ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9573 от 25.10.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-9573

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 октября 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Туктамышевой О.В. и Судницыной С.П.

при секретаре Горовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романовой ФИО15 к Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о возложении обязанности по апелляционной жалобе административного истца на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 22 января 2018 года, которым административные исковые оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения административного истца Романовой Н.Ф., ее представителя Хрустовой Л.A., представителя заинтересованного лица ТСЖ «Пологая 55» Замотаева В.В., представителя администрации г.Владивостока Портянкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Романова Н.Ф. обратилась в суд с вышеназванным административным иском и указала, что решением собственников квартир от 26 июля 2014 года был определен способ формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. С момента открытия специального счета собственники квартир перечисляют денежные средства на данный счет. О принятом решении административный ответчик, а также Государственная жилищная инспекция Приморского края были уведомлены. Несмотря на это Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» продолжает выставление квитанций по оплате взносов на капитальный ремонт. Просит обязать Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» прекратить выставлять платежные документы для внесения взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома по <адрес>.

С учетом уточненных требований, просит признать реализованным право собственников помещений многоквартирного жилого дома <адрес> на формирование взносов на капитальный ремонт на специальном счете. Обязать администрацию г. Владивостока исключить многоквартирный жилой дом № <адрес> из Перечня многоквартирных домов ВГО, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы», утвержденную Постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013г. № 513-па, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта, на счете регионального оператора путем внесения изменений в Постановление администрации г. Владивостока от 23.09.2014 №8597 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов ВГО, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы», утвержденную постановлением администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па, на счете регионального оператора» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. На Государственную жилищную инспекцию Приморского края возложить обязанность внести многоквартирный жилой дом <адрес> в реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.

Административный истец Романова Н.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Хрустова Л.A. уточненные административные требования поддержала.

Представитель Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» Губанова М.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала.

Представитель администрации г. Владивостока Кириченко Л.A. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель Государственной жилищной инспекции Приморского края в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ТСЖ «Пологая 55» Павлов А.А. полагал требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного, необоснованного.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» ссылается на законность принятого по делу решения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с ч. 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Частью 5 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

В соответствии с ч. 6 ст.3 Закона Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Постановлением администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па утверждена краевая программа «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы».

Поскольку указанное постановление опубликовано в январе 2014 года, то решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме на территории Приморского края до 31 июля 2014 года.

В соответствии с ч. 7 ст.3 Закона Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае», не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного абзацами первым и вторым части 6 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (п.7 указанного Закона).

Согласно письма управления содержания жилищного фонда от 18.01.2018 года, управлением сделан запрос в орган государственного жилищного надзора Приморского края о предоставлении сведений об многоквартирных жилых домах, собственники помещений которых приняли и реализовали решение об определении способа формирования фонда.

Уже с учетом поступившей информации, с соблюдением срока, установленного ч. 7 ст.3 Закона Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае», в июле 2014 года управлением содержания жилищного фонда администрации города Владивостока сформирован график проведения общих собраний собственников многоквартирных домов для принятия решения о способе формирования фонда капитального ремонта и осуществлен созыв собраний собственников на 9 июля 2014 года. Указанный график проведения общих собраний был опубликован на официальном интернет-сайте администрации г. Владивостока.

Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Согласно ч.8 ст.3 Закона Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае», в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 6 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 6 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 18 настоящего Закона, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора Приморского края информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Региональным оператором в Приморском крае является Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края».

Из материалов дела следует, что Романова Н.Ф. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.<адрес>

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26 июля 2014 года проведено общее собрание в форме заочного голосования по вопросу о способе формирования фонда капитального ремонта дома.

Материалами дела подтверждается, что специальный счет с целью формирования фонда капитального ремонта был открыт в банке только в декабре 2014 года, информирование государственной жилищной инспекции Приморского края о выбранном способе формирования фонда было осуществлено после 31 июля 2014 года.

В реестре органа жилищного государственного надзора Приморского края отсутствуют сведения о формировании фонда капитального ремонта дома <адрес> на специальном счете, владельцем которого избрано ТСЖ «Пологая, 55».

Таким образом, в суде установлено, что в установленное сроки, до 31 июля 2014 года решение собственников о выбранном ими способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, не реализовано.

В связи с чем, указанный многоквартирный дом постановлением администрации г. Владивостока от 23.09.2014 года №8597 включен в Перечень многоквартирных домов ВГО, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы», утвержденную Постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013г. №513-па, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта, на счете регионального оператора.

С учетом данного постановления фонд капитального ремонта многоквартирного жилого дома формируется на счете регионального оператора.

Согласно ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1).

Судебная коллегия полагает, что поскольку собственники помещений указанного многоквартирного дома не реализовали решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, административным ответчиком обоснованно в соответствии с положениями ч. 7 ст. 170 ЖК РФ принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении указанного дома на счете регионального оператора.

При таких обстоятельствах Фондом Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» обоснованно ежемесячно в адрес собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме выставляются квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт.

Доказательств реализации собственниками жилых помещений решения о выбранном ими способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в установленные законом сроки, суду не представлено.

Согласно ч.1 ст.10 Закона Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае» способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников.

Одновременно часть 5 указанной статьи устанавливает, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 4 ст. 173 ЖК РФ, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в ч. 2 ст. 173 ЖК РФ. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Таким образом, собственники указанного многоквартирного жилого дома не лишены возможности инициировать принятие общим собранием собственников помещений в доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение общего собрания собственников от 26 июля 2014 года можно расценить как решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта необоснованны, поскольку постановление о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято администрацией города 23 сентября 2014 года, а решение, на которое ссылается истец, принято еще до включения указанного дома в перечень домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта, на счете регионального оператора.

Кроме того, из содержания протокола общего собрания от 26 июля 2014 года не следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение именно об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований административного истца являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие истца, не влекут отмену решения суда и не свидетельствуют о нарушении ее процессуальных прав, поскольку материалами дела подтверждается факт ее надлежащего уведомления о месте и времени слушания дела телефонограммой (л.д. 104 т.1), в которой отмечено, что истец просит рассмотреть дело в присутствии своего представителя. Кроме того, в судебном заседании принимала участие представитель истца по доверенности, которая также не заявляла ходатайств об отложении дела в связи неуведомлением истца о судебном заседании либо в связи с ее болезнью, а полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие Романовой Н.Ф.

Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что представитель заинтересованного лица ТСЖ « Пологая, 55» был надлежаще уведомлен о времени и месте слушания дела, в судебном заседании принимал участие представитель по доверенности Павлов А.А., который представлял интересы ТСЖ на протяжении всего производства по делу в суде первой инстанции, в связи с чем, доводы истца, изложенные в письменных пояснениях к апелляционной жалобе о нарушении прав заинтересованного лица ТСЖ «Пологая, 55» на участие в судебном заседании, необоснованны.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда и повторяют доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 307- 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 22 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Романовой ФИО16 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи