Судья Захарова Л.В. Дело 33а-9454/2020
УИД 24RS0045-01-2020-000270-54
А-3.100
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 сентября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего судьи Малякина А.В.
судей Корниенко А.Н., Кучеровой С.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Красноярское региональное объединение Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России к избирательной комиссии муниципального образования Саянский район Красноярского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Саянский район от 04.08.2020 г. №47/117 «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Саянского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого Избирательным объединением Саянское местное (районное) отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу
по апелляционной жалобе председателя избирательной комиссии муниципального образования Саянский район Красноярского края Блохиной Т.В.
на решение Саянского районного суда Красноярского края от 24 августа 2020 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение избирательной комиссии муниципального образования Саянский район от 04.08.2020 г. №47/117 «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Саянского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Саянское местное (районное) отделение Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу.
Отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Саянский район от 04.08.2020 г. №47/117 «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Саянского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Саянское местное (районное) отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Представитель Красноярского регионального объединения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России Балаганская И.С. обратилась с административным иском.
Требования с учетом уточнений мотивированы тем, что решением Саянского районного Совета депутатов от 16.06.2020 г. №60-315 назначены выборы депутатов Саянского районного Совета депутатов шестого созыва. Решением избирательной комиссии муниципального образования Саянский район от 04.08.2020 г. №47/117 был зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Саянского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Саянское местное (районное) отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Указанное решение является незаконным и подлежит отмене, поскольку нарушен порядок выдвижения списка кандидатов, предусмотренный Федеральным законом «О политических партиях». Так, в нарушение п. 5.3 Устава Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» выдвижение кандидатов осуществлялось Общим собранием Саянского (районного) местного отделения КРО ПП КПРФ, а не Конференцией Местного отделения партии. Среди документов, представленных Саянским местным (районным) отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, отсутствуют необходимые документы: общетерриториальный список кандидатов; кроме того, не предоставлено решение о выдвижении списка кандидатов, так как, согласно постановлению общего собрания Саянского (районного) местного отделения КРО ПП КПРФ от 19.07.2020 г. выдвинуты кандидаты в депутаты, а не список кандидатов в Саянский районный Совет депутатов; кроме того, не был представлен официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами политической партии.
Также в списке уполномоченных представителей политической партии, представленных избирательным объединением в избирательную комиссию, не указано о полномочиях уполномоченных представителей, не ясно, назначена ли Паньшина В.К. уполномоченным представителем по финансовым вопросам или уполномоченным представителем по общим вопросам, также в этом списке отсутствует право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов. Более того, из указанного списка следует, что Паньшина В.К. назначена уполномоченным представителем КРО ПП КПРФ, а не Саянского местного (районного) отделения Политической партии Коммунистической партии Российской Федерации, выдвинувшей список кандидатов, не указаны выборы, на которые Паньшина В.К. назначена уполномоченным представителем. Кроме того, представленные в избирательную комиссию копии паспортов, документов об образовании и иных документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлениях кандидатов, заверены самими кандидатами, а не уполномоченным представителем избирательного объединения.
Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерального демократической партии России просило признать незаконным и отменить указанное решение избирательной комиссии муниципального образования Саянский район от 04.08.2020 г. №47/117.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель избирательной комиссии муниципального образования Саянский район Красноярского края Блохина Т.В. просила решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом сделан неверный вывод о том, что кандидаты выдвинуты неуполномоченным органом местного отделения. Кроме того, решение о выдвижении и территориальный список кандидатов представлены в избирательную комиссию надлежащим образом и соответствуют требованиям законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Саянского прокурора Красноярского края Давыденко Г.А., представитель Красноярского регионального объединения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России Балаганская И.С. просили оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Судебная коллегия, заслушав представителя избирательного объединения Красноярского регионального объединения Политической партии ЛДПР Балаганскую И.С., выслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Андреевой А.Г., просивших каждый в отдельности об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, уполномоченного представителя Саянского местного (районного) отделения Политической партии Коммунистической партии Российской Федерации Паньшину В.К., признавшую факт нарушений избирательного законодательства, сочтя возможным рассматривать дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не заявивших ходатайств об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме, считает, что решение суда следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с п.п.1,2 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В силу п.1 ст.38 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию.
Согласно подп. «б», «в», «в.1» пункта 24 статьи 38 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
- для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В соответствии с п.2 ст.25 ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
На основании п.5.1 ст. 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 г. №8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы:
а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, его регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении списка кандидатов;
г) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием полномочий и следующих сведений о них: фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии, номера, даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы- рода занятий), а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам- также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов;
д) оформленные в установленном порядке доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
е) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией или его структурным подразделением, представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного п.1.1 ст.26 Федерального закона «О политических партиях», список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе списка кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.
