ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-961/2016 от 14.03.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья: Кислухина Э. Н. Дело № 33а-961/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей Машкиной Н. Ф.,

Соловьева В. А.

при секретаре Зеленцовой Н. В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 14 марта 2016 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Акционерного коммерческого банка «Ижкомбанк» (публичное акционерное общество) и по апелляционной жалобе административного истца П.Д.В. на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 декабря 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования П.Д.В. к ПАО АКБ «Ижкомбанк» о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать отказ ПАО АКБ «Ижкомбанк» в принятии к исполнению исполнительного документа – судебного приказа от 06 ноября 2015 года, незаконным.

Взыскать с ПАО АКБ «Ижкомбанк» в пользу П.Д.В. судебные расходы в размере 7300,00 руб.»

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., выслушав объяснения представителя административного истца П.Д.В. – адвоката Д.С.В., полагавшего апелляционную жалобу административного ответчика необоснованной, объяснения представителя административного ответчика З.М.О., полагавшей апелляционную жалобу административного истца необоснованной, поддерживающей возражения на апелляционную жалобу административного истца, судебная коллегия по административным делам,

У С Т А Н О В И Л А:

П.Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Акционерному коммерческому банку «Ижкомбанк» (публичное акционерное общество) (далее по тексту - АКБ «Ижкомбанк (ПАО), Банк) о признании бездействия незаконным.

Свои требования мотивировал тем, что 06 ноября 2015 года мировым судьей судебного участка № 2 города Глазова Удмуртской Республики выдан судебный приказ о взыскании заработной платы в отношении должника ООО «Радинас Групп», являющегося клиентом АКБ «Ижкомбанк (ПАО). 12 ноября 2015 года исполнительный документ с соответствующим заявлением был предъявлен в Глазовское подразделение банка по адресу: <адрес>, где было отказано в принятии к исполнению судебного приказа. Действия банка по непринятию к исполнению исполнительного документа считает незаконным, необоснованным, нарушающим право на принятие к незамедлительному исполнению судебного постановления. В связи с чем, просит признать бездействие АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) по отказу в принятии исполнительного документа – судебного приказа от 06 ноября 2015 год незаконным; взыскать расходы по оплате государственный пошлины в размере 300,00 руб.

В ходе рассмотрения дела административным истцом заявлено ходатайство о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 15000,00 руб.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель административного истца П.Д.В. – адвокат Д.С.В. требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал.

Представитель административного ответчика З.М.О. с исковыми требованиями не согласилась, указала, что у дополнительного офиса, являющегося структурным подразделением Банка, отсутствуют права и обязанности по приему исполнительных документов. Исполнительный документ может быть предъявлен непосредственно в Банк по адресу: <адрес>, где согласно Положению о канцелярии осуществляется прием документов и происходит их исполнение.

Административный истец П.Д.В. в судебное заседание не явился, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело в отсутствие указанного лица.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе административный истец П.Д.В. считает решение необоснованным в части. В нарушение части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом не разрешен вопрос об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению. Суд произвольно уменьшил размер судебных расходов.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик указывает, что требование административного истца о внесении изменений в резолютивную часть решения об обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не обосновано, так как оно не было заявлено в исковых требованиях. Ходатайство о взыскание судебных расходов было подано до начала судебного заседания, при рассмотрении дела судом не была зачитана суть ходатайства, в связи с чем, представитель ответчика не мог воспользоваться правом на выражение в ходе судебного заседания своего мнения относительно размера оплаты услуг представителя.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов административного истца бездействием Банка по непринятию к исполнению исполнительного документа. При этом суд исходил из того, что дополнительный офис – отделение «Глазовское» является внутренним структурным подразделением АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) и осуществляет банковские операции и иные сделки, делегированные ему Банком. Следовательно, на дополнительный офис также распространяются требования федеральных законов об обязанности исполнения судебных актов. Ни Положение о дополнительном офисе, утвержденное директором АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) от 11 февраля 2015 года, ни Положение о канцелярии, утвержденное директором АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) от 11 февраля 2015 года, условие о предоставлении исполнительных документов непосредственно в Банк в г. Ижевск Удмуртской Республики не содержит.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку в нарушение статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации они основаны на не полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Как следует из материалов дела, о нарушенном праве П.Д.В. стало известно 12 ноября 2015 года. С административным исковым заявлением П.Д.В. обратился в суд 16 ноября 2015 года. Данное обстоятельство свидетельствует о соблюдении П.Д.В. установленного срока на обращение в суд.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.

Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 06 ноября 2015 года мировым судьей судебного участка № 2 города Глазов Удмуртской Республики вынесен судебный приказ о взыскании с ООО «Радианс Групп» в пользу П.Д.В. задолженности по заработной плате в размере 45000,00 руб.

12 ноября 2015 года взыскателем П.Д.В. судебный приказ был предъявлен к исполнению в дополнительный офис АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) – отделение «Глазовское», расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. В принятии исполнительного документа П.Д.В. устно отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие полномочий дополнительного офиса – отделение «Глазовское» в приеме исполнительных документов.

Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Статьей 7 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федеральный закон № 229-ФЗ), установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно статье 8 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 229- судебный приказ является исполнительным документом.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Таким образом, в соответствии с названным Федеральным законом на банки и иные кредитные организации, не являющиеся органами принудительного исполнения, возлагаются функции по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств.

Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются, в том числе, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить денежные средства (пункт 1 части 2 статьи 8 Федерального закона № 229-ФЗ).

Пункт 2.1 Положения Центрального Банка Российской Федерации № 285-П от 10 апреля 2006 года «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявленных взыскателями» предусматривает, что представленные исполнительный документ и заявление взыскателя регистрируется банком в журнале произвольной формы. На заявление ставиться отметка банка о приеме заявления и исполнительного документа с указанием даты приема, заверенная подписью бухгалтерского работника банка и штампом банка.

Банк составляет инкассовое поручение. Первый экземпляр инкассового поручения подписывается работниками банка, имеющими право подписи расчетных документов, и оттиском печати банка (пункт 2.2 Положения).

Заявление вместе с исполненным инкассовым поручением, а также копией исполнительного листа, заверенной подписями бухгалтерского работника и главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) банка, помещается банком в документы дня (пункт 2.3 Положения).

Таким образом, Банк или кредитная организация при решении вопроса о принятии исполнительных документов, предъявленных взыскателями, руководствуется нормами, содержащимися в Федеральном законе № 229-ФЗ и в Положении Центрального банка Российской Федерации № 285-П от 10 апреля 2006 года «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями».

Анализируя приведенные положения законодательства, регулирующего возникшие правоотношения можно сделать вывод, что прием исполнительного документа подразумевает под собой его официальное принятие, то есть принятие Банком исполнительного документа в качестве поступающей (входящей) корреспонденции в рамках внешнего документооборота, его регистрация, правовая экспертиза поступившего исполнительного документа, установление наличия и соответствия всех необходимых реквизитов, соблюдения сроков и порядка предъявления исполнительного документа, устранение всех возникающих сомнений относительно легитимности и подлинности исполнительного документа, и направление на дальнейшее исполнение в порядке, предусмотренном внутренними правилами Банка.

Согласно абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-Ф «О банках и банковской деятельности» банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации) (статья 22 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-Ф «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с пунктом 9.2 Инструкции Банка России № 135-И от 02 апреля 2010 года «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», кредитная организация (филиал) при условии отсутствия у кредитной организации запрета на открытие филиалов вправе открывать внутренние структурные подразделения – дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового зала, а также иные внутренние структурные подразделения, предусмотренные нормативными актами Банка России.

Пунктом 1.6 Устава АКБ «Ижкомбанк» (ПАО), предусмотрено, что Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федерльным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России, также настоящим Уставом.

Место нахождения Банка – Россия, <адрес> (пункт 1.5 Устава).

Банк (его филиалы) вправе открывать внутренние структурные подразделения вне мест нахождения Банка (его филиалов) в формах и порядке, который установлены нормативными актами Банка России (пункт 1.14 Устава).

Учет, документооборот и отчетность Банка, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, также внутренними документами Банка (пункт 10.1 Устава).

Как следует из Положения о дополнительном офисе – отделение «Глазовское», утвержденного директором АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) 11 февраля 2015 года, дополнительный офис создан решением правления Банка и является структурным подразделением Банка, не наделенным правами юридического лица.

Согласно пункта 1.5 Положения, отделение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, Уставом Банка, лицензией Банка, внутренними документами Банка и настоящим положением.

Отделение располагается по адресу: <адрес> (пункт 1.9 Положения).

Компетенция данного дополнительного офиса определяется возложенными в соответствии с настоящим Положением задачами, выполняемыми для их реализации функциями и наделяемыми правами.

Раздел 3 Положения предусматривает функциональные обязанности, согласно которым определен конкретный перечень банковских операций и сделок, право на осуществление которых предоставлено отделению.

Согласно пункта 6.1 Положения, отделение несет установленную настоящим положением дисциплинарную и экономическую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных функциональных обязанностей.

Данное Положение, являясь внутренним документом Банка регламентирующим работу дополнительного офиса, не возлагает обязанность и не предусматривает ответственность дополнительного офиса за принятие, обработку и исполнение входящей корреспонденции, в том числе исполнительных документов.

В то же время, в соответствии с Руководящим документом - Положение о канцелярии, утвержденным директором АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) 11 февраля 2015 года, ответственным за регистрацию, учет, хранение, обработку передачу корреспонденции (документов) является канцелярия (структурное подразделение АКБ «Ижкомбанк» (ПАО)), входящая в состав управления делами.

Из анализа вышеперечисленных внутренних документов Банка следует, что дополнительный офис в лице его сотрудников не правомочен принимать входящую корреспонденцию, в том числе документы, поскольку это не входит в функциональные обязанности отделения.

За нарушение данного требования предусмотрена дисциплинарная ответственность работников дополнительного офиса.

Таким образом, требования взыскателя по приему исполнительного документа Банком подлежат выполнению только в том случае, если они соответствуют закону и предъявлены лицам, которые в силу закона, в том числе в силу должностных и функциональных обязанностей, наделены соответствующими правомочиями.

Действия взыскателя П.Д.В. по предъявлению дополнительному офису – отделению «Глазовское» АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) исполнительного документа (судебного приказа) и требования принять и исполнить исполнительный документ не соответствуют вышеуказанным условиям.

Поскольку исполнительный документ предъявлен в внутренние структурное подразделение банка – дополнительный офис, в функциональные обязанности которого не входит прием исполнительных документов, отсутствуют основания для признания бездействия АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) по не принятию к исполнению исполнительного документа незаконным.

Исполнительный документ должен был быть направлен для исполнения непосредственно адресату в банк - АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) (<адрес>).

При рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и изложенные в решении суда выводы не соответствуют фактическим данным.

Допущенные судом первой инстанции нарушения в силу пункта 1 части 1 стати 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, отсутствуют основания для взыскания судебных расходов административного истца по оплате услуг представителя и расходов по оплате государственной пошлине.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования П.Д.В. к Акционерному коммерческому банку «Ижкомбанк» (публичное акционерное общество) о признании бездействия незаконным оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу Акционерного коммерческого банка «Ижкомбанк» (публичное акционерное общество) – удовлетворить.

Апелляционную жалобу Прозорова Д. В. – оставить без удовлетворения

Председательствующий судья: Е. В. Кричкер

Судьи: Н. Ф. Машкина

В. А. Соловьев

Копия верна: судья Е. В. Кричкер