ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9454 от 30.08.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Рябцева Л.В. Дело № 33А–9454

Докладчик: Михеева С.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 августа 2017 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Михеевой С.Н.,

судей: Шалагиной О.В., Пушкаревой Н.В.,

при секретаре: Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михеевой С.Н. административное дело по апелляционной жалобе Рутковской Лолы Зардовны на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 12 апреля 2017 года;

по делу по административному иску Рутковской Лолы Зардовны к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 Новокузнецкого городского округа об оспаривании решения о результатах выборов депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Новокузнецкого городского округа и отмене решения, признании незаконными действий и протоколов участковых избирательных комиссий, итогов голосования,

У С Т А Н О В И Л А:

Рутковская Л.З. оспаривает решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 Новокузнецкого городского округа (далее ОИК-16) и просит его отменить. Признать незаконными действия участковых избирательных комиссий № 771, 772, 773, 774, 775, 776 об итогах голосования, отменить протокол от 19.09.2016 об итогах голосования.

Требования мотивированы тем, что 18.09.2016 г. состоялись выборы депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов пятого созыва, в которых она принимала участие в качестве кандидата в депутаты. Согласно итогового протокола окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 Новокузнецкого городского округа Кемеровской области об итогах голосования следует, что 1 425 бюллетеней было выдано для голосования избирателей вне помещения для голосования в день голосования, кроме того, за кандидата ФИО3 проголосовало 9 473 избирателя, за нее - 3 120 избирателей, за кандидата ФИО1. - 2 819 избирателей, за кандидата ФИО5 1 088 избирателей, за кандидата ФИО4 - 804 избирателя. Такие же сведения содержатся в сводной таблице окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 НГО КО о результатах выборов по указанному избирательному округу от 18.09.2016 г., составленной 19.09.2017 г., и в протоколе, подписанном председателем окружной избирательной комиссии, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии 19.09.2016 г в 19.50 час, в связи с чем, в этот же день указанная избирательная комиссия признала выборы депутатов по избирательному округу № 16 состоявшимися и действительными, депутатом был избран ФИО6 получивший наибольшее число голосов избирателей. Она не согласна с данным решением окружной избирательной комиссии на том основании, что результаты голосования избирателей вне помещения для голосования являются недействительными, поскольку она сомневается в том, что 1 425 таких избирателей физически могли проголосовать вне помещения для голосования, учитывая время голосования. По ее мнению, участковыми избирательными комиссиями были нарушены ст. ст. 68, 66, 65, 64 федерального закона Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые не позволят с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, а именно, отсутствовал реестр избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, соответствующие акты не составлялись, при этом, в нарушение действующего избирательного законодательства на столах членов УИК № 776 после получения ею протокола об итогах голосования УИК № 776 19.09.2016 г. в 01.30 час. находились книги списков избирателей данного избирательного участка. Также, она обращалась к ФИО7. с устной жалобой о том, что председатель УИК № 775 ФИО8., которым был подписан протокол об итогах голосования, в 14.00 час. 18.09.2016 г. находился в состоянии алкогольного опьянения, однако, ее жалоба оставлена без внимания. Ссылается на то, что опрос избирателей показал, что избиратели голосовали именно за нее, как за сторонника партии «Единая Россия», поскольку ее фамилия в бюллетене стояла первая по списку.

Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 12 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований Рутковской Л.З. отказано.

В апелляционной жалобе Рутковская Л.З. просит решение суда отменить, полагает, что судом нарушены требования, предусмотренные КАС РФ. Не были удовлетворены ее ходатайства об истребовании доказательств по делу, отложении судебного разбирательства. В судебном заседании не были устранены противоречия в показаниях как представителей ответчиков, так и свидетелей. Не проверены в установленном порядке ее доводы о подложности доказательств.