На основании части 6 статьи 76 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Саянского районного Совета депутатов от 16 июня 2020 года №60-315 назначены выборы депутатов Саянского районного Совета депутатов шестого созыва на 13 сентября 2020 года.
На основании постановления Общего собрания Саянского местного (районного) отделения КРО ПП Коммунистическая партия Российской Федерации от 19.07.2020 года выдвинуты кандидаты в депутаты в Саянский районный Совет депутатов шестого созыва ФИО1, ФИО2, ФИО3.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования Саянский район Красноярского края о 04 августа 2020 года №47/117, выдвинутый Саянским местным (районным) отделением Красноярского регионального(краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»(далее - Саянское районное отделение КРО ПП КПРФ), зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Саянского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва в количестве 3 человек: ФИО1, ФИО11, ФИО3
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с указанными положениями избирательного законодательства, исходил из того, что выдвижение от избирательного объединения кандидатов в депутаты осуществлялось не Конференцией местного отделения КПРФ, как это предусмотрено Уставом КПРФ, а Общим собранием Саянского (районного) местного отделения КРО ПП КПРФ.
Пунктом 5.3 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», принятого II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14.02.1993 г. (с изм. от 27.05.2017) установлено, что выдвижение кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления, относится к компетенции Конференции местного отделения КПРФ (по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии).
Как видно из предоставленных в избирательную комиссию Саянским местным (районным) отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» документов, общетерриториальный список кандидатов, избирательным объединением не прилагался. Отсутствует и решение о выдвижении списка кандидатов, поскольку согласно постановлению общего собрания Саянского (районного) местного отделения КРО ПП КПРФ от 19.07.2020 г. были выдвинуты отдельные кандидаты в депутаты, а не общетерриториальный список кандидатов в Саянский районный Совет депутатов.
В избирательную комиссию также не представлен официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами политической партии.
В избирательную комиссию был представлен Список уполномоченных представителей избирательного объединения КРО ПП КПРФ, в котором указана Паньшина В.К., <дата> года рождения. Однако отсутствует указание на то, что Паньшина В.К. является представителем Саянского местного (районного) отделения Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации, выдвинувшего список кандидатов. Сам Список не содержит указания на выборы, для участия в которых Паньшина В.К. назначена уполномоченным представителем.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах дела, верно оцененных в соответствии с правилами ст.84 КАС РФ доказательствах и соответствуют нормам избирательного законодательства, регулирующим возникшие правоотношения.
Выдвижение от избирательного объединения кандидатов в депутаты органом, не предусмотренным Уставом КПРФ, выдвижение на общем собрании Саянского (районного) местного отделения КРО ПП КПРФ от 19.07.2020 г. отдельных кандидатов в депутаты, а не общетерриториального список кандидатов в Саянский районный Совет депутатов, предоставление в избирательную комиссию Списка уполномоченных представителей избирательного объединения КРО ПП КПРФ с указанием филического лица, имеющего право представлять иной субъект избирательной компании, а не избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, без указания на выборы, для участия в которых Паньшина В.К. назначена уполномоченным представителем, по мнению судебной коллегии являются существенными нарушениями избирательного законодательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.11.2018 N 42-П, выдвижение избирательным объединением кандидатов (списков кандидатов) - поскольку оно с очевидностью направлено на избрание его представителей в формируемые посредством выборов органы публичной власти - предполагает, как следует из пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях", последующую регистрацию выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), проведение голосования и определение полученных результатов. Соответственно, регистрация выдвинутых кандидатов (списков кандидатов) или хотя бы некоторой их части в качестве таковых необходима для того, чтобы выборы отвечали своему предназначению, предопределенному статьями 3 (части 2 и 3) и 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а именно чтобы кандидаты могли по итогам голосования избирателей претендовать на электоральный мандат, а граждане - участвовать в управлении делами государства через своих законно избранных представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления, сформированных по результатам демократического избирательного процесса.
Местным отделением политической партии, выдвинувшим общетерриториальный список кандидатов, не соблюдены требования к выдвижению данного списка, предусмотренные приведенными выше положениями Федерального закона "О политических партиях" и ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, выводы избирательной комиссии о выполнении избирательным объединением Саянское районное отделение КРО ПП КПРФ обязанности по предоставлению необходимых для регистрации общетерриториального списка кандидатов документов, о соблюдении требований закона о порядке его выдвижения и отсутствии оснований для отказа в его регистрации списка, являются неверными, а решение о регистрации указанного списка данного избирательного объединения - незаконным, следовательно, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения административного искового заявления избирательного объединения Красноярское региональное объединение Политической партии ЛДПР, зарегистрировавшего свой список кандидатов в депутаты в тот же представительный орган местного самоуправления.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, указанных в апелляционной жалобе, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для изменения принятого по делу судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саянского районного суда Красноярского края от 24 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Саянский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: