ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-969/14 от 02.12.2014 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

 Судья Хетагурова М.Э.      Дело № 33А-969/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 город Ставрополь     02 декабря 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

 председательствующего Чернышовой Н.И.,    

 судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2014 года,

 дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ессентуки ФИО1,

 на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2014 года,

 по иску прокурора г.Ессентуки о признании незаконными действий, возложении обязанности,

 заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор города Ессентуки обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Администрации города Ессентуки о признании незаконным действия Главы администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по заключению трудового договора на муниципальную должность муниципальной службы с помощником главы администрации города Ессентуки ФИО2, признании незаконным действия Главы администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по изданию распоряжения №50-к от 03.04.2012 года о приеме на ведущую муниципальную должность помощника главы администрации ФИО2, возложении обязанности в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение №50-к от 03.04.2012 года и расторгнуть трудовой договор №17/12 от 03.04.2012 года.

 В обоснование заявленных требований указано следующее.

 Прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.

 Проверкой установлено, что с 06.03.2012 года распоряжением № 18-к и.о. главы города Ессентуки ФИО3 на высшую должность первого заместителя главы администрации города Ессентуки в порядке перевода из Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки с 07.03.2012 года назначен ФИО4 Согласно постановлению и.о. главы администрации города Ессентуки от 30.05.2013    года №946 «О распределении обязанностей ответственных руководителей администрации города Ессентуки», первый заместитель главы администрации города ФИО4 в период временного отсутствия Главы города Ессентуки и первого заместителя главы администрации города исполняет его обязанности. Временная передача полномочий оформляется распоряжением Администрации города Ессентуки. Он обеспечивает взаимодействие со средствами массовой информации и рекламы при решении социально значимых задач в соответствии с компетенцией (п.З). Непосредственно контролирует и координирует работу учреждений СМИ (п.4). Возглавляет работу комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ессентуки и урегулированию конфликта интересов (п. 8).

 Распоряжением главы администрации города Ессентуки № 50-к от 03.04.2012 года в администрацию города Ессентуки на ведущую муниципальную должность помощника главы с 03.04.2012 года назначен ФИО2 Администрацией города Ессентуки с ФИО2 03.04.2012 года заключен трудовой договор №17/12 о прохождении муниципальной службы города Ессентуки и замещении муниципальной должности муниципальной службы городского округа город-курорт Ессентуки. В соответствии с должностной инструкцией помощника главы администрации города Ессентуки, утвержденной распоряжением администрации города Ессентуки № 186-р от 06.09.2013 года, помощник главы администрации подчиняется Главе города. В должностные обязанности помощника главы входит осуществление информационного обеспечения работы официального Интернет-сайта Администрации города Ессентуки и Совета города Ессентуки, осуществление сбора, анализа, подготовка и распространение официальных сообщений, пресс-релизов, заявлений и иных информационных материалов о деятельности администрации города, осуществление работы по подготовке и проведению брифингов и конференций, связанных с деятельностью Главы города и администрации (подготовка отчетов, докладов, выступлений Главы города, пресс-релизов для СМИ и других информационных материалов), приглашение журналистов на проводимые в Администрации мероприятия и оказание им помощи в сборе и подготовке материалов о деятельности Главы города и Администрации для их последующего размещения в печатных и электронных СМИ, обеспечение взаимодействия Администрации города по работе с общественностью и средствами массовой информации (п. 4.18, п. 4.19, п. 4.20, п. 4.22, п. 4.24).

 Как установлено, первый заместитель главы администрации города Ессентуки ФИО4 является отцом ФИО2, то есть они являются близкими родственниками.

 В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятие «противодействие коррупции» определено как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по трем направлениям:

 а) предупреждение коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

 б)    выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

 в)    минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

 Согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы.

 Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность муниципальной службы, при заключении трудового договора предусмотрены Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

 Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Закона о муниципальной службе, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных, в том числе статьей 13 данного закона.

 В силу п. 5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

 Указанная статья ограничивает возможность совместной профессиональной деятельности на муниципальной службе для родственников. Данное ограничение выражено в двух аспектах:

 - близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

 -непосредственная подчиненность или подконтрольность.

 Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа.

 Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен.

 ФИО4 в соответствии с постановлением от 30.05.2013 года № 946 «О распределении обязанностей ответственных руководителей администрации города Ессентуки» в период временного отсутствия Главы города Ессентуки и первого заместителя главы администрации города исполняет его обязанности.     Согласно должностных обязанностей обеспечивает взаимодействие со средствами массовой информации и рекламы при решении социально значимых задач в соответствии с компетенцией. Непосредственно контролирует и координирует работу учреждений СМИ.

 Согласно п. 11 ст. 39 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Глава города назначает и освобождает от должности заместителей Главы города - руководителя Администрации города, руководителей отраслевых (функциональных) органов Администрации города, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений; принимает к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности. Должностной инструкцией помощника главы администрации города Ессентуки, утвержденной распоряжением администрации города Ессентуки № 186-р от 06.09.2013 года предусмотрена ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных обязанностей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей (должностной проступок), а также нарушение трудовой и производственной дисциплины и невыполнение требований по охране труда, техники безопасности и этики поведения муниципального служащего, ответственного за работу по связям с общественностью несет дисциплинарные взыскания, предусмотренные действующим законодательством.

 На основании ч. 2 ст. 39 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в период отсутствия Главы города или не возможности исполнения им своих обязанностей, полномочия Главы города -руководителя Администрации города, выполняет в полном объеме первый заместитель или заместитель главы города - руководителя администрации на основании распоряжения первого заместителя главы города — руководителя администрации о возложении исполнения обязанностей.

 ФИО4 исполнял обязанности главы города согласно распоряжениям главы города Ессентуки: № 231 -к/1 от 18.07.2012 года, № 373-к/1 от 02.11.2012 года, № 380 к/1 от 09.11.2012 года, № 382-кЛ от 12.11.2012 года, №196-к/1 от 26.06..2013 года, № 75-кЛ от 01.04.2013 года, № 17-кЛ от 31.01.2013 года, № 51-кЛ от 14.03.2013 года, № 1-к/1 от 09.01.2014 года и других распоряжений, находящихся в личном деле.

 07.03.2013 года и.о. прокурора города Владимировым В.В. главе администрации города ФИО5 внесено представление № 07-4/1-2013 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и законов, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями в РФ и о решении вопроса об освобождении от занимаемой должности одного из них -ФИО4 либо ФИО2 Указанное представление прокурора администрацией города было отклонено.

 Действия главы администрации муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, выразившиеся в несоблюдении ограничений по муниципальной службе, а именно, в допущении к замещению должности муниципального служащего - помощника главы администрации города Ессентуки ФИО2, состоящего в близком родстве с ФИО4 -замещающим должность первого заместителя главы администрации, и подчиненным, подконтрольным последнему незаконны.

 Из Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, должностных инструкций следует, что работодателем помощника главы ФИО2 в период временного отсутствия Главы города Ессентуки и первого заместителя главы администрации города является ФИО4, который наделен полномочиями приема служащего на работу и увольнения с работы, применения мер поощрения и дисциплинарного взыскания, что свидетельствует о подчиненности и подконтрольности.

 Действующее федеральное законодательство не предусматривает возможность нахождения в должности муниципальной службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

 Вышеизложенное свидетельствует о невозможности продолжения трудовой деятельности ФИО2 в должности помощника главы и обязании Главы администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки расторгнуть трудовой договор с ФИО2

 Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2014 года исковые требования прокурора г. Ессентуки удовлетворены.

 В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ессентуки ФИО1 просит решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г.Ессентуки, отказать.

 Возражения на апелляционную жалобу не поступали.

 Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 19 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных, в том числе статьей 13 данного закона.

 Из материалов дела следует, что 03 апреля 2012 года на основании Распоряжения Главы города Ессентуки №50-к, ФИО2 назначен в Администрацию города Ессентуки на ведущую муниципальную должность помощника Главы.

 03 апреля 2012 года между муниципальным образованием городской округ город-курорт Ессентуки, в лице Главы города Ессентуки ФИО5, и ФИО2 заключен трудовой договор №17/12, в соответствии с которым ФИО2 поступает на муниципальную службу помощником главы Администрации города Ессентуки.

 07    марта 2013 года в адрес главы администрации города Ессентуки
ФИО5 прокуратурой города Ессентуки было внесено представление
об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и
противодействии коррупции, в виду близкого родства ФИО2 с первым
заместителем главы города и непосредственной подчиненностью.

 Согласно должностной инструкции помощника главы администрации города Ессентуки ФИО2, помощник Главы администрации города Ессентуки назначается и освобождается от должности Главой города Ессентуки. Подчиняется Главе города. Обязан своевременно и качественно исполнять поручения Главы города, в его отсутствие первого заместителя главы администрации города Ессентуки ФИО3 (п.п.1.1, 1.2, 4.2)

 В    должностные обязанности помощника Главы входит осуществление информационного обеспечения работы официального Интернет-сайта Администрации города Ессентуки и Совета города Ессентуки, осуществление сбора, анализа, подготовка и распространение официальных сообщений, пресс-релизов, заявлений и иных информационных материалов о деятельности Администрации города, осуществление работы по подготовке и проведению брифингов и конференций, связанных с деятельностью Главы города и администрации (подготовка отчетов, докладов, выступлений Главы города, пресс-релизов для СМИ и других информационных материалов), приглашение журналистов на проводимые в Администрации мероприятия и оказание им помощи в сборе и подготовке материалов о деятельности Главы города и Администрации для их последующего размещения в печатных и электронных СМИ, обеспечение взаимодействия Администрации города по работе с общественностью и средствами массовой информации (п.4.18, п.4.19, п.4.20, п.4.22).

 06 марта 2012 года на основании Распоряжения Главы города Ессентуки №18-к, ФИО4 назначен в Администрацию города Ессентуки на высшую муниципальную должность первого заместителя главы администрации города Ессентуки в порядке перевода из Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки.

 Как установлено в заседании суда первой инстанции, ФИО2 помощник главы администрации города Ессентуки, является сыном первого заместителя главы администрации города Ессентуки ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении ДИЗ 1-ЖА №029012 от 23 марта 1988 года.

 Согласно Постановлению Администрации города Ессентуки №946 от 30 мая 2013 года о распределении обязанностей ответственных руководителей администрации города Ессентуки первый заместитель Главы Администрации города ФИО4 в период временного отсутствия Главы города Ессентуки и первого заместителя главы администрации города исполняет его обязанности.

 Распоряжениями Главы города №373-к/1 от 02.11.2012 года, №380-к/1 от 09.11.2012 года, №382-к/1 от 12.11.2012 года, №196-к/1 от 26.06.2013 года, №75-к/1 от 01.04.2013 года, №17-к/1 от 31.01.2013 года, №51-к/1 от 14.03.2013 года, №1-к/1 от 09.01.2014 года, ФИО4 исполнял обязанности Главы города.

 Указанные обстоятельства свидетельствуют о непосредственной подчиненности ФИО2 ФИО4 в период исполнения последним обязанностей главы города, который в полном объеме имеет полномочия контролировать деятельность помощника Главы, соблюдение трудовой дисциплины, давать поручения, требовать их исполнения, применять меры поощрения и взыскания, что в силу положений п.5 ч.1 ст. 13 Закона №25-ФЗ влечет невозможность пребывания ФИО2 на муниципальной службе в виду его близкого родства с первым заместителем главы города и непосредственной подчиненностью.

 Суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что действия Администрации города Ессентуки по заключению с ФИО2 трудового договора являются незаконными, в связи с чем, имеются основания для расторжения с ФИО2 трудового договора.

 Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

 Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

 С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

 Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: