ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9692018 от 24.04.2018 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Соцердотова Т.А. Дело № 33а – 969 2018 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 апреля 2018 года город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Хапачевой Р.А.,

судей: Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В.,

при секретаре судебного заседания Дзыбовой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика <данные изъяты> Емыковой М.И. на решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 19 февраля 2018 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Нагоева Бориса Рамазановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея о признании незаконным решений органа, наделенного государственными полномочиями удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Красногвардейский отдел) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Красногвардейский отдел) осуществить действия по регистрации аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу и сообщить административному истцу и суду об исполнении решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., объяснения истца Нагоева Б.Р., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Нагоев Б.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Красногвардейский отдел) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Красногвардейский отдел) осуществить действия по регистрации аренды данного земельного участка. В обоснование указал, что 31.10.2017 он подал документы для осуществления государственной регистрации права аренды на указанный земельный участок. 10.11.2017 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Красногвардейский отдел) направило уведомление о приостановлении государственной регистрации, указав на неверный срок аренды, ссылаясь на п.п. 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, согласно которым, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более, чем 3 года, в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества. Однако, предоставленный в аренду земельный участок относится к категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием - «для индивидуального садоводства и огородничества», ввиду чего истец полагал, что регистрации приостановлена незаконно.

В ходе судебного разбирательства от представителя административного ответчика поступил отзыв на административное исковое заявление Нагоева Б.Р., в котором представитель административного ответчика указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием «для индивидуального садоводства и огородничества». Ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства граждане могут осуществлять как на землях сельскохозяйственного назначения, так и на землях населенных пунктов. Спорный земельный участок с разрешенным видом использования «для индивидуального садоводства и огородничества» предоставлен административному истцу в аренду сроком на 20 лет в нарушение вышеуказанных норм, а потому административное исковое заявление Нагоева Б.Р. удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования, изложенные в административном исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Шепилова А.А. поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление Нагоева Б.Р. и в удовлетворении административного искового заявления просила отказать.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Агаркова Ю.А. предоставила суду отзыв на исковое заявление Нагоева Б.Р., в котором указала, что администрация МО «Красногвардейский район» наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «для индивидуального садоводства и огородничества» и относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. 30.08.2017 Нагоев Б.Р. обратился в администрацию МО «Красногвардейский район» с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ с целью ведения садоводства, сроком на 20 лет. В связи с тем, что земельный участок был предоставлен Нагоеву Б.Р. с целью ведения садоводства, срок договора аренды спорного земельного участка был определен в соответствии с требованиями п.п. 3 п. 8 статьи 39.8 ЗК РФ, на срок двадцать лет. Административное исковое заявление Нагоева Б.Р. просила удовлетворить.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административного ответчика <данные изъяты> Емыкова М.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации аренды в отношении земельного участка и обязании осуществить действия по регистрации аренды, в связи с нарушением норм материального права.

В обоснование указывает, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального садоводства и огородничества», а не «для ведения личного подсобного хозяйства», в связи с чем, не подлежит применению п.п. 3 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.

Признавая уведомление о приостановлении регистрации незаконным, суд руководствовался тем, что спорный земельный участок к перечисленным в п.п. 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ категориям не относится и при этом ссылаясь на п.п. 3, 8 ст. 39.8 ЗК РФ, не предусматривающий сроки предоставления в аренду земельного участка, предназначенного для ведения индивидуального садоводства.

Автор жалобы полагает, государственным регистратором было вынесено правомерное решение о приостановлении государственной регистрации.

При принятии оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации договора аренды земельного участка, Управлением не было допущено нарушений требований действующего законодательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 11.10.2017 между администрацией МО «Красногвардейский район» в лице главы района Османова А.Т. и Нагоевым Т.Б. заключен договор аренды , по условиям которого арендодатель - администрация МО «Красногвардейский район» предоставляет во временное владение и пользование арендатору Нагоеву Т.Б. земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 20 лет, разрешенное использование для индивидуального садоводства и огородничества. Согласно п. 2.2. данного договора, договор вступает в силу с даты его государственной регистрации.

31.10.2017 Нагоев Т.Б. обратился в Многофункциональный центр <адрес> для получения государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и 10.11.2017 государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что регистрируемый договор аренды заключен на срок 20 лет, что противоречит п.п. 8, 12 ст. 39.8 ЗК РФ, определяющему срок - не более трех лет.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 К221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Арендуемый Нагоевым Б.Р. земельный участок поставлен на кадастровый учет с 12.11.2014 с присвоением вида разрешенного использования - для индивидуального садоводства и огородничества, при этом, сведения о земельном участке носят временный характер, дата истечения срока действия временного характера 13.11.2019.

С 24.12.2014 Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в котором вид использования - «для индивидуального садоводства и огородничества» отсутствует.

В целях оптимизации процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности был принят Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 21 которого в Земельный кодекс РФ введена новая глава V. 1. «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», содержащая нормы, регулирующие установление срока аренды земельных участков с различными видами разрешенного использования, в том числе ст.39.8. Вступил в законную силу данный нормативный правовой акт 01 марта 2015 года.

Согласно п.п. 11, 12 ст. 34 указанного федерального закона разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

Несмотря на то, что вид разрешенного использования спорного земельного участка не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540, данный земельный участок признается используемым для индивидуального садоводства и огородничества. Только по истечению срока действия временного характера вида разрешенного использования, приведение его в соответствие существующим видам разрешенного использования будет обязательным для правообладателя.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Красногвардейский отдел) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:03:1100130:108 является незаконным, поскольку мотивировано п.п. 8, 12 ст. 39.8 ЗК РФ, предусматривающим, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества, при том, что данный земельный участок к перечисленным в п.п. 8, 12 ст. 39.8 ЗК РФ категориям не относится.

Согласно п. 12 ст. 39.8 ЗК РФ, при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

В связи с тем, что земельный участок был предоставлен Нагоеву Б.Р. с целью ведения садоводства, срок договора аренды спорного земельного участка был определен сторонами в соответствии с требованиями п.п. 3, 8 статьи 39.8 ЗК РФ, на срок двадцать лет. В Федеральном законе от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», закреплено, что личное подсобное хозяйство, это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В связи с тем, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта, имеет вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять садоводство, которое подпадает под действие Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», а также в связи с тем, что в пункте 8 ст. 39 ЗК РФ не закреплены сроки договора аренды земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, при заключении договора стороны, правомерно согласовали срок договора - 20 лет.

В соответствии с пп. 3, 8 ст. 39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Нагоева Б.Р., обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений закона при заключении договора аренды земельного участка на срок 20 лет.

Кроме того, в соответствии с п. 223 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, в случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании) в том числе устанавливает:

- право- и дееспособность сторон;

- наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями;

- наличие существенных условий сделки;

- указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений права, обременении объекта недвижимости);

- соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон;

- принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лица, не являющегося собственником имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;

- соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных федеральным законом случаях.

На основании изложенного, все вышеперечисленные условия, при которых государственный регистратор принимает меры для государственной регистрации договора в данном случае имелись, следовательно, основания для приостановления регистрации договора аренды земельного участка отсутствовали.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что, при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение решения, судом также допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами, правового значения для настоящего спора не имеют, поскольку направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлиять на обоснованность принятого решения.

При указанных обстоятельствах, оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е де л и л а :

решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 19 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика – <данные изъяты> Емыковой М.И. – без удовлетворения.

Председательствующий: Р.А. Хапачева

Судьи: Е.Н. Козырь

ФИО1