ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9520/19 от 05.09.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Кононова Ю.С. дело № 33а-9520/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 5 сентября 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Хожаиновой О.В.,

судей

при секретаре

Юсуповой Л.А-В., Агина В.В.,

Колесник Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Коноплиной Сельветы Асановны, Меринкова Александра Валериевича, Сардыко Сергея Александровича к Территориальной избирательной комиссии города Ялты Республики Крым, кандидату в депутаты Ялтинского городского совета второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7 Яковенко Алексею Викторовичу об отмене регистрации кандидата в депутаты, с участием заинтересованного лица – избирательного объединения «Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

по апелляционной жалобе Яковенко Алексея Викторовича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

решением очередной 84 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 19 июня 2019 г. № 1 назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – Ялтинского городского совета Республики Крым.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 5 июня 2019 г. № 3/42-2 на Территориальную избирательную комиссию города Ялты Республики Крым возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

26 июля 2019 г. Территориальная избирательная комиссия города Ялты Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 по выборам депутатов Ялтинского городского совета Республики Крым) (далее Территориальная избирательная комиссия города Ялты) приняла решение от 26 июля 2019 г. № 96/744-1 «О регистрации Яковенко Алексея Викторовича, выдвинутого избирательным объединением «Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7» (далее решение от 26 июля 2019 г. № 96/744-1).

Меринков А.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты решением указанной комиссии от 26 июля 2019 г. № 96/745-1 по тому же избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением «Крымское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России», обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением об отмене регистрации Яковенко А.В. кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7, указав на предоставление последним сведений о судимости с нарушениями положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» (сокрытие сведений о судимости).

Определением судьи Ялтинского городского суда от 28 августа 2019 г. указанное заявление принято к производству суда и возбуждено производство по административному делу № 2а-3107/2019.

Коноплина С.А., зарегистрированная кандидатом в депутаты решением Территориальной избирательной комиссии города Ялты от 31 июля 2019 г. № 97/779-1 по одномандатному избирательному округу № 7, выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Крым», обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением об отмене регистрации Яковенко А.В. кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7, указав на предоставление последним сведений о судимости с нарушениями положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» (сокрытие сведений о судимости).

Определением судьи Ялтинского городского суда от 28 августа 2019 г. указанное заявление принято к производству суда и возбуждено производство по административному делу № 2а-3108/2019.

Сардыко С.А., зарегистрированный кандидатом в депутаты решением Территориальной избирательной комиссии города Ялты от 31 июля 2019 г. № 97/778-1 по тому одномандатному избирательному округу № 7, выдвинутый избирательным объединением «Крымское республиканское отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением также об отмене регистрации Яковенко А.В. кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7, указав на предоставление последним сведений о судимости с нарушениями положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» (сокрытие сведений о судимости).

Определением судьи Ялтинского городского суда от 28 августа 2019 г. указанное заявление принято к производству суда и возбуждено производство по административному делу № 2а-3109/2019.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 г. указанные административные дела объединены в одно производство с присвоением объединённому административному делу номера 2а-3107/2019.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 г. административные исковые заявления Коноплиной С.А., Меринкова А.В., Сардыко С.А. удовлетворены: отменена регистрация Яковенко А.В. кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7, на основании решения Территориальной избирательной комиссии города Ялты Республики Крым № 96/744-1 от 26 июля 2019 г.

Не согласившись с постановленным решением, Яковенко А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельством дела, а также при неправильном применении норм материального права. Судом первой инстанции не принято во внимание, что Яковенко А.В. в своём заявлении о согласии баллотироваться указал сведения о судимости также, как в ответе МВД по Республике Крым о наличии (отсутствии) судимости от 21 февраля 2019 г., что свидетельствует о добросовестном подходе к заполнению документов.

Относительно доводов апелляционной жалобы Коноплиной С.А., Меринковым А.В., Сардыко С.А., прокурором, участвующим в деле, Территориальной избирательной комиссией города Ялты представлены письменные возражения о законности решения суда первой инстанции (л.д. 166-170, 172-175, 177-178 соответственно).

В судебном заседании Яковенко А.В., его представитель Дусенко П.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали и просили её удовлетворить.

Яковенко А.В. пояснил, что за достоверностью событий, не имея копий судебных актов, в целях выполнения требований закона и предоставления достоверных данных, заблаговременно обратился за предоставлением достоверных данных о наличии (отсутствии) судимости в Информационный центр МВД по Республике Крым. В заявлении о согласии баллотироваться указал информацию в точном соответствии со справкой от 21 декабря 2019 г., в которой не приведены сведения о дате снятия или погашения судимости. При указанных обстоятельствах не имел возможности указать более полные сведения, и это не является сокрытием «сведений о судимости» в понимании подпункта «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Представитель Территориальной комиссии города Ялта Куприянов А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Меринков А.В. возражал против доводов апелляционной жалобы.

Представитель Коноплиной С.А. – Красько В.А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель Сардыко С.А. – Сардыко Д.С. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель избирательного объединения «Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Жалоба В.Ю. согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Коноплина С.А., Сардыко С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.

Судебная коллегия, с учётом положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю., полагавшей, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Статьёй 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно указанному Федеральному закону 67-ФЗ выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно (части 5 и 7 статьи 3).

Открытость и гласность при проведении выборов позволяет устранять допущенные участниками избирательного процесса ошибки и недочёты, ограничивать возможные фальсификацию и подлог, укреплять доверие граждан к результатам выборов.

К числу важнейших условий подлинно свободных выборов относится информация, обеспечивающая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29 закрепляет право каждого, в том числе и обладателя пассивного избирательного права, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Свободные выборы предполагают достоверные сведения о каждом кандидате.

При подготовке и проведении выборов на избирательных комиссиях в числе иных полномочий лежит обязанность информировать избирателей о кандидатах (часть 6 статьи 20 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Предоставляемая избирательными комиссиями информация о кандидате, в том числе об основаниях отказа в его регистрации, имеет публичный интерес, в связи с чем, она должна быть полной и соответствовать действительности.

Согласно статье 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (пункт 1).

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2).

Согласно пункту 2.1 этой же статьи, если у кандидата имелась или имеется судимость, в данном заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Аналогичные требования предусмотрены в частях 1, 2 статьи 40 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» (далее Закон № 17-ЗРК).

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно справе Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 10 июля 2019 г. Яковенко А.В. является членом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Согласно выписке из протокола Ялтинского местного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 10 июля 2019 г. о выдвижении кандидата в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7 Яковенко А.В. выдвинут кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

11 июля 2019 г. Яковенко А.В. подал в Территориальную избирательную комиссию города Ялты заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7, выдвинутому избирательным объединением «Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

В указанном заявлении Яковенко А.В. указал сведения, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно: «привлекался к уголовной ответственности Ялтинским ОМ-1 АР Крым по ст. 365 ч. 2, ст. 367 ч. 2, ст. 355 ч. 2, ст. 137 ч. 2 УК Украины. 07.06.2014 г. Симферопольским районным судом АР Крым освобождён от наказания по амнистии; 13.01.2014 года Ялтинским городским судом АР Крым по п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ и с применением ст. 64 УК РФ назначено наказание в виде исправительных работ по месту работы сроком на один год с удержанием в доход государства 10 % (десяти) процентов из заработной платы в доход государства».

В этот же день Территориальная избирательная комиссия выдала подтверждение получения документов, представленных для уведомления о выдвижении.

Территориальная избирательная комиссия города Ялты, проверив соответствие порядка выдвижения Яковенко А.В. требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Закона Республики Крым № 17-ЗРК и Устава избирательного объединения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» приняла решение от 26 июля 2019г. № 96/744-1, которым зарегистрировала Яковенко А.В., выдвинутого избирательным объединением «Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

Указанное решение мотивировано тем, что документы, необходимые для выдвижения и регистрации, кандидатом Яковенко А.В. предоставлены в установленном Законом Республики Крым № 17-ЗРК порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно справке от 29 декабря 2012 г. № 365-28122012/01204 по результатам проверки привлечения Яковенко А.В. к уголовной ответственности, последний был осуждён 7 июня 2004 г. Симферопольским районным судом АР Крым по статье 367 части 2 УК Украины к лишению свободы на срок 3 года, на основании статьи 75 УК Украины, от отбытия наказания освобождён с испытательным сроком на 2 года. Впоследствии Яковенко А.В. был освобождён от наказания по статье 6 пункта 4 Уголовно-процессуального кодекса Украины (амнистия). Вместе с тем, Яковенко А.В., указав в заявлении, что он привлекался к уголовной ответственности Ялтинским ОМ-1 АР Крым по ряду статей Уголовного Кодекса Украины, не указал, что он был осуждён по статье 367 части 2 УК Украины (а не привлекался к уголовной ответственности), не указал наименование данной статьи, а именно: «Служебная халатность, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей через недобросовестное отношение к ним, причинившая тяжкие последствия». Не было указано Яковенко А.В. в его заявлении и наименование статьи, в связи с его привлечением к уголовной ответственности в 2014 г, а именно: «незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Также судом первой инстанции указано, что приговором Ялтинского городского суда АР Крым от 13 января 2014 г. (о котором кандидат указал в своём заявлении), он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 146 Уголовного кодекса Украины и подвергнут наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года, от назначенного наказания освобождён на основании ст. 75 УК Украины с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Апелляционным постановлением Апелляционного суда Республики Крым от 29 мая 2014 г. приговор Ялтинского городского суда был изменён и действия Яковенко А.В. переквалифицированы на пункт «а» части 2 статьи 127 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением ему иного наказания. Также в заявлении Яковенко А.В. о согласии баллотироваться отсутствуют сведения о датах снятия или погашения вышеуказанных судимостей.

В связи с указанным суд первой инстанции пришёл к выводу, что наименование статей Уголовного кодекса Украины, а также Уголовного Кодекса Российской Федерации, на основании которых кандидат был осуждён, дата снятия или погашения судимости, являются существенными при указании кандидатом сведений о судимости, характеризуют личность кандидата и влияют на формирование мнения избирателей о кандидате, в связи с чем не указание таких сведений свидетельствует о сокрытии кандидатом сведений о судимости.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, исходя их следующего.

Согласно подпункту «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

При этом, согласно подпункту «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Статьёй 86 Уголовного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобождённое от наказания, считается несудимым.

Понятие «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осуждён кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осуждён в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Из содержания приведённой нормы следует, что федеральный законодатель обязывает кандидата сообщить сведения о своей судимости за уголовно наказуемые деяния, которые таковыми являются и на день подачи заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.

В материалах дела содержится справка МВД по Республике Крым от 21 февраля 2019 г. № 082/02373-Е о наличии (отсутствии) судимости и (или) уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, в которой указано, что Яковенко А.В. привлекался к уголовной ответственности Ялтинским ОМ-1 АР Крым по ст. 365 ч. 2, ст. 367 ч. 2, ст. 355 ч. 2, ст. 137 ч. 2 УК Украины. 07.06.2014 г. Симферопольским районным судом АР Крым освобождён от наказания по амнистии; привлекался к уголовной ответственности ГУМВД в АР Крым по ст. 146 ч. 2 УК Украины, решения по делу нет (т. 3 л.д. 66).

Представителем избирательной комиссии города Ялты был представлен ответ Министерства внутренних дел по Республике Крым от 26 июля 2019 г. № 40/20-1834, направленный на запрос Территориальной избирательной комиссии города Ялты от 13 июля 2019 г. № 2/507-1, поступивший 2 августа 2019 г. вх. № 1/746-1, который судебная коллегия принимает во внимание.

Из указанного письма следует, что в информационно-справочных учётах МВД по Республике Крым имеется информация в отношении Яковенко А.В., 29 февраля 1972 года рождения, который, осуждён: 7 июня 2004 г. Симферопольским районным судом АР Крым, за совершение преступления предусмотренного частью 2 статьи 367 УК Украины, служебная халатность, если она причинила тяжкие последствия (преступление небольшой тяжести часть 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации), к наказанию в виде 3 лет лишения свободы, освобождён от наказания по амнистии (приговор вступил в законную силу 23 июня 2005 г.); 13 апреля 2014 г. Ялтинским городским судом, за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 146 Уголовного кодекса Украины, а именно незаконное лишение свободы или похищение человека, совершенные в отношении малолетнего или из корыстных мотивов, в отношении двух и более лиц, либо по предварительному сговору группой лиц, либо способом, опасным для жизни, к наказанию в виде 2 лет ограничения свободы, с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев. Апелляционное постановление Апелляционного суда Республики Крым от 29 мая 2014 г. приговор приведён в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации, считать осуждённым по статье 127, части 2, пункту «а» Уголовного кодекса Российской Федерации, срок 1 год с исправительными работами 10 % в гос. доход, (преступление средней тяжести). Приговор вступил в законную силу 29 мая 2014 г. В соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации ранее не судим (судимость погашена 29 мая 2015 г. ).

Также в материалах дела содержится приговор Ялтинского городского суда АР Крым от 13 января 2014 г. по уголовному делу № 121/1820/13-к в отношении, в том числе, Яковенко А.В., которым Яковенко А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 146 Уголовного кодекса Украины с назначением наказания в виде ограничения свободы на срок 2 года; на основании статьи 75 Уголовного кодекса Украины осуждённый Яковенко А.В. освобождён от назначенного наказания с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.

Апелляционным постановлением Апелляционного суда Республики Крым от 29 мая 2019 г. (дело № 11-КП/190/359/2014) приговор Ялтинского городского суда АР Крым от 13 января 2014 г. в отношении Яковенко А.В. изменён: действия переквалифицированы на пункт «а» части 2 статьи 127 Уголовного кодекса Российской Федерации и с применением статьи 64 Уголовного кодекса Российской Федерации назначено наказание в виде исправительных работ по месту работы сроком на 1 год с удержанием в доход государства 10 % из заработной платы в доход государства.

На запрос Верховного Суда Республики Крым из Симферопольского районного суда Республики Крым поступил ответ от 4 сентября 2019 г. № 01-15/2019, в котором указано, что согласно учётно-статистическим данным суда за 2004 г уголовное дело и (или) материал об освобождении от наказания по амнистии в отношении Яковенко А.В. по статье 365 часть 2, 367 часть 2, 355 часть 2, 137 часть 2 Уголовного кодекса Украины не значится.

Таким образом, информация о наличии судимости в отношении Яковенко А.В., представленная Информационным центром МВД по Республике Крым 21 февраля 2019 г. за исх. № 082/02373-Е и 26 июля 2019 г. за № 40/20-1834, отличается по своему содержанию. Кроме того, в справке от 21 февраля 2019 г. за исх. № 082/02373-Е, представленной Яковенко А.В., не содержится сведений о дате снятия или погашения судимости. В справке, представленной по запросу избирательной комиссии, указана дата погашения судимости лишь по пункту «а» части 2 статьи 127 Уголовного кодекса Российской Федерации - 29 мая 2015 г.

В данном случае, допущенные Информационным центром МВД по Республике Крым противоречия могут быть устранены лишь на основе исследования процессуальных документов, касающихся осуждения Яковенко А.В. и дальнейшего его освобождения (приговор, постановления), однако такие надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие факт осуждения Яковенко А.В. 7 июня 2004 г. Симферопольским районным судом АР Крым, сторонами не были представлены, в том числе по запросу суда не поступали, так как согласно учётно-статистическим данным Симферопольского районного суда Республики Крым за 2004 г. уголовное дело и (или) материал об освобождении от наказания по амнистии в отношении Яковенко А.В. по статье 365 часть 2, 367 часть 2, 355 часть 2, 137 часть 2 Уголовного кодекса Украины не значится.

Указанные обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу, сведения об осуждении Яковенко А.В., наличие соответствующего судебного акта Симферопольского районного суда АР Крым в 2004 г. не проверены.

При этом, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить её не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов, и возможность реализовать своё право на уточнение сведений о кандидате, определены в пункте 2 статьи 48 Закона Республики Крым №17-ЗРК.

Как уже указывалось, 11 июля 2019 г. Яковенко А.В. подал в Территориальную избирательную комиссию города Ялты заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7, выдвинутому избирательным объединением «Ялтинское местное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в котором указал сведения, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно: «привлекался к уголовной ответственности Ялтинским ОМ-1 АР Крым по ст. 365 ч. 2, ст. 367 ч. 2, ст. 355 ч. 2, ст. 137 ч. 2 УК Украины. 07.06.2014 г. Симферопольским районным судом АР Крым освобождён от наказания по амнистии; 13.01.2014 года Ялтинским городским судом АР Крым по п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ и с применением ст. 64 УК РФ назначено наказание в виде исправительных работ по месту работы сроком на один год с удержанием в доход государства 10 % (десяти) процентов из заработной платы в доход государства».

Каких-либо замечаний по содержанию, форме и полноте поданных 11 июля 2019г. Яковенко А.В. документов со стороны Территориальной избирательной комиссии города Ялты не имелось.

Таким образом, необходимые условия для надлежащего уведомления избирательной комиссии, в соответствии со статьёй 33 Федерального закона № 67-ФЗ о выдвижении кандидата Яковенко А.В. были им надлежащим образом выполнены.

После получения ответа Министерства внутренних дел по Республики Крым от 26 июля 2019 г. № 40/20-1834 на запрос от 13 июля 2019 г. № 2-507-1, Территориальная избирательная комиссия города Ялты не известила Яковенко А.В. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ о выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов.

Действия членов избирательной комиссии, не выполнивших положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не могли повлечь наступление для кандидата неблагоприятных последствий в виде отмены его регистрации, поскольку в неправомерном бездействии избирательной комиссии нет его вины.

Иные выводы приводили бы к нарушению основополагающего принципа наступления ответственности за виновные деяния и вступали в противоречие с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в своих постановлениях неоднократно отмечал, что наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно (постановления от 25 января 2001 г. № 1-П, от 27 апреля 2001 г. № 7-П, от 30 июля 2001 г. № 13-П и от 11 марта 2008 г № 4-П).

Доводы административных истцов о том, что кандидатом не в полной мере указано наименование уголовного закона, подлежат отклонению. В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом указаны сведения о судимости в соответствии с информацией, предоставленной Информационным центром МВД по Республике Крым 21 февраля 2019 г. за исх.№ 082/02373-Е, указаны номера, части статей, имеется указание на уголовный закон – УК Украины и УК РФ. При этом кандидатом применено общепринятое сокращение закона, не требующее специальных разъяснений.

В рассматриваемом споре, исходя из установленных разночтений в справках Информационного центра, приведённые Яковенко А.В. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о наличии судимости и не указание наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также Уголовного кодекса Украины, даты снятия или погашения судимости, могут быть квалифицированы как неполнота представленных сведений.

Вместе с тем, отмена регистрации кандидата по формальным основаниям не допускается. В данном случае отсутствие текста «Уголовного кодекса Российской Федерации», «Уголовного кодекса Украины», а также наименования статей при указании их соответствующего номера и общепринятого сокращения уголовного закона, исходя из контекста всего предложения в целом, не может свидетельствовать о таком безусловном нарушении законодательства, которое свидетельствовало бы о необходимости отмены регистрации кандидата. В том числе потому, что не препятствовало восприятию сведений о кандидате, а именно сведений о судимости, соответственно, и формированию воли лиц, поставивших свои подписи в поддержку кандидата, не могло лишить избирателей возможности сделать осознанный выбор, а также отразиться на их волеизъявлении при реализации активного избирательного права, не нарушало принцип равенства всех кандидатов перед законом. Доказательств иного суду не представлено.

При установленных фактических обстоятельствах настоящего дела оснований полагать, что неполнота представленных в соответствии с информацией компетентного органа сведений о судимости равнозначна сокрытию кандидатом сведений о судимости, не имеется.

Судебной коллегией принимается во внимание, что Территориальной избирательной комиссией города Ялты в силу предписаний пункта 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ было направлено представление в Информационный центр МВД по Республике Крым для проверки достоверности представленных сведений о кандидате Яковенко А.В. на предмет имеющихся и (или) когда-либо имевшихся судимостей.

Согласно пункту 7 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объёме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

Как установлено судебной коллегией, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Территориальной избирательной комиссией города Ялты сведения о кандидате Яковенко А.В., представленные при его выдвижении, доведены до сведения избирателей в объёме, установленном организующей выборы избирательной комиссией, а именно, с учётом информации, представленной Информационным центром МВД по Республике Крым 26 июля 2019 г. за № 40/20-1834.

Кроме того, даже в случае установления факта указания кандидатом недостоверных сведений, это не являлось предусмотренным законом основанием для отказа в регистрации, поскольку в данном случае избирательная комиссия обязана лишь выполнить требование, установленное пунктом 8 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, направив в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатом сведений.

Таким образом, применение судом первой инстанции, в данном случае, положений подпункта «е» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ необоснованно для отмены регистрации кандидата в депутаты на основании подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ необоснованно.

Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В связи с указанным, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административных исковых заявлений.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 августа 2019 г. по административному делу № 2а-3107/2019 отменить, по данному административному делу принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых заявлений Коноплиной Сельветы Асановны, Меринкова Александра Валериевича, Сардыко Сергея Александровича к Территориальной избирательной комиссии города Ялта Республики Крым, кандидату в депутаты Ялтинского городского совета второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7 Яковенко Алексею Викторовичу об отмене регистрации кандидата в депутаты - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий О.В. Хожаинова

Судьи Л.А-В. Юсупова

В.В. Агин