ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9673/2022 от 16.08.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Иноземцева Е.А. Дело № 33а-9673/2022

УИД 24RS0032-01-2021-005751-30

3.022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2022 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Сидоренко Е.А.

судей Корниенко А.Н., Лазовского С.И.,

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску прокуратуры Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о возложении обязанности произвести финансирование и ремонт подпорной стены,

по апелляционной жалобе представителя департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Каверзиной Т.П.,

по апелляционной жалобе представителя МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» Решетниковой Е.С.

на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 25 мая 2022 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.

Возложить обязанность на Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска в течение 3мес. со дня вступления в силу решения суда выделить МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» денежные средства для выполнения работ по проведению ремонта подпорной стенки по ул. Борисевича, 24 (на территории садика) обеспечивающего нормативного состояния подпорных стенок в соответствии с ОДМ 218.2.038-2014 Методические рекомендации по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений, исправное состояние подпорных стенок в соответствии с Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. №153 «СП 13-102-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».

Возложить обязанность на МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в течение 6мес. со дня поступления финансирования провести ремонт подпорной стенки по ул. Борисевича, 24 (на территории садика) обеспечивающий нормативное состояние подпорных стенок в соответствии с ОДМ 218.2.038-2014 Методические рекомендации по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений, исправное состояние подпорных стенок в соответствии с Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. №153 «СП 13-102-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с административным иском к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (далее - МКУ г. Красноярска «УДИБ»), департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, в котором просил:

возложить обязанность на МКУ г. Красноярска «УДИБ» провести ремонт подпорной стенки по ул. Борисевича, 24 (на территории садика) в г.Красноярске обеспечивающий нормативное состояние подпорных стенок в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;

обязать департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска суда выделить МКУ г. Красноярска «УДИБ» денежные средства для выполнения работ по проведению ремонта подпорной стенки по ул. Борисевича, 24 (на территории садика) г.Красноярске в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения;

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка состояния подпорных стен на ул. Борисевича в г. Красноярске, которая распоряжением заместителя главы города №1518-недв от 26.03.2019 закреплена на праве оперативного управления за МКУ г. Красноярска «УДИБ». По результатам обследования выявлены дефекты и повреждения V категории – аварийные, выявлены дефекты: крен подпорной стены № 2 до 70 мм, частичные разрушения и высыпание песчано-цементного раствора между блоками, отсутствие системы поверхностного водоотведения со стороны склона, гидроизоляции. Меры устранения аварийного состояния данной подпорной стены не приняты. Из ответа МКУ г. Красноярска «УДИБ» следует, что для выполнения ремонта подпорной стены требуется разработка проектно-сметной документации, работы по их ремонту осуществляются в плановом порядке в рамках доведенных бюджетных ассигнований. Средства на выполнение проектно-изыскательских работ и работ по ремонту подпорной стены по ул. Борисевича, 24 бюджетом г. Красноярска не предусмотрены. Указанная подпорная стена находится вблизи жилых домов и автомобильной дороги. Аварийное состояние данной подпорной стены угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Каверзина Т.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что департаментом приняты меры для устранения аварийного состояния и ремонту подпорной стены, финансирование до МКУ г.Красноярска «УДИБ» доведено, бездействие по данному вопросу не выявлено. Считает, что выделение финансирования в течение трех месяцев законодательством не предусмотрено, в связи с чем, требования прокурора являются вмешательством в экономическую деятельность органа местного самоуправления. В случае удовлетворения требований просит изменить срок на выделение денежных средств для ремонта департаментом - в течение года.

В апелляционной жалобе представитель МКУ «УДИБ» Решетникова Е.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Устанавливая срок финансирования ремонтных работ в нарушение порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ при формировании расходных обязательств муниципального образования, суд вмешивается в экономическую деятельность органа местного самоуправления, что нарушает его самостоятельность в решении вопросов местного значения. Кроме того, выполнение восстановительных работ будут учтены в рамках бюджетных средств, доведенных Департаменту городского хозяйства на 2022-2023 годы. В случае удовлетворения требований просит определить разумный срок для исполнения решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Авласевич И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определив возможность в силу ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно извещенных о дате и месте судебного разбирательства, выслушав административных ответчиков - представителя департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска Валуеву Е.П., представителя МКУ г.Красноярска «УДИБ» Решетникову Е.С., поддержавших апелляционные жалобы, представителя административного истца Родькину О.С., возражавшую против апелляционных жалоб, проверив материалы дела и решение суда по правилам ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как указано в ст. 299 ГК РФ, п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с п. 1,2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает с момента передачи имущества, на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросом местного значения является осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.

Пунктом 2.5. распоряжения администрации г. Красноярска №84-р от 01.07.2011 «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска» на Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска возложена задача по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1.2, п.1.10 Устава Муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» учреждение создано для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г.Красноярска. Деятельность Учреждения координируется Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска. Главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на деятельность Учреждения, является департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (п.5.1 Устава).

Как следует из материалов дела, распоряжением исполняющего обязанности заместителя главы города руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска № 1518-недв от 26.03.2019 подпорная стенка по ул. Борисевича, 24 (на территории садика) г. Красноярска закреплена на праве оперативного управления за МКУ г. Красноярска «УДИБ».

ООО ПКФ «Поларис» 20.11.2019 выполнена паспортизация подпорной стены ул. Борисевича, 24 (на территории садика) г. Красноярска. По результатам обследования выявлены дефекты и повреждения V категории - аварийные.

В соответствии с техническим паспортом подпорной стены по ул. Борисевича, 24 (на территории садика) г. Красноярска выявлены следующие дефекты: крен подпорной стены №2 до 70 мм, частичные разрушения и высыпание песчано-цементного раствора между блоками, отсутствуют системы поверхностного водоотведения со стороны склона, отсутствие гидроизоляции.

Из ответа МКУ г. Красноярска «УДИБ» в адрес прокуратуры Ленинского района г.Красноярска от 20.09.2021 сведения о выполнении проектно-изыскательских работ, запланированных работ по ремонту подпорной стены по ул. Борисевича, 24 (на территории садика), в 2022 году отсутствуют.

12.10.2021 МКУ г.Красноярска «УДИБ» и ООО «СтройМост» заключен муниципальный контракт №Ф.2021.1745 на выполнение работ по ремонту подпорных стен в г. Красноярске в 2021 году, срок завершения работ 25.12.2021, в перечень которых входят работы по ул. Борисевича, 24 в г.Красноярске.

25.01.2022 МКУ г.Красноярска «УДИБ» и МП «ДРСП Ленинского района» заключен муниципальный контракт от. №Ф.2022.2476 на выполнение работ по содержанию инженерных сооружений в г. Красноярске в 2022 году сроком до 25.12.2022, в перечень которых входит подпорная стена ул. Борисевича, 24 (на территории садика).

Из представленных фотографий следует, что подпорные стены находятся вблизи жилых домов и автомобильной дороги. Аварийное состояние данных подпорных стен угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 84 КАС РФ, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска, поскольку Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «УДИБ», обладающие необходимыми полномочиями, не предприняли надлежащих мер, направленных на ремонт подпорной стенки по адресу: г.Красноярск, ул. Борисевича, д. 24 (на территории садика).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку предпринятые ответчиками меры по заключению муниципальных контрактов 12.10.2021 и 25.01.2022 на выполнение работ по ремонту подпорных стен в г. Красноярске в 2021 году и по содержанию инженерных сооружений в г. Красноярске в 2022 году с учетом того, что в 2019 году данному объекту присвоена категория V –аварийный не могут расцениваться как своевременные.

Постановлением Госстроя России № 153 от 21.08.2003 «СП 13-102-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» определено понятие исправное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Указанные положения во взаимной взаимосвязи с техническим состоянием спорной стены свидетельствуют об обоснованности требований административного искового заявления.

Таким образом, с момента передачи подпорной стенки МКУ «УДИБ» на праве оперативного управления у последнего возникла обязанность по его надлежащему содержанию и эксплуатации.

Приняв в пользование указанное сооружение, МКУ г.Красноярска «УДИБ» заключило с ООО ПКФ «Поларис» договор на изготовление технического паспорта сооружения по ул.Борисевича, д. 24 (на территории садика) в г. Красноярске, который был подготовлен 20.11.2019. В его разделах 5.3 и 5.5 отражены выявленные дефекты и повреждения V категории - аварийные. Рекомендовано ограничить доступ людей и автомобилей на аварийном участке, произвести противоаварийные мероприятия. Дефекты элементов стены устранить при проведении ремонта.

Доказательств того, что с 20.11.2019 до сентября 2021 года (когда был направлен акт прокурорского реагирования) МКУ г.Красноярска «УДИБ» были выполнены какие-либо работы по устранению дефектов; по изысканию дополнительных средств на эти цели, суду представлено не было. Также не представлено доказательств того, что на эти цели со стороны Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска планировались денежные средства при утверждении титульного списка до 2022 года по капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства за счет средств бюджета города. На имеющихся в деле фотоснимках, приложенных к административному иску прокурора, отчетливо видно, что доступ к аварийному участку стены не ограничен ни лентой, ни информационными плакатами, то есть существовала и существует потенциальная угроза ее обрушения, а поэтому и возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, что недопустимо.

Об аварийном состоянии подпорной стены по адресу: г.Красноярск, ул. Борисевича в районе дома № 24 после 20.11.2019 ни МКУ г.Красноярска «УДИБ», ни Департаменту городского хозяйства не могло быть неизвестно. Причины, по которым на протяжении 1 года и 10 месяцев (до сентября 2021 года) департаментом городского хозяйства в титульном списке не закладывались расходы на ремонт указанной стенки, а со стороны МКУ г.Красноярска «УДИБ» не предпринимались меры по ее капитальному ремонту, суду не представлены. Только 12.10.2021 после обращения с административным иском в суд МКУ г.Красноярска «УДИБ» и ООО «СтройМост» был заключен муниципальный контракт №Ф.2021.1745 на выполнение работ по ремонту подпорных стен в г. Красноярске в 2021 году, в перечень которых входят работы по ул. Борисевича, 24, а в подтверждение необоснованности и незаконности бездействия административных ответчиков, выразившихся в отсутствии планирования финансирования и непосредственно работ по устранению аварийности объекта, в деле представлен ответ МКУ г. Красноярска «УДИБ» от 20.09.2021, из которого следует, что сведения о выполнении проектно-изыскательских работ, запланированных работ по ремонту подпорной стены по ул. Борисевича, 24 (на территории садика) в г.Красноярске в 2022 году отсутствуют.

При этом пунктами 3.10.10 и 3.10.13 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 № 84-р, предусмотрены обязанности департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными Департаменту бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также координировать деятельность муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», чего с ноября 2019 года по сентябрь 2021 года сделано не было.

Из представленных письменных возражений Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска следует, что за счет бюджета города на ремонт подпорных стен в 2022 году в соответствии с титульным списком по капитальному ремонту, ремонту объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства на 2022-2024 годы предусмотрены денежные средства в размере 41 700 000, 00 руб.

Муниципальный контракт МКУ г.Красноярска «УДИБ» и ООО «СтройМост» на выполнение работ по ремонту подпорных стен в г. Красноярске в 2021 году заключен 12.10.2021, то есть спустя 1 год 9 месяцев 22 дня после изготовления технического паспорта, подтверждающего аварийность подпорной стены. В перечень на выполнение работ по ремонту входит подпорная стена по ул. Борисевича, 24 (на территории садика).

Пунктом 5.18 муниципального контракта №Ф.2021.1745 предусмотрено, что подрядчик извещает заказчика о готовности объекта письменно. За две недели до даты приемки завершенных работ завершенных работ подрядчик передает заказчику ряд исполнительной документации. Срок завершения работ в рамках указанного муниципального контракта на выполнение работ по ремонту подпорных стен в г.Красноярске установлен 25.12.2021.

Согласно приложению № 1 к муниципальному контракту итогом является разработка проектных решений (рабочая документация) на ремонт подпорных стен. Таким образом, уже после 25.12.2021 у административного ответчика имелась возможность получения информации об объеме необходимых работ (по объектам), на основании которой возможно произвести расчет их стоимости, что укладывается в сроки установленные судом первой инстанции для решения вопроса о выделении финансирования.

При изложенных обстоятельствах, вывод суда об установлении конкретных сроков выделения денежных средств для выполнения работ по проведению ремонта подпорной стены по ул. Борисевича, 24 (на территории садика) признается судебной коллегией обоснованным, тогда как доводы апелляционных жалоб о более длительном сроке, не могут быть приняты по причине наличия реальной угрозы обрушения подпорной стены, так как необходимые для предотвращения этого меры должны быть не долгосрочными (плановыми), а соразмерными установленным дефектам стены и возможным последствиям бездействия в этой связи. Более того, общий срок, установленный судом для выделения денежных средств на ремонт и сам ремонт подпорной стены, составляет 9 месяцев, что, по мнению судебной коллегии, с учетом вышеизложенных обстоятельств, является достаточным для проведения ремонта.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на административных ответчиков приведенных выше обязанностей, они подробно мотивированы, основаны на материалах дела. Нормы материального права применены в соответствии с возникшими спорными правоотношениями.

Доводы апелляционных жалоб о необоснованном вмешательстве административного истца в экономическую деятельность органа местного самоуправления являются несостоятельными, поскольку аварийное состояние подпорной стены угрожает безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В то же время Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска и МКУ г.Красноярска «УДИБ», обладая необходимыми полномочиями, не только не принимают безотлагательных мер по отношению к подпорной стене, но и планируют ее ремонт спустя продолжительное время после обнаружения недостатков, причем уже после доведенных Департаменту в 2022-2024 годах лимитов бюджетных средств (что указано в апелляционной жалобе – л.д. 140-141).

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 25 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: