ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-956/2022 от 02.02.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Степаненко В.П.

38RS0013-01-2021-000110-53

Судья-докладчик Исакова Н.Н.

№ 33а-956/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 февраля 2022 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Андриевской А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-109/2021 по административному исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Алкинского муниципального образования ФИО1 о прекращении полномочий досрочно

по апелляционным жалобам главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района ФИО1 и Думы Алкинского муниципального образования на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 30апреля2021 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что прокуратурой Куйтунского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района ФИО1, в ходе которой установлен факт неисполнения ФИО1 обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. 11 октября 2017 г. им заключен трудовой договор с родным братом ФИО12 на замещение должности водителя администрации Алкинского муниципального образования, 30 апреля 2020 г. со ФИО13 заключен гражданско-правовой договор, предметом которого является оказание услуг по отпуску воды населению со скважины, включенной в реестр муниципального имущества Алкинского муниципального образования. Изложенное свидетельствует об использовании ФИО1 полномочий главы муниципального образования из личной заинтересованности, выразившейся в получении близким родственником (родным братом) главы Алкинского муниципального образования ФИО14 дохода в виде денег из бюджета Алкинского муниципального образования. О возникновении конфликта интересов глава муниципального образования в Думу Алкинского муниципального образования не сообщил, мер к его урегулированию не принял. По выявленным фактам прокуратурой Куйтунского района 20 октября 2020 г. внесено представление в Думу Алкинского муниципального образования Куйтунского района с требованиями об инициировании вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку. 2 декабря 2020 г. в адрес прокуратуры Куйтунского района поступил ответ с приложением протокола заседания Думы Алкинского муниципального образования от 16 ноября 2020 г. № 31 и решения Думы Алкинского муниципального образования от 16 ноября 2020 г. № 73, из которых следует, что ФИО1 требования действующего законодательства не нарушены, в связи с чем, случаи возникновения конфликта интересов не допущены, оснований для применения меры ответственности в виде удаления в отставку отсутствуют. Ответ на представление прокуратуры района не содержит анализа доводов прокуратуры района о наличии либо об отсутствии возникшего и неурегулированного конфликта интересов главы муниципального образования.

Прокурор Куйтунского района просил суд признать незаконным решение Думы Алкинкого муниципального образования Куйтунского района от 16 ноября 2020 г. № 73 об отсутствии оснований для инициирования процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района ФИО1 в отставку, прекратить досрочно полномочия главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района ФИО1 в связи с утратой доверия с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением от 12 марта 2021 г. административное исковое требование о признании незаконным решения Думы Алкинкого муниципального образования Куйтунского района от 16 ноября 2020 г. № 73 об отсутствии оснований для инициирования процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района ФИО1 в отставку выделено в отдельное производство.

Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 г., с учетом определения об исправлении описки от 15 июня 2021 г., административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе глава Алкинского муниципального образования Куйтунского района ФИО1 просит решение суда отменить, производство по административному делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что установленные решением обстоятельства не доказаны, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Доказательств, свидетельствующих о наличии конфликта интересов, а также свидетельствующих о совершении им действий, подпадающих под понятия коррупционных деяний, не представлено. Судом допущено неправильное толкование норм материального права. Принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции Думы Алкинского сельского поселения. При этом, такое решение является правом, а не обязанностью. Прокуроры правом обращения в суд с настоящими требованиями не наделены. Также полагает пропущенным срок обращения в суд с административным иском, а понятие длящегося бездействия, как на то указано в решении, незаконным и необоснованным.

В апелляционной жалобе представитель Думы Алкинского муниципального образования Куйтунского района ФИО2 просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на недоказанность наличия в действиях ФИО1 личной выгоды, а также наличия конфликта интересов. Обращает внимание на то, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, поскольку о нарушении прав, свобод и законных интересов ему было известно уже 20 октября 2020 г., в то время как с настоящим иском в суд последний обратился 10 февраля 2021 г., т.е. по истечении трехмесячного срока, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока заявлено не было. Выражает несогласие с выводом суда о наличии длящегося бездействия, поскольку такое понятие действующее законодательство не предусматривает. Полагает, что прокурор не наделен правом обращения в суд с требованиями об удалении главы. Считает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В письменных возражениях и дополнениях к ним прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., объяснения главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района ФИО1, представителя Думы Алкинского муниципального образования, администрации Алкинского муниципального образования ФИО2, поддержавших доводы жалоб, представителя административного истца прокурора Матвеевской М.С., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, выборное должностное лицо местного самоуправления.

Согласно частям 1, 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ.

Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является, в том числе, несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ (п.4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ на муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В силу части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно статье 13.1. Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в том числе, в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 26 апреля 2017 г. №144-п «Об организации деятельности по противодействию коррупции в сельских поселениях, входящих в состав территории муниципального образования Куйтунский район утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав территории муниципального образования Куйтунский район, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения лица, замещающие должности муниципальной службы, направляют в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав территории муниципального образования Куйтунский район, уведомление по форме, которое подлежит обязательной регистрации в журнале уведомлений.

Судом установлено, что ФИО1 является выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области. Решением Куйтунской ТИК от 11 сентября 2017 г. № 67/904 он избран главой Алкинского муниципального образования.

Согласно записям актов о рождении ФИО1 и ФИО15 являются родными братьями.

Распоряжением главы администрации Алкинского муниципального образования ФИО1 от 10 октября 2017 г. № 26-к, ФИО16 принят водителем администрации Алкинского сельского поселения.

11 октября 2017 г. между администрацией Алкинского сельского поселения в лице главы администрации ФИО1 и ФИО17 заключен трудовой договор на неопределенный срок.

30 апреля 2020 г. между администрацией Алкинского сельского поселения в лице главы администрации ФИО1 (заказчик) и ФИО18. (исполнитель) заключен договор № 4 об оказании услуг, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства оказывать услуги по отпуску воды населению со скважины с. Алкин, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в размере, порядке и на условиях, установленных договором. Срок действия договора с 1 мая 2020 г. по 30 сентября 2020 г.

На основании актов приема – передачи работ ФИО19 перечислены денежные средства по 4148 рублей в месяц.

Таким образом, при осуществлении главой Алкинского муниципального образования ФИО1 функций по руководству деятельности администрации поселения, обеспечению исполнения полномочий по решению вопросов местного значения возник конфликт интересов, поскольку между главой Алкинского муниципального образования ФИО1 и его родным братом ФИО20 заключены трудовой договор и гражданско-правовой договор, в результате заключения которых у родного брата административного ответчика появилась возможность получения доходов в виде денег и иных выгод (преимуществ).

ФИО1 никаких мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов не предпринято.

Согласно информации председателя Думы МО Куйтунский район от 7 октября 2020 г. № 81, главой Алкинского муниципального образования ФИО1 уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в период осуществления им полномочий главы Алкинского муниципального образования в Думу МО Куйтунский район не направлялись.

ФИО1 не оспаривал, что в какой-либо уполномоченный орган о возникшем конфликте интересов не сообщал.

20 октября 2020 г. и.о. прокурора Куйтунского района в Думу Алкинского муниципального образования было направлено представление о рассмотрении вопроса об инициировании процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования ФИО1 в отставку в соответствии с требованиями статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ.

Решением Думы Алкинского муниципального образования от 16 ноября 2020 г. конфликта интересов в действиях ФИО1 не установлено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные главой Алкинского муниципального образования ФИО1 нарушения законодательства о противодействии коррупции в виде неуведомления Думы о работе в администрации его родного брата, являются безусловным основанием для досрочного прекращения его полномочий как главы Алкинского муниципального образования.

При этом суд принял во внимание, что ФИО1, являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в связи с чем к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, пунктом 2.1 части 6 статьи 36, частью 7.3 статьи 40, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, для прекращения полномочий ФИО1 как главы Алкинского муниципального образования.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы жалоб об отсутствии оснований для прекращения полномочий ФИО1 судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

В силу части 6 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, пункта 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Доказательств, свидетельствующих об урегулировании ФИО1 спорного вопроса до внесения прокурором представления, материалы дела не содержат, сведения в письменном виде с обязательной регистрацией в журнале уведомлений в соответствии с пунктом 3 Положения, отсутствуют.

Доводы жалоб о том, что прокурор не уполномочен обращаться в суд с указанными требованиями, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как усматривается из материалов дела, 16 ноября 2020 г. на заседании Думы Алкинского муниципального образования, члены Думы конфликта интересов со стороны главы Алкинского муниципального образования ФИО1 не усмотрели.

Факт того, что Дума Алкинского муниципального образования, действуя в пределах своих полномочий, предоставленных законом, пришла к выводу, что отсутствуют основания для инициирования процедуры удаления главы в отставку не свидетельствует об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Как верно указал суд первой инстанции, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в данном случае выражаются в реализации принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, предотвращении коррупции.

Доводы жалоб о том, что вопрос о принятии решения об отставке главы муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, не правомерны, поскольку наличие такой компетенции органа местного самоуправления не исключает судебный контроль за соблюдением требований закона.

Кроме того, прокурор, при выявлении нарушений законодательства о противодействии коррупции, имеет право обратиться в суд с иском о прекращении полномочий главы муниципального образования.

Разрешая доводы жалоб о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, судебная коллегия находит их необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусмотрено сроков обращения в суд с требованиями о прекращении полномочий должностного лица муниципального органа.

В настоящем деле требований о признании незаконным решения муниципального органа, порядок оспаривания которого предусмотрен главой 22 КАС РФ, содержащей положения ст. 219 КАС РФ о сроке обращения в суд с требованиями об оспаривании решений органов власти, не заявлено и судом не рассмотрено. При этом правовых оснований распространять данный специальный срок на требования о прекращении полномочий должностного лица нет.

Из материалов дела следует, что заседание Думы Алкинского муниципального образования состоялось 16 ноября 2020 г., на нём принято решение об отсутствии конфликта интересов, отсутствии основания для инициирования процедуры удаления главы в отставку, с настоящим административным иском в суд прокурор Куйтунского района обратился 11 февраля 2021 г., когда стало известно о принятии Думой решения о не инициировании процедуры удаления главы муниципального образования в отставку, оснований для вывода о пропуске срока обращения в суд не имеется.

Не влияет на законность постановленного судом решения ошибочный вывод суда первой инстанции о длящемся бездействии Главы Алкинского муниципального образования, в несоблюдении запретов, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и 273-ФЗ, в том числе непринятии мер по предотвращению и урегулирования конфликта интересов.

Довод жалобы заинтересованного лица, что суд неправомерно разрешил спор в порядке административного судопроизводства, основан на неправильном понимании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Вопреки доводам жалобы заинтересованного лица, Дума Алкинского муниципального образования не является нанимателем главы Алкинского муниципального образования, поскольку ФИО1 избран главой муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, а потому спорные правоотношения являются публичными и спор подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства.

Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы жалоб о законности принятого Думой Алкинского муниципального образования решения от 16 ноября 2020 г., ввиду отказа прокурора от заявленных требований о признании его незаконным, поскольку наличие такого решения не исключает судебной проверки действий должностного лица и принятие судом решения о прекращении его полномочий.

При разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 30апреля2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

Н.Н. Исакова

О.С. Махмудова