Судья: Кривицкая О.Г. адм. дело N 33А-9522/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 августа 2020 года г.Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Вачковой И.Г., судей Клюева С.Б. и Сивохина Д.А., при секретаре Моревой Н.П., с участием прокурора Валюткиной С.Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1115/2020 по апелляционной жалобе ФИО9 на решение Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворен административный иск ФИО8 о признании незаконным и подлежащим отмене решения территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 7 по выборам в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от ДД.ММ.ГГГГN 64 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>ФИО9». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО11, объяснения ФИО9 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно удовлетворения апелляционной жалобы представителя территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 7 ФИО6, представителя Избирательной комиссии <адрес>ФИО7, представителя ФИО8 – ФИО10, заключение прокурора <адрес> прокуратуры ФИО4, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда установила: решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от ДД.ММ.ГГГГN 232 на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва. Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 7 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва (далее – ТИК N 7) от ДД.ММ.ГГГГN 64 кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа <адрес> по одномандатному избирательному округу N7 зарегистрирован ФИО9, выдвинутый Самарским региональным отделением Политической партии «Российская демократическая партия «Яблоко». ФИО8, зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу в порядке самовыдвижения, обратился в Самарский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения от ДД.ММ.ГГГГN 64 о регистрации кандидата ФИО9 Заявленные требования мотивировал тем, что законных оснований для регистрации кандидатом в депутаты ФИО9 не имелось, поскольку представленные им для регистрации подписные листы не соответствуют утвержденному решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 16 образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации. Данное нарушение в силу положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" влечет за собой недействительность всех подписей избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к указанному Федеральному закону. Ссылаясь на то, что регистрация кандидатом ФИО9 нарушает принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, ФИО8. просил заявление удовлетворить. Решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен административный иск ФИО8 В апелляционной жалобе ФИО9 просит решение суда отменить как принятое с нарушением материального права, постановить новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО8 отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с ч. 1 ст. 309 КАС РФ, приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы /часть 2 статьи 239 КАС РФ/. Частью 10 той же правовой нормы предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу. В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>" (принят Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ) (далее - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, настоящего Закона, иных законов <адрес>, устава муниципального образования. Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. На основании пункта 6 статьи 76 этого же федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом. Согласно части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации: 1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона); 3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона); 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных; 5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах). Согласно части 12 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 142-ГД основаниями отказа в регистрации кандидата являются:1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; 2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований части 1 статьи 32 настоящего Закона; 3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; 4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона; 5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, иных сведений, предусмотренных настоящим Законом (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 7 статьи 33, частью 3 статьи 35 настоящего Закона); 6) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с Федеральным законом сбор подписей запрещен; 7) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; 8) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В соответствии с частью 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом. В силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными. Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, исследовав представленные доказательства, проанализировав избирательное законодательство, пришел к правильному выводу о том, что основания для признания решения ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 64 о регистрации кандидатом ФИО9 незаконным, установленные в подпункте "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в пункте 8 части 12 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 142-ГД., имеются. Как следует из материалов административного дела (л.д. 60), для регистрации в качестве кандидата в депутаты Самарского внутригородского района городского округа <адрес> по одномандатному избирательному округу N 7 ФИО9, выдвинутый Самарским региональным отделением Политической партии «Российская демократическая партия «Яблоко» согласно подтверждению о получении документов, представленных для регистрации кандидата ДД.ММ.ГГГГ представил в ТИК N 7 подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения, не соответствующие образцу заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарского внутригородского района городского округа <адрес> на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района Самара второго созыва, утвержденной решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 16, которое опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно названному решению ТИК <адрес> наименованием представительного органа муниципального образования должно быть указано «Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>, тогда как ФИО9 указано «Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара», что не соответствует утвержденному решением образцу ТИК <адрес>, а также форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Довод административного истца о несоответствии наименования представительного органа муниципального образования, установленного решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 16, Уставу муниципального образования обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку в данном случае для признания подписей недействительными, исходя из положений подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правовое заявление имеет соответствие подписного листа образцу заполнения подписного листа, утвержденного в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 указанного Федерального закона. Таким образом, несоответствие представленных ФИО9ДД.ММ.ГГГГ в ТИК N 7 подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения, не соответствующие образцу заполнения подписного листа, утвержденного решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 16, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации данного кандидата, предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 8 части 12 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 142-ГД. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у коллегии не имеется, поскольку ответственность за представление документов, необходимых для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие представляемых документов требованиям избирательного законодательства возлагается на кандидата, избирательное объединение. При регистрации кандидата были допущены нарушения положений подпункта "д" пункта 24 статьи 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 8 части 12 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 142-ГД, соответственно основания для принятия указанного в части 1 статьи 244 КАС РФ решения имеются. При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов. Нарушений судом норма процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда определила: Решение Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО9– без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Самарский районный суд <адрес> в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий – Судьи - |