Судья Иванников В.В. дело № 33а-950/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Элиста 25 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего - Кутлановой Л.М.,
судей - Сангаджиевой Б.Т. и Говорова С.И.,
при секретаре - Чимидовой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приютненского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившегося в нарушении действующего законодательства о противодействии терроризму, и возложении обязанности устранить указанные нарушения по апелляционной жалобе главы Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1 на решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 2 сентября 2021 года по делу № *.
Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и письменных возражений, объяснения прокурора Лиджиевой В.П., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Приютненского районаРеспублики Калмыкия, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к АдминистрацииПриютненского районногомуниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить указанные нарушения, мотивируя следующим.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму. В ходе проведения анализа исполнения требований законодательства в сфере противодействия терроризму МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия», МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г.Карпенко», МКОУ «Воробьевская СОШ им. Героя Советского ФИО2 ФИО3», МКОУ «Булуктинская СОШ», МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия им.Очир Джогаевны Мукаевой», МКОУ «Песчаная СОШ», МКОУ «Первомайский сельский лицей», МКОУ «Нартинская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ», МКДОУ «Детский сад «Тюльпан», МКДОУ «Детский сад «Теремок», МКДОУ «Сельский национальный детский сад «Малыш», МКДОУ «Детский сад «Одуванчик», МКДОУ «Детский сад «Колосок», МКДОУ «Детский сад «Солнышко», МКДОУ «Светлячок», МКДОУ «Детский сад «Тополек», МКДОУ «Детский сад «Степнячок», МКДОУ «Детская школа искусств», МКДОУ «Дом детского творчества» выявлено, что в образовательных учреждениях Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ№ 1006 от 02.08. 2019 г., не соблюдены.
Принятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательных учреждений входит в полномочияПриютненского РМОРК, как учредителя указанных образовательных организаций.
Проверка показала, что МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «в» п. 25, пп. «г» п. 25, п. 30, Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено охранной сигнализацией; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта.
МКОУ «Приютненский лицей имени И.Г.Карпенко» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «в» п. 25, пп. «г» п. 25, пп. «д» п. 25, п. 30 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено охранной сигнализацией; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКОУ «Воробьевская СОШ им. Героя Советского ФИО2 Воробьева» в нарушение пп. «б» п. 25, пп. «д» п. 25 пп. Требований не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКОУ «Булуктинская СОШ» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «г» п. 25, пп. «д» п. 25, п. 30 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено охранной сигнализацией; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия им. Очир Джогаевны Мукаевой» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «б» п. 25, пп. «д» п. 25 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКОУ «Песчаная СОШ» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «г» п. 25, пп. «д» п. 25, п. 30 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено охранной сигнализацией; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКОУ «Первомайский сельский лицей» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «г» п. 25, пп. «д» п. 25, п. 30 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено охранной сигнализацией; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКДОУ «Детский сад «Тюльпан» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «г» п. 25, пп. «д» п. 25, п. 30 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКДОУ «Детский сад «Теремок» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «в» п. 25, пп. «г» п. 25, пп. «д» п. 25, п. 30 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено охранной сигнализацией; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКДОУ «Сельский национальный детский сад «Малыш» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «г» п. 25, пп. «д» п. 25, п. 30 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКУ ДО «Детская школа искусств» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «а» п. 25, пп. «б» п. 25, пп. «в» п. 25, пп. «г» п. 25, пп. «д» п. 25, п. 30 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено охранной сигнализацией; не оснащено системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудовано контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.
МКОУ «Нартинская СОШ» в нарушение пп. «д» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
МКОУ «Октябрьская СОШ» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «м» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено системой наружного освещения.
МКДОУ «Детская сад «Одуванчик» в нарушение пп. «д» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
МКДОУ «Детский сад «Колосок» в нарушение пп. «д» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
МКДОУ «Детский сад «Солнышко» в нарушение пп. «д» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
МКДОУ «Детский сад «Степнячок» в нарушение пп. «д» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
МКДОУ «Детский сад «Тополек» в нарушение пп. «д» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
МКДОУ «Светлячок» в нарушение пп. «д» п. 24, пп. «м» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено системой наружного освещения.
МКУ ДО «Дом детского творчества» в нарушение пп. «д» п. 24 Требований не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с выявленными нарушениями20 мая 2021 г.прокуратурой в адрес АдминистрацииПриютненского районногомуниципального образования Республики Калмыкия внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Несоблюдение указанных требований создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся и работников образовательных организаций, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений.
В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц просил признать бездействие АдминистрацииПриютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия незаконным и обязать АдминистрациюПриютненского районногомуниципального образования Республики Калмыкия в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В судебном заседании прокурор Тоглиева Э.В. поддержала административные исковые требования.
Представитель административного ответчика –Администрации Приютненского районногомуниципального образования Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
ГлаваПриютненского РМО РК ФИО1 представил в суд письменное возражение, в котором просил отказать в удовлетворении требований прокурорао признании бездействия Администрациинезаконным, исключить из списка требований пункт по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В остальной части Администрация Приютненского РМО РК исковые требования прокурора признает, считает их подлежащими удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц - МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия», МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко», МКОУ «Воробьевская СОШ им. Героя Советского Союза ФИО3», МКОУ «Булуктинская СОШ», МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия им.О.Д. Мукаевой», МКОУ «Песчаная СОШ», МКОУ «Первомайский сельский лицей», МКОУ «Нартинская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ», МКДОУ «Детский сад «Тюльпан», МКДОУ «Детский сад «Теремок», МКДОУ «Сельский национальный детский сад «Малыш», МКДОУ «Детский сад «Одуванчик», МКДОУ «Детский сад «Колосок», МКДОУ «Детский сад «Солнышко», МКДОУ «Детский сад «Светлячок», МКДОУ «Детский сад «Тополек», МКДОУ «Детский сад «Степнячок», МКДОУ «Детская школа искусств», МКДОУ «Дм детского творчества», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, руководители указанных учреждений в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 2 сентября 2021 года административное исковое заявление прокурора Приютненского района Республики Калмыкия удовлетворено. Бездействие Администрации Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия по непринятию мер по противодействию терроризму в образовательных организациях признано незаконным. На Администрацию Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
1) обеспечить МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать помещение на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта;
2) обеспечить МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г.Карпенко» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать помещение на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; обеспечить стационарными или ручными металлоискателями;
3) обеспечить МКОУ «Воробьевская СОШ им. Героя Советского ФИО2 ФИО3» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; стационарными или ручными металлоискателями;
4) обеспечить МКОУ «Булуктинская СОШ» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; обеспечить стационарными или ручными металлоискателями;
5) обеспечить МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия им.Очир Джогаевны Мукаевой» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; стационарными или ручными металлоискателями;
6) обеспечить МКОУ «Песчаная СОШ» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; обеспечить стационарными или ручными металлоискателями;
7) обеспечить МКОУ «Первомайский сельский лицей» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; обеспечить стационарными или ручными металлоискателями;
8) обеспечить МКДОУ «Детский сад «Тюльпан» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; обеспечить стационарными или ручными металлоискателями;
9) обеспечить МКДОУ «Детский сад «Теремок» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать помещение на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; обеспечить стационарными или ручными металлоискателями;
10) обеспечить МКДОУ «Сельский национальный детский сад «Малыш» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; помещение на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; обеспечить стационарными или ручными металлоискателями;
11) обеспечить МКУ ДО «Детская школа искусств» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранной сигнализацией; системой видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование и хранение данных в течение одного месяца; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; помещение на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; обеспечить стационарными или ручными металлоискателями;
12) обеспечить МКОУ «Нартинская СОШ» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
13) обеспечить МКОУ «Октябрьская СОШ» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекты, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; системой наружного освещения;
14) обеспечить МКДОУ «Детский сад «Одуванчик» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
15) обеспечить МКДОУ «Детский сад «Колосок» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
16) обеспечить МКДОУ «Детский сад «Солнышко» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
17) обеспечить МКДОУ «Детский сад «Степнячок» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекты, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
18) обеспечить МКДОУ «Детский сад «Тополек» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
19) обеспечить МКДОУ «Светлячок» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; системой наружного освещения;
20) обеспечить МКУ ДО «Дом детского творчества» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В апелляционной жалобе глава Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1 просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, установить новый срок для исполнения обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности образовательных организаций до 31 декабря 2023 г. Указывает, что в ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений от 20 мая 2021 г. Администрацией Приютненского РМО РК 25 июня 2021 г. направлено письмо, из содержания которого усматривается, что во всех 20 образовательных учреждениях Приютненского района имеются паспорта антитеррористической защищенности, в каждой организации функционирует система внутриобъектового видеонаблюдения, в июне 2021 г. дополнительно разработаны инструкции, памятки по предупреждению террористических актов и правила безопасного поведения в случае их возникновения, регулярно проводятся инструктажи с сотрудниками организаций о порядке действий в случае возникновения чрезвычайных и нестандартных ситуаций, кнопки срабатывания тревожной сигнализации постоянно находятся у ответственных лиц, в течение дня сотрудниками организаций проводится осмотр прилегающей территории и помещений; для оснащения инженерно-техническими средствами охраны, системами оповещения и управления эвакуацией установлена потребность в финансировании в сумме 1,4 млн. руб., в настоящее время доведены лимиты в размере 990 тыс.руб. на обеспечение принятия мер по противодействию терроризму; на момент вынесения обжалуемого судебного акта 5 образовательных организаций заключили договоры с ООО «Фаворит безопасности» на поставку электромеханических турникетов. По мнению автора жалобы, вывод суда о бездействии Администрации Приютненского РМО РК не находит своего подтверждения. Отмечает, что для выполнения положений пп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в обеспечении охраны организаций сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, необходимо финансирование в сумме 8543340 руб. в год. Между тем, бюджет Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия является дефицитным, Администрацией Приютненского РМО РК 24.09.2021 г. направлено в Министерство образования и науки письмо (исх. № *) об оказании содействия в решении сложившейся критической ситуации. Ссылаясь на положения пп. «е» п. 11 Требований, полагает возможным устранение допущенных нарушений, указанных в решении суда, в срок до 31 декабря 2023 г.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Приютненского района Республики Калмыкия Иванов Ф.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2020 году проведено категорирование, в 2021 году утверждены паспорта безопасности 20 образовательных учреждений Приютненского района Республики Калмыкия, согласно которым к объектам третьей категории опасности отнесены: МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия», МКОУ «Приютненский лицей имени И.Г. Карпенко», МКОУ «Воробьевская СОШ им. Героя Советского ФИО2 Воробьева», МКОУ «Булуктинская СОШ», МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия им. Очир Джогаевны Мукаевой», МКОУ «Песчаная СОШ», МКОУ «Первомайский сельский лицей», МКДОУ «Детский сад «Тюльпан», МКДОУ «Детский сад «Теремок», МКДОУ «Сельский национальный детский сад «Малыш», МКУ ДО «Детская школа искусств»; к объектам четвертой категории опасности отнесены: МКОУ «Нартинская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ», МКДОУ «Детский сад «Одуванчик», МКДОУ «Детский сад «Колосок», МКДОУ «Детский сад «Солнышко», МКДОУ «Детский сад «Степнячок», МКДОУ Детский сад «Тополек», МКДОУ «Светлячок», МКУ ДО «Дом детского творчества». Учредителем указанных образовательных организаций является Администрация Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
По результатам проведенной в 2021 г. прокуратурой Приютненского района Республики Калмыкия проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму установлено, что в вышеназванных учреждениях выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, выразившиеся в неосуществлении мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов, отнесенных к третьей и четвертой категории опасности, которые предусмотрены пунктами 24 и 25 постановления Правительства Российской Федерации от02.08.2019 г. N 1006 «Об утверждении Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федеральных законов от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г.) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 1 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Согласно подпункту «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от02.08.2019 N 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, по оснащению объектов (территорий) системой наружного освещения.
Согласно пункту 25 Постановления Правительства Российской Федерации от02.08.2019 N 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) на основных входах в здания, входящие в состав объекта; оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Из приведенных норм следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий в области противодействия терроризму в отношении муниципальных образовательных организаций.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной в вышеназванных образовательных учреждениях проверки соблюдения антитеррористического законодательства прокуратурой Приютненского района Республики Калмыкия в адрес Администрации Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия 20 мая 2021 г. вынесено представление об устранении нарушений в части обеспечения антитеррористической защищенности дошкольных учреждений и школ Приютненского района Республики Калмыкия.
Однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, до настоящего времени выявленные недостатки антитеррористической защищенности не устранены, невыполнение в полном объеме обязанностей по принятию перечисленных в административном иске и в обжалуемом решении мер по противодействию терроризму создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе воспитанников, учащихся, работников образовательных учреждений, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории таких объектов.
Доводы жалобы об отсутствии достаточного финансирования не являются основанием для невыполнения установленных вышеназванными требованиями закона обязанностей, относящихся к расходным обязательствам Администрации Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия как учредителя образовательных учреждений.
Судом первой инстанции установлен необходимый, достаточный для реализации таких мероприятий срок (1 год), сведений об объективной невозможности их исполнения в определенный обжалуемым решением период материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено. Несостоятельно утверждение в жалобе о необходимости установления срока исполнения судебного акта до 31 декабря 2023 года со ссылкой на пп.. «е» п. 11 Требований, в силу которого созданная для категорирования объекта (территории) комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Из содержания данного пункта очевидно следует, что указанные в данном подпункте сроки не относятся к периоду проведения мероприятий, предусмотренных пунктами 24 и 25 Требований, установлены в целях организации деятельности самой комиссии, создаваемой, в силу п. 8 Требований, по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований (пп. «а») либо при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию (пп. «б»), и, в соответствии с п. 9 Требований, осуществляет свою работу в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмену оспариваемого судебного акта, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств, следовательно, не могут быть удовлетворены.
В этой связи решение суда об удовлетворении административных исковых требований является законным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и применимых к ним нормах материального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда первой инстанции, по делу не установлено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 2 сентября 2021 года по делу № * оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Приютненский районный суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в г. Краснодаре.
Председательствующий Л.М. Кутланова
Судьи Б.Т. Сангаджиева
С.И. Говоров