ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-966/2018 от 19.02.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Апелляционное дело № 33а-966/2018 Судья: Крылова В.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2018 года гор. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., с участием прокурора Власовой Ю.М., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению МО МВД России «Цивильский» к Шумалкину А.П. об установлении административного надзора, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе Шумалкина А.П. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2017 года.

Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., заключение прокурора Власовой Ю.М. о необходимости изменения судебного решения, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Межмуниципальный отдел МВД России «Цивильский» обратился в суд с административным исковым заявлением к Шумалкину А.П. об установлении административного надзора. Заявление со ссылкой на положения Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» мотивировано тем, что решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики 08.12.2015 года в отношении Шумалкина А.П. установлен административный надзор сроком на 6 лет и установлены административные ограничения. В период нахождения под административным надзором Шумалкин А.П. совершил преступление и приговором мирового судьи судебного участка Цивильского района Чувашской Республики от 06 февраля 2017 года (с учетом апелляционного постановления Цивильского районного суда Чувашской Республики от 13.03.2017 года) Шумалкин А.П. осужден по п. «в» ч. 2 ст. ст. 115 УК РФ к наказанию в виде 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в ИК строго режима. С учетом указанных обстоятельств, административный истец просит установить в отношении Шумалкина А.П. административный надзор на срок 3 года с возложением административных ограничений в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также в виде запрета пребывания в заведениях с продажей спиртных напитков в розлив.

В судебное заседание представитель МО МВД России «Цивильский» не явился.

Административный ответчик Шумалкин А.П. в суд не явился.

Прокурор Цивильского района Чувашской Республики Рафиков Р.Т. полагал подлежащим удовлетворению административное исковое заявление об установлении в отношении осужденного административного надзора, заявленных ограничений.

Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2017 года постановлено:

Установить административный надзор в отношении Шумалкина А.П. сроком на 06 (шесть) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Цивильского районного суда Чувашской Республики от 08 октября 2012 года.

Срок административного надзора исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания.

Возложить на Шумалкина А.П. административные ограничения в виде: обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в заведениях, где производится продажа спиртных напитков в розлив.

Не согласившись с решением суда, Шумалкин А.П. подал апелляционную жалобу по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе указано, что установленный административный надзор ограничивает его трудовую деятельность, а на его иждивении находится трое детей.

Проверив решение суда, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре).

В статье 2 Закона Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор устанавливается судом независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ суд, рассматривающий административное дело об установлении административного надзора, не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Из материалов дела следует, что приговором Цивильского районного суда Чувашской Республики от 08 октября 2012 года Шумалкин А.П. осужден по пункту «г» части 2 статьи 161 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

07 апреля 2016 года Шумалкин А.П. освобожден по отбытии наказания, назначенного приговором Цивильского районного суда Чувашской Республики от 08 октября 2012 года.

Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 08 декабря 2015 года в отношении Шумалкина А.П. установлен административный надзор сроком на 6 лет и установлены административные ограничения: являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.

Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 05 августа 2016 года в отношении Шумалкина А.П. установлены дополнительные административные ограничения: являться 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить выезд за пределы субъекта Российской Федерации, избранного Шумалкиным А.П. в качестве места жительства.

11 апреля 2016 года Шумалкина А.П. поставлен на профилактический учет в МО МВД России «Цивильский», в отношении него заведено дело административного надзора.

Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Цивильского района Чувашской Республики от 06 февраля 2017 года (с учетом апелляционного постановления Цивильского районного суда Чувашской Республики от 13 марта 2017 года) Шумалкин А.П. осужден по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ к наказанию в виде 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Шумалкин А.П. освобожден по отбытию наказания 05 декабря 2017 года.

Разрешая административные исковые требования об установлении в отношении Шумалкина А.П. административного надзора, суд, принимая во внимание, что лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, установил в отношении Шумалкина А.П. административный надзор сроком на 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Цивильского районного суда Чувашской Республики от 08 октября 2012 года, подлежащий исчислению со дня постановки на учет в орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в редакции, действовавшей в период совершения Шумалкиным А.П. преступления), административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания.

Согласно ч. 6 ст. 9 Закона об административном надзоре при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона (лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ).

Судимость Шумалкина А.П. по приговору Цивильского районного суда Чувашской Республики от 08 октября 2012 года не погашена, однако орган внутренних дел не заявлял о совершении Шумалкиным А.П. административных правонарушений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.

Как следует из решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 08 декабря 2015 года, основанием для установления Шумалкину А.П. первого административного надзора послужило совершение им тяжкого преступления (ч. 2 ст. 3 Закона) при опасном рецидиве преступлений, то есть он не относится к числу лиц, в отношении которых прекращенный административный надзор в пределах срока погашения судимости может быть восстановлен.

19.12.2017 года орган внутренних дел обратился в суд с административным иском, сославшись на п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, то есть был поставлен вопрос не о восстановлении или повторении Шумалкину А.П. прежнего, связанного с судимостью от 08.10.2012 года, административного надзора, а об установлении нового, связанного с судимостью от 06.02.2017 года.

Федеральным законом от 28.05.2017 № 102-ФЗ часть 2 статьи 3 Закона об административном надзоре была изложена в новой редакции и добавлен пункт 4, согласно которому в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается в безусловном порядке.

Шумалкин А.П. исходя из его судимостей относится к таким лицам. Исключений относительно совершения в период административного надзора преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 115 УК РФ, указанный пункт Закона не содержит.

В определении Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 № 2064-О отмечено, что административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (ст. 86 УК РФ). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.

В части 3 ст. 13 Закона об административном надзоре изначально заложено правило, что в отношении лица, указанного в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, освобожденного из мест лишения свободы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и имеющего непогашенную либо неснятую судимость на день вступления в силу настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается судом по заявлению органа внутренних дел.

Как указано выше, судимость Шумалкина А.П. по приговору от 06.02.2017 не погашена, в связи с чем административный надзор по основанию, указанному в п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре (в редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ), в отношении него мог и должен быть установлен.

МО МВД России «Цивильский» просил установить административный надзор на срок 3 года.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре в отношении лиц, указанных, в том числе, в ч. 2 ст. 3 указанного Закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона об административном надзоре в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Исходя из совокупности имеющихся доказательств по делу в отношении Шумалкина А.П. следует установить административный надзор на срок три года.

Во устранение допущенного судом первой инстанции нарушения норм материального права судебная коллегия вносит в решение суда соответствующие изменения.

Судебная коллегия при этом отмечает, что административный надзор не является повторным наказанием, но является необходимой мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей целью, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.

Часть 1 ст. 4 Закона об административном надзоре содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Установленные судом административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного административным ответчиком преступления и способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений.

С учетом фактических обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного Шумалкиным А.П. последнего преступления, данных о его личности и поведении судебная коллегия приходит к выводу, что в отношении Шумалкина А.П. следует установить административные ограничения в виде обязательной явки на регистрацию 2 раза в месяц и запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.

Довод апелляционной жалобы о том, что установленный административный надзор ограничивает его трудовую деятельность, не может служить основанием для отмены или изменения установленных ему административных ограничений.

Таким образом, причин для отмены проверяемого решения в доводах апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, но изменяет решение по вышеприведенным основаниям.

Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2017 года изменить, изложив 1 абзац резолютивной части решения в следующей редакции:

«Установить административный надзор в отношении Шумалкина А.П. сроком на 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Цивильского района Чувашской Республики от 06 февраля 2017 года».

Апелляционную жалобу Шумалкина А.П. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Карлинов С.В.

Судьи: Орлова И.Н.

Смирнова Е.Д.