ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-965/19 от 18.04.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Шолохова Е.В. Дело № 33а-965/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Мудровой Е.В.,

судей Запятовой Н.А., Степановой Л.А.

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.

дело по апелляционной жалобе Зыбина Максима Андреевича на решение Ленинского районного суда города Иваново от 18 января 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛА:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (далее – природоохранный прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет-странице http:///www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo; возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу внести в указанный реестр сведения об указанной интернет-странице, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов проведен мониторинг Интернет-ресурсов на предмет выявления распространения рекламы или иной информации, противоречащей действующему законодательству. В ходе мониторинга установлено, что на страницах сайта www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo предлагается приобрести рыболовные сети, являющиеся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Таким образом, предоставление возможности доступа к информации об источнике приобретения запрещенных орудий лова, являющихся способом массового истребления водных животных, за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Решением Ленинского районного суда города Иваново от 18 января 2019 года административный иск природоохранного прокурора удовлетворен. Информация, размещенная на интернет-сайте с доменным именем https://www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/ признана информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Не согласившись с указанным решением, заинтересованное лицо ИП Зыбин М.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставиться вопрос об отмене судебного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ИП Зыбина М.А. по доверенности Воронов В.В. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, а также дополнения к ней, представитель природоохранной прокуратуры Лихачев М.С., считая вынесенное решение законным и обоснованным, просил жалобу оставить без удовлетворения.

В заседание Судебной коллегии не явились представители административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области и заинтересованного лица Московско-окского территориального управления Росрыболовства (в лице отдела государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ивановской области), заинтересованное лицо ИП Зыбин М.А., указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы административного дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов проведен мониторинг Интернет-ресурсов на предмет выявления распространения рекламы или иной информации, противоречащей действующему законодательству.

В ходе мониторинга установлено, что на страницах сайта www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo, владельцем которого является ИП Зыбин М.А., предлагается приобрести рыболовные сети, являющиеся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных, вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, при этом исходил из того, что распространение выявленной информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является распространением запрещенной законом информации, оказывающей негативное влияние на правосознание граждан, формирующей искаженное представление о рыболовстве и целях охраны водных биологических ресурсов, а сведения, размещенные на данном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и изготовления рыболовных сетей, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению, тем самым провоцирует негативные социальные и экономические последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия соглашается с указанными утверждениями суда первой инстанции, так как они основаны на подробном анализе действующего законодательства и надлежащей правовой оценке представленных сторонами доказательств.

В апелляционной жалобе ИП Зыбин М.А., оспаривая данные выводы суда, указывают на то, что спорный интернет-сайт не содержал информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Судебная коллегия согласиться с данными доводами не может, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и повторяют позицию заинтересованного лица, изложенную в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Из Конституции Российской Федерации следует, что федеральный законодатель вправе регулировать вопросы природопользования (статья 72, пункт «д» части 1), в том числе в целях защиты природных ресурсов, которые используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (статья 3 упомянутого Федерального закона).

На основании части 3 статьи 11 указанного Федерального закона граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам и соблюдать иные требования законодательства.

В силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

Перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 указанного Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 694 утвержден Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, к которым относятся готовые рыболовные сети узловые, произведенные машинным или ручным способом из синтетических нейлоновых или прочих полиамидных мононитей с диаметром нитей менее 0,5 мм и размерами ячеи менее 100 мм (размер конструктивного шага ячеи менее 50 мм; готовые рыболовные сети узловые, произведенные машинным или ручным способом из прочих синтетических мононитей с диаметром нитей менее 0,5 мм и размерами ячеи менее 100 мм (размер конструктивного шага ячеи менее 50 мм; электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи водных биологических ресурсов посредством электрического тока.

Кроме того, действующим и в настоящее время постановлением Совмина СССР от 15 сентября 1958 года № 1045 утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, в соответствии с пунктом 8 которого торгующим организациям запрещено производить продажу орудий лова рыбы и сетематериалов, применение которых в данной местности запрещено правилами рыболовства.

Приказом Минсельхоза России от 18 ноября 2014 года № 453 утверждены Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.

Северный рыбохозяйственный район Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна включает в себя реку Волга от верховья до плотины Волжской ГЭС (город Волгоград) с бассейнами впадающих в нее рек, в том числе водохранилища Ивановской области (пункт 2.2 Правил рыболовства).

В соответствии с пунктом 25 Правил рыболовства при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов применяются стандартные орудия добычи (вылова), изготовленные в соответствии с технической документацией. Запрещается применение орудий и способов добычи (вылова), не предусмотренных в пункте 25.1 Правил рыболовства. Пунктом 25.1 разрешены к использованию ставные и плавные сети для добычи (вылова) крупночастиковых рыб: во всех водных объектах рыбохозяйственного значения, в том числе Иваньковском, Угличском, Куйбышевском, Чебоксарском, Волгоградском водохранилищах (за исключением Рыбинского, Горьковского, Камского, Воткинского, Нижне-Камского, Ириклинского и Саратовского водохранилищ) - с размером (шагом) ячеи не менее 55 мм; в Рыбинском, Горьковском, Камском, Воткинском, Нижне-Камском водохранилищах - с размером (шагом) ячеи не менее 60 мм; в Саратовском и Ириклинском водохранилищах - не менее 50 мм; ставные и плавные сети для добычи (вылова) мелкочастиковых видов рыб: во всех водных объектах рыбохозяйственного значения (за исключением Горьковского в границах Ярославской области, Рыбинского Куйбышевского, Нижнекамского, Волгоградского и Ириклинского водохранилищ, рек Большой Узень и Малый Узень) - с размером (шагом) ячеи не менее 24 мм; в ставных и плавных сетях в Волгоградском водохранилище и в реках Большой Узень и Малый Узень - не менее 32 мм; в ставных и плавных сетях в Куйбышевском, Нижнекамском и Ириклинском водохранилищах - не менее 30 мм, в ставных и плавных сетях в Рыбинском водохранилище - от 36 мм до 45 мм; в ставных и плавных сетях в Горьковском водохранилище в границах Ярославской области - не менее 32 мм;

Вместе с тем использование сетей всех типов запрещено при любительском и спортивном рыболовстве Правилами рыболовства, которые утверждены приказами Минсельхоза РФ для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, Северного рыбохозяйственного бассейна, Западного рыбохозяйственного бассейна

Таким образом, перечисленными правовыми нормами установлен как запрет на продажу, так и запрет на использование орудий лова – рыболовных сетей.

За нарушение правил, регламентирующих рыболовство, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов установлена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ.

За реализацию товаров или вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена в Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность по статье 14.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 года N 612, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, на интернет-сайте www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo размещена информация о возможности приобретения сетеполотен импортного производства из лески толщиной нити 0,12 мм, 0,15 мм, 0,17 мм, 0,18 мм, 0,23 мм, 0,32 мм и т.д., а также рыболовных сетей Хамелеон из лески 0,20 мм и 0,25 мм. При этом суд верно указал, что сетеполотна являются основой для изготовления рыболовных сетей, что и является целью при их приобретения.

Учитывая, что доступ на сайт www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo является свободным, информация на нем распространяется бесплатно и доступна для ознакомления неопределенному числу лиц, принимая во внимание характер данной информации, предусматривающей возможность приобретения орудий лова – рыболовных сетей, использование и продажа которых законом запрещены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку данная информация противоречит закону и нарушает публичные интересы и права неопределенного круга лиц.

Суждения автора жалобы о наличии таможенной декларации на орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленного требования не опровергают, учитывая наличие предусмотренных правилами запретов на осуществление добычи сетями.

Доводы представителя Зыбина М.А. о том, что постановление Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года № 1045 не может устанавливать запреты на реализацию рыболовных сетей, поскольку ограничение оборотоспособности товаров может быть установлено только федеральным законом, Судебная коллегия отклоняет. Приведенное выше постановление от 15 сентября 1958 года № 1045 принято уполномоченным органом государственной власти, является действующим и входит в систему нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда. Следовательно, они не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено перечисленных в части 1 статьи310КАС РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Иваново от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зыбина Максима Андреевича – без удовлетворения.

Председательствующий Мудрова Е.В.

Судьи Запятова Н.А.

Степанова Л.А.