Считает, что решение от 12.04.2017 года является незаконным и основывается на неверном толковании норм права и исследовании обстоятельств по делу, подлежит отмене поскольку суд нарушил норы материального и процессуального права, поскольку был рассмотрен не в полном объеме и не были привлечены в качестве ответчиков председатели УИК № №771, 772, 773, 774, 775, 776.

Утверждение суда о том, что не были установлены нарушения правил составления списков избирателей, нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, факты воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, порядка формирования избирательной комиссии не соответствует действительности, поскольку суд принял решение, не имея на то законных оснований.

Не было удовлетворено ходатайство о вскрытии избирательной документации участковой избирательной комиссией № 744. Не проверены ее доводы о нарушении избирательного законодательства участковой избирательной комиссией № 776, когда подсчёт бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования, начал производится до сдачи неиспользованных бюллетеней председателю участковой избирательной комиссии № 776 ФИО9 членами этой комиссии.

В представленной в суд копии решения участковой избирательной комиссии № 776 - лист дела 138, принятого по результатам рассмотрения заявления о предупреждении фальсификации не содержится информации о времени получения заявления и отсутствует информация о времени составления данного решения. Данное решение не было вручено ей под роспись и не направлялось посредством услуг организации почтовой связи.

Данное решение подлежит отмене поскольку суд нарушил норы материального и процессуального права.

Суд проигнорировал её расчет по УИК № 772. Считает, что 2 минуты 30 секунд недостаточно на одного избирателя, поскольку они являются больными, инвалидами.

Осуществление голосования вне помещения для голосования в отсутствие реестра или отсутствие данных об избирателях в таком реестре влечет признание бюллетеней в переносном ящике недействительными, о чем указано в Определении Верховного суда РФ от 20.12.2006 № 48-Г06-22 и от 16.03.2010 года № 45-ВЮ-З.

Считает, что суд ограничился формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании. В ходе судебных разбирательств были обнаружены существенные нарушения, которые в ходе выборов привели к искажению воли избирателей и воспрепятствовали адекватному отражению итогов голосования.

На УИК № 776 нарушена процедура подсчета голосов, поскольку в 20 часов 47 минут еще не были погашены неиспользованные бюллетени.

На УИК № 773 участке имело место подкупа ФИО10 члена УИК с правом совещательного голоса, о чем она известила суд 29.03.2017.

На 774 избирательном участке число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования согласно п. 7 протокола УИК об итогах голосования от 18.09.2016 года составило 224 бюллетеней. Примерно на одного избирателя потребовалось 2 минуты 20 сек.

Также в нарушении Федерального закона № 67 имело место голосование, проводимое на улице для лиц, которые не были включены в реестр.

Прокурором Куйбышевского района г.Новокузнецка и Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 16 представлены возражения на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, выслушав Рутковскую. Л.З., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителей ОИК № 16 ФИО12 действующую на основании решения о возложении полномочий от 29.06.2016 № 29/154, ФИО11., действующую на основании устного ходатайства, представившую диплом о высшем юридическом образовании, рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ, просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Афонина А.В., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, проверив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 70 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации, установлен порядок определения

результатов выборов. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. 0 результатах выборов, составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.

Соответствующая комиссия может признать итоги голосования, результаты выборов, недействительными в случаях установленных законом.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что постановлением избирательной комиссии Кемеровской области от 25.11.2015 № 143/1276-V сформирована территориальная избирательная комиссия Куйбышевского района Новокузнецкого городского округа, председателем которой назначена ФИО13 (л.д.58, том 1). В указанной территориальной избирательной комиссии сформировано 13 участковых избирательных комиссий по одномандатному избирательному округу № 16 ( № 729, 736, 737, 738, 739, 740, 741, 771, 772, 773, 774, 775, 776).

Решением муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа № 29/154 от 29.06.2016 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №16, 17,18 Новокузнецкого городского округа, возложены на территориальную избирательную комиссию Куйбышевского района Новокузнецкого городского округа, (л.д.139-140).

Решением ОИК одномандатного избирательного округа №16 Новокузнецкого городского округа № 24/33 от 19.09.2016, выборы депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 признаны состоявшимися и действительными. Подписан протокол ОИК одномандатного избирательного округа № 16 Новокузнецкого городского округа о результатах выборов по одномандатному избирательному округу №16. Избранным депутатом ФИО14., (л.д.136-137, том1). Указанное решение принято на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов участковых избирательных комиссий № 729, 736, 737, 738, 739, 740, 741, 771, 772, 773, 774, 775, 776 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 16 Новокузнецкого городского округа, после предварительной проверки правильности составления протоколов путем суммирования содержащихся в них данных.

Рутковская Л.З, зарегистрированная в качестве кандидата в депутаты на выборах депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16, оспаривает указанное решение, полагает, что указанной окружной избирательной комиссией не должны были учитываться данные указанных участковых избирательных комиссий, которые были оформлены протоколами, поскольку были нарушены правила составления списков избирателей, имело место нарушение порядка голосования и установления итогов голосования, имелись случаи воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, а также имелись нарушения со стороны участковых избирательных комиссий действующего избирательного законодательства, в связи с чем их протоколы подлежат отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что каких-либо нарушений избирательного законодательства участковыми избирательными комиссиями не допущено, оспариваемое решение ОИК №16 «Об определении результатов выборов депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Новокузнецкого городского округа» принято в установленном законом порядком уполномоченной комиссией, а также отсутствуют основания для отмены протоколов участковых избирательных комиссий, указанных выше и протокола ОИК № 16.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Согласно статьи 67 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Протокол об итогах голосования должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией проводится в соответствии с требованиями статьи 68 указанного Федерального закона, где, в частности указано, что подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Наблюдателям должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей необходимые суммарные данные. После внесения соответствующих данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Дальнейшая работа со списком избирателей, не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Список избирателей на это время убирается в сейф. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). Полученные данные заносятся в протокол об итогах голосования, а также его увеличенную форму. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Подписание протокола с нарушением установленного порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

Судом первой инстанции при проверке доводов Рутковской Л.З. на предмет допущенных нарушений участковыми избирательными комиссиями, в том числе при составлении протоколов по каждому участку и протокола об итогах голосования, не было установлено каких-либо нарушений. При исследовании доказательств суд первой инстанции установил, что участковыми избирательными комиссиями были соблюдены требования выше указанного Федерального закона, составлены протоколы об итогах голосования, которые были впоследствии проверены и суммированы ОИК №16. Следовательно оснований для признания недействительным решения ОИК №16 об определении результатов выборов, отмене этого решения и протокола ОИК № 16 о результатах выборов депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 16, также не имелось.

Помимо этого, оспаривая итоги голосования, Рутковская Л.З. пропустила срок для обращения в суд, установленный частью 2 статьи 240 КАС РФ, который восстановлению не подлежит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части суд правильно исходил из тех обстоятельств, что административным истцом были дополнены требования в части признания недействительными итогов голосования 30.11.2016г. Указанные выводы подтверждаются материалами дела, (л.д.128, оборот, том 1).

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были вскрыты мешки с избирательными документами и не исследованы списки избирателей, а также реестры избирателей, проголосовавших вне помещения, не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, основанных на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Доводы жалобы о том, что суд не удовлетворил ходатайства Рутковской Л.З. в части истребования заявленных ею доказательств, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку при разрешении ходатайств суд обоснованно руководствовался положениями статьи 84 КАС РФ. Доводы о том, что суд не рассмотрел вопрос о подложности доказательств, являются несостоятельными, поскольку решением суда указанное утверждение опровергнуто на основании исследованных доказательств.

Доводы жалобы в части того, что суд не рассмотрел требований по оспариванию действий участковых избирательных комиссий и итогов голосования, которые расположены на территории Центрального района г.Новокузнецка несостоятельны, поскольку решением суда от 01.06.2017 указанные требования рассмотрены.

Иные доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 12 апреля 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: