче в избирательную комиссию.
Ссылка на непринятие избирательной комиссией мер по исполнению обязанности о надлежащей проверке представленных кандидатом документов и об извещении избирательного объединения о выявленных в них недостатках не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении избирательного объединения о недостатках в представленных им документах не освобождает избирательное объединение от обязанности соблюдать установленные законом правила выдвижения и регистрации списка кандидатов. Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех избирательных объединений при выдвижении и регистрации списка кандидатов.
Поскольку избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ в избирательную комиссию были представлены копии документов о государственной регистрации избирательного объединения и о его создании, не удостоверенные руководителем избирательного объединения, а также список уполномоченных представителей без соблюдения требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам без образца печати для финансовых документов, то указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты, среди документов, представленных для регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты, документов, оформленных с нарушением требований названных Федерального закона и Закона Красноярского края.
Приведенные нарушения избирательного законодательства при оформлении документов, представленных для регистрации общетерриториального списка кандидатов избирательного объединения, влекут отказ в регистрации списка кандидатов на основании подпункта «б1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Таким образом, обжалуемый судебный акт, как незаконный, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинского района Красноярского края от 05.08.2020 года № 16/35 «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Рыбинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 27 августа 2020 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Рыбинского района Красноярского края от 05.08.2020 года № 16/35 «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Рыбинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рыбинское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: