ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9648/19 от 17.06.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Крат Е.С. Дело №33а-9648/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Чеботаревой М.В.,

судей: Богатых О.П., Усенко Н.В.,

при секретаре Виннике А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Артемовой Ю.А. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения от 22.11.2018 № 156, по апелляционной жалобе Артемовой Ю.А. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 марта 2019г.

Заслушав доклад судьи Богатых О.П., судебная коллегия по административным делам

установила:

Артемова Ю.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения от 22.11.2018 № 156.

В обоснование заявленных требований указала, что 18.10.2018 обратилась в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и с заявлением о выборе формы жилищного обеспечения – жилищная субсидия на приобретение или строительство жилого помещения, однако получила оспариваемый отказ.

Артемова Ю.А. с вышеуказанным отказом не согласна, поскольку полагает наличие законных оснований для удовлетворения поданного заявления. Артемова Ю.А. являлась членом семьи и совместно проживала с 1990 года в предоставленном служебном помещении - квартире, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН со своим отцом (военнослужащим) – ФИО5, который в период прохождения военной службы жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был. ФИО4 умер ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 марта 2019г. Артемовой Ю.А. в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Артемова Ю.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Артемова Ю.А., повторяя доводы административного искового заявления, указывает на то, что судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о том, были ли признаны ФИО5 и члены его семьи нуждающимися в жилом помещении на момент его смерти.

Заявитель жалобы также указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно определен ряд обстоятельств, имеющих значение для данного дела, в том числе необоснованно сделан вывод о том, что квартира, в которой проживала семья административного истца, не является служебным жилым помещением. Также необоснован вывод районного суда о том, что данная квартира предоставлена семье административного истца в 2000 году.

В заседание суда апелляционной инстанции Артемова Ю.А. и ее представитель адвокат Паншев С.Л. явились, просили решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы. Дополнительно Артемова Ю.А. пояснила, что в 1990г. ее отец (военнослужащий) составом семьи четыре человека, включая несовершеннолетнюю Артемову Ю.А., ее брата и мать, были вселены в служебное жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. После расторжения брака мать административного истца, которая также являлась военнослужащей, получила отдельное жилье и выехала из квартиры вместе с сыном. Артемова Ю.А. с отцом остались проживать в упомянутом жилом помещении, лицевой счет на которое был разделен по решению суда. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАФИО12 умер.

После упразднения квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) военный городок был законсервирован, расположенные в нем жилые дома отрезаны от систем жизнеобеспечения, в связи с чем административный истец была вынуждена из квартиры выехать. Артемова Ю.А. с регистрационного учета по указанному адресу не снималась, в настоящее время проживает на даче.

В заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель административного ответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России – Михайлюк Е.А., просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Дополнительно пояснила, что квартира №2, расположенная по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, предоставлялась отцу истца в 2000г. не в качестве служебного жилья, а в связи с реализацией его права на получение жилого помещения для постоянного проживания, как лица, уволенного в запас с правом на получение жилья. Решение уполномоченного органа о предоставлении вышеуказанного жилого помещения отсутствует, поскольку КЭЧ не было передано в ФГКУ «Югрегионжилье». Представитель административного ответчика полагает, что штамп «служебный фонд МО» проставлен в ордере ошибочно.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, приходит к выводу о наличии безусловных оснований, предусмотренных положениями п.2 ч.1 ст.310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно ст.308 КАС Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу абз. первого и третьего п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение абзаца восемнадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" утверждён Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.

Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.

В случае гибели (смерти) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, настоящий Порядок распространяются на членов их семей.

Из материалов дела следует, что решением Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 22.11.2018 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся Артемовой Ю.А. Основаниями отказа послужило отсутствие сведений о постановке на учет нуждающихся в постоянном жилье отца истицы - ФИО5

Отказывая Артемовой Ю.А. в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ФГКУ «Югрегионжилье» об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, как члена семьи умершего военнослужащего, соответствует закону и прав Артемовой Ю.А. не нарушает. Суд пришел к выводу о том, что ФИО5 был обеспечен жилым помещением по установленным законодательством нормам - квартирой, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Также суд первой инстанции указал на то, что вышеуказанная квартира в настоящее время утратила статус служебного помещения.

С такими выводами районного суда согласиться нельзя, поскольку они не подтверждены допустимыми доказательствами.

Применительно к положениям п.2 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ наряду с иными юридически значимыми обстоятельствами суду с учетом фактических данных рассматриваемого дела надлежало установить статус жилого помещения (вышеназванной квартиры), предоставленного ФИО5, что сделано не было.

Материалами дела подтверждается, что на 1991г. вышеназванная квартира уже была предоставлена ФИО5 и членам его семьи, что следует из содержания решения Батайского городского суда Ростовской области от 28.07.2000г.

Данное обстоятельство представителем ответчика не опровергнуто.

ФИО5 уволен с военной службы (из в/ч 42352) в 1994г. с правом получения жилья.

В деле имеется копия выписки из Протокола №8 п.1 заседания жилищной комиссии в/ч 42352 от 12.04.2000г., из которого следует, что решением данной комиссии квартира закреплена за ФИО5, его женой и детьми.

18.05.2000г. КЭЧ Донского ВВС и ПВО выдан ордер 7-7-89 от 18.05.2000г., в котором проставлен штамп «служебный фонд МО».

Решением Батайского городского суда Ростовской области от 28.07.2000г. изменен договор найма упомянутого жилого помещения. Домоуправление №8 Донской КЭЧ обязано заключить с ФИО7 и ее сыном ФИО4 отдельный договор найма.

При этом в решении суда не указаны правовые основания, в силу которых жилое помещение было передано для проживания семье ФИО5 по договору найма.

Вместе с тем, оспариваемый отказ мотивирован отсутствием сведений о постановке ФИО5 на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.

Таким образом, достаточной совокупности доказательств, подтверждающих статус квартиры, как жилого помещения, предоставленного ФИО5 и членам его семьи по договору найма, в деле не имеется и судом не установлено.

Также суд первой инстанции не установил, передавался ли жилищный фонд, в котором находится спорная квартира в муниципальную собственность, не установил принадлежность данного жилого помещения.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что выводы суда о том, что ФИО5 обеспечен жилым помещением по установленным жилищным законодательствам нормам, у ФИО5 на дату его смерти отсутствовало право на обеспечение жилым помещением от военного ведомства, а, следовательно, оснований для обеспечения жилым помещением от военного ведомства у членов его семьи (дочери Артемовой Ю.А.) не имеется, являются преждевременными.

При рассмотрении административного искового заявления Артемовой Ю.А. районным судом не определен круг лиц (государственных и муниципальных органов), подлежащих привлечению к участию в деле, исходя из установленного порядка учета лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениям в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и порядка предоставления им этих помещений по месту постановки на жилищный учет.

Суд не привлек ни орган местного самоуправления, на территории которого находится вышеуказанная квартира; ни ФГКУ Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, на балансе которого содержатся недвижимые объекты, принадлежащее Министерству; ни Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, на которого возложена обязанность по обеспечению реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей; ни Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которому предоставлены полномочия по распоряжению федеральными денежными средствами.

Согласно п.п. 2, 4 ст.310 КАС Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с п.3 ст.309 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку статусу и принадлежности жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, определить круг участников дела, принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, дать оценку всем доводам истца и возражениям ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 марта 2019г. отменить, административное дело направить в Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону на новое рассмотрение.

Председательствующий

Судьи: