ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9735/20 от 06.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Климёнова Ю.В. Дело <данные изъяты>а-9735/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Курлаевой И.В., Балабан К.Э.,

при секретаре - помощнике судьи Налапкине А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 мая 2020 года апелляционную жалобу ТСН «Петропарк» на решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ТСН «Петропарк» к Администрации городского округа <данные изъяты>, заместителю руководителя Администрации городского округа Истра Рудковской С. С., Министерству государственного управления, информационных технологий и связи <данные изъяты> об оспаривании действий (бездействия), решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

установила:

ТСН «Петропарк» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие Администрации городского округа <данные изъяты>, выразившееся в нерассмотрении жалобы товарищества от <данные изъяты> и ненаправлении ответа на данную жалобу; признать незаконным бездействие Министерства государственного управления, информационных технологий и связи <данные изъяты>, выразившееся в непроведении проверки и ненаправлении ответа на жалобу товарищества от <данные изъяты> за <данные изъяты>В-2019; признать незаконными действия заместителя Главы администрации городского округа Истра Рудковской С.С. по систематическому отказу ТСН «Петропарк» в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена»; признать незаконными решения заместителя главы Администрации городского округа Истра Рудковской С.С. от <данные изъяты><данные изъяты> и № Р<данные изъяты> об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

Требования мотивировало тем, что товарищество обратилось в администрацию городского округа с заявлениями о получении разрешений на размещение на земельных участках, находящихся в муниципальной или неразграниченной государственной собственности, элементов благоустройства и ограждения, без предоставления земельного участка и установления сервитута. Решениями органа местного самоуправления в предоставлении муниципальной услуги отказано со ссылкой на наличие противоречивых сведений, имеющихся в заявлении и приложенных к нему документах. Данный отказ был обжалован в администрацию городского округа <данные изъяты>, однако жалоба не рассмотрена, ответ не получен. Кроме того, жалоба на действия (бездействие) администрации городского округа при оказании муниципальной услуги была подана <данные изъяты> в Министерство государственного управления, информационных технологий и связи <данные изъяты> как орган, наделенный полномочиями по контролю за оказанием муниципальных услуг на территории <данные изъяты>, однако по данной жалобе проверка не проведена, ответ на жалобу товариществом не получен.

Решением Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ТСН «Петропарк» просит об отмене данного решения, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном порядке, ходатайства об отложении разбирательства дела в суд не направили. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением <данные изъяты> от 08.04.2015 <данные изъяты> утвержден Порядок и условия размещения на территории <данные изъяты> объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что размещение объектов на территории <данные изъяты> осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 4 Порядка в заявлении указываются:

фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;

наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

виды объектов, предполагаемых к размещению;

кадастровый номер земельного участка указывается при его наличии в случаях, если планируется использование образованного земельного участка или его части;

кадастровый номер квартала указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен;

способ получения разрешения или отказа в выдаче разрешения;

срок, на который требуется получение разрешения;

фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем.

В силу пункта 5 Порядка к заявлению прилагаются:

копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации заявителя или его представителя;

схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ).

Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута. Схема границ составляется в соответствии с типовой формой согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (пункт 6 Порядка).

Согласно пункту 9 Порядка в решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа.

В развитие постановления <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> постановлением Администрации городского округа Истра от <данные изъяты><данные изъяты> утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение объектов на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

Из материалов дела усматривается, что ТСН «Петропарк» является добровольным объединением граждан - собственников объектов недвижимости, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты> на территории городского округа Истра. Летом 2019 года товарищество неоднократно обращалось в Администрацию городского округа <данные изъяты> с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена», к заявлениям прилагались две схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленные ООО «ЛИМБ» по заказу ТСН «Петропарк»: как пояснял в суде первой инстанции представитель административного истца, товариществу необходимо, чтобы на конкретных участках согласно представленным схемам были размещены элементы благоустройства (вазы, беседка) и ограждение (шлагбаум), принадлежащие товариществу.

В рамках настоящего административного дела административный истец оспаривает два решения Администрации городского округа Истра за подписью заместителя главы Рудковской С.С. от 25.06.2019 № <данные изъяты> и № <данные изъяты> об отказе в оказании муниципальной услуги; отказы мотивированы тем, что имеются противоречивые сведения в заявлении и приложенных к нему документах.

Отклоняя требования административного истца о признании данных решений незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что они приняты органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, права либо свободы административного истца не нарушают: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4-6 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, кроме того, к заявлению приложена схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории, не соответствующая требованиям, предусмотренным вышеуказанным постановлением <данные изъяты>.

При этом в нарушение положений статьи 176 КАС РФ суд не указал, в чем именно заключается несоответствие заявлений, поданных ТСН «Петропарк», требованиям, установленным пунктами 4-6 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, а также - каким требованиям постановления не соответствует приложенная к заявлениям схема.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В ходе судебного разбирательства орган местного самоуправления не доказал законность оспариваемых административным истцом решений от <данные изъяты>, а именно: не доказал, что заявления товарищества, по результатам которых приняты вышеуказанные решения, поданы с нарушением требований, установленных пунктами 4-6 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, что приложенные к заявлениям схемы земельных участков, подготовленные ООО «ЛИМБ», не соответствующая требованиям вышеуказанного постановления. Более того, орган местного самоуправления ни в оспариваемых решениях, ни в ходе судебного разбирательства вообще не указал, в чем заключаются несоответствия заявления и приложенных к нему документов.

Указанное обстоятельство свидетельствует, что оспариваемые решения носят формальный характер, нарушают права заявителя получить мотивированное обоснование причин отказа.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор и отклоняя требование ТСН «Петропарк» о признании незаконными решений Администрации городского округа Истра за подписью зам главы администрации Рудковской С.С. от <данные изъяты><данные изъяты> и № <данные изъяты> об отказе в предоставлении муниципальной услуги, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение в данной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Отменив решение суда первой инстанции, судебная коллегия постановляет новое решение о признании оспариваемых решений незаконными. В качестве способа восстановления нарушенного права судебная коллегия считает необходимым обязать Администрацию городского округа <данные изъяты> повторно в установленном порядке рассмотреть заявления ТСН «Петропарк» № <данные изъяты> и № <данные изъяты> о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

В остальной части судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении требований ТСН «Петропарк».

Так, отклоняя требование административного истца о признании незаконным бездействия Администрации городского округа <данные изъяты>, выразившегося в нерассмотрении жалобы товарищества от <данные изъяты> и ненаправлении ответа на данную жалобу, суд первой инстанции правомерно учел, что вышеупомянутая жалоба была рассмотрена администрацией, заявителю дан ответ от <данные изъяты> о фактическим отклонении жалобы на ранее вынесенные указанным органом решения об отказе в оказании муниципальной услуги (л.д. 89). Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Также судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта в части отклонения требования ТСН «Петропарк» о признании незаконным бездействия Министерства государственного управления, информационных технологий и связи <данные изъяты> при рассмотрении жалобы товарищества от <данные изъяты> за <данные изъяты>В-2019.

Согласно пунктам 12.7.6 и 12.85 Положения о Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 820/19, Министерство осуществляет контроль за порядком предоставления государственных и муниципальных услуг на территории <данные изъяты>; составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления государственной или муниципальной услуги на территории <данные изъяты> в соответствии с <данные изъяты> N 37/2016-ОЗ "<данные изъяты> об административных правонарушениях".

На запрос судебной коллегии <данные изъяты> представило доказательства того, что жалоба ТСН «Петропарк» от <данные изъяты><данные изъяты>В-2019 на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги была рассмотрена, заявителю дан ответ от <данные изъяты> за <данные изъяты>ТГ-1722ОБ о том, что нарушений порядка и срока предоставления услуги не выявлено; жалоба в части проверки правомерности отказа в предоставления услуги направлена для рассмотрения и дачи ответа заявителю в <данные изъяты> (л.д. 230-231). Копия данного ответа вручена представителю ТСН «Петропарк» в порядке подготовки дела к апелляционному разбирательству.

Следовательно, вопреки утверждению административного истца, неправомерного бездействия при рассмотрении жалобы ТСН «Петропарк» от <данные изъяты> за <данные изъяты>В-<данные изъяты> допущено не было.

Также судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта в части отклонении требования ТСН «Петропарк» о признании незаконными действий заместителя Главы администрации городского округа Истра Рудковской С.С. по систематическому отказу ТСН «Петропарк» в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена»: данное требование не конкретизировано, должностное лицо действовало не от своего имени, а от имени органа местного самоуправления, конкретные решения которого об отказе в предоставлении муниципальной услуги товарищество вправе было оспорить. В рамках настоящего дела предметом обжалования являлись только два решения от <данные изъяты> - № Р<данные изъяты>25558619 и № Р<данные изъяты>25558503; именно они являлись предметом судебной проверки и оценки.

Доводы апелляционной жалобы административного истца не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения в вышеуказанной части, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в части отказа в удовлетворении требования ТСН «Петропарк» о признании незаконными решений Администрации городского округа Истра от <данные изъяты> № Р<данные изъяты>25558619 и № Р<данные изъяты>25558503 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» отменить, постановить по делу в указанной части новое решение.

Признать незаконными решения Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> № Р<данные изъяты>25558619 и № Р<данные изъяты>25558503 за подписью заместителя главы администрации Рудковской С.С. об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

Обязать Администрацию городского округа <данные изъяты> повторно в установленном порядке рассмотреть заявления ТСН «Петропарк» № Р<данные изъяты>25558619 и № Р<данные изъяты>25558503 о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

В остальной части решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСН «Петропарк» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи