ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9741/17 от 26.09.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Шапорев А.В. Дело № 33а-9741/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кулеш О.А.,

судей Соболевой С.Л., Вегель А.А.,

при секретаре Клименко А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Фурсова И. А. на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 19 июня 2017 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области к Фурсову И. А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени.

Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 7 по Ульяновской области, налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Фурсову И.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 14 170 руб., пени в размере 1 258,80 руб.

Заявленные требования обоснованы тем, что в 2014 году административному ответчику принадлежали следующие транспортные средства: <...>. В связи с чем в соответствии с требованиями ст.ст. 359, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации, Фурсов И.А. является плательщиком транспортного налога. Размер транспортного налога за 2014 год за вышеназванные транспортные средства составляет 14 170 руб. В установленный законом срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление ***. В связи с тем, что своевременно Фурсовым И.А. налог не уплачен, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени за 77 дней просрочки в размере 1 258,80 руб. Налоговым органом в отношении Фурсова И.А. выставлено требование от ДД.ММ.ГГ*** об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. ДД.ММ.ГГ был вынесен судебный приказ о взыскании данной недоимки, который отменен определением мирового судьи ДД.ММ.ГГ.

Решением Быстроистокского районного суда Алтайского края от 19 июня 2017 года административное исковое заявление удовлетворено. С Фурсова И.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 14 170 руб., пеня в размере 1 258,80 руб. С административного ответчика в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 617,15 руб.

В апелляционной жалобе Фурсов И.А. просит отменить решение суда и прекратить производство по делу. Ссылается на то, что указанные в административном иске транспортные средства ему не принадлежат и на учет им не ставились; по поводу постановки неизвестными лицами на имя Фурсова И.А. спорных транспортных средств он обращался в МРЭО ГИБДД УМВД <...> области, в прокуратуру г. <...>, а также в полицию и прокуратуру по месту жительства, однако ситуация не разрешена до настоящего времени; из МО МВД России «<...>» в ответ Фурсову И.А. выслана копия карточки транспортных средств, зарегистрированных на его имя по паспорту, утраченному им на территории <...> области при переезде из г. <...> в с. <...> в <...> году, в <...> области Фурсов И.А. никогда не был; при переезде в <...> край ДД.ММ.ГГФурсов И.А. обратился в паспортный стол <...> РОВД с заявлением об утрате паспорта; после предоставления гражданства ДД.ММ.ГГФурсов И.А. обратился с заявлением о выдаче паспорта в связи с получением гражданства, в <...> году он получил новый паспорт в связи с достижением возраста <...>. Также указывает, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд, поскольку требованием от ДД.ММ.ГГ срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГ, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок истекал ДД.ММ.ГГ, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Из материалов дела следует, что на имя Фурсова И.А. в Ульяновской области в 2014 году зарегистрированы следующие транспортные средства: <...>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для взыскания с Фурсова И.А. транспортного налога и пени за 2014 год.

Между тем, судом первой инстанции не учтено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога. В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ административному ответчику заказным письмом направлено налоговое уведомление *** об уплате транспортного налога за 2014 год по адресу: <адрес>.В соответствии с п. 3 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания) обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц. Согласно п. 3 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что в случаях изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. Таким образом, на налогоплательщиков - физических лиц, законом не возложена обязанность по уведомлению налогового органа об изменении своего места жительства при существующем едином на всей территории Российской Федерации учете налогоплательщиков. Согласно представленной административным ответчиком копии паспорта он состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГ.Доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту его жительства налогового уведомления об уплате налога за 2014 год в материалах дела не имеется. Направление административным истцом налогового уведомления по адресу, не являющимся местом жительства Фурсова И.А., нельзя признать возникновением у последнего обязанности по уплате транспортного налога за 2014 год и надлежащим исполнением налоговой инспекцией процедуры, предшествующей обращению в суд с административным иском о взыскании налога. Таким образом, при наличии сведений о регистрации с <...> года административного ответчика по другому адресу, нельзя сделать вывод о соблюдении налоговым органом обязанности по направлению налогового уведомления по месту жительства административного ответчика. С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании с Фурсова И.А. недоимки по транспортному налогу, пени за 2014 год.Руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 19 июня 2017 года отменить, принять новое решение.

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области в удовлетворении требований о взыскании с Фурсова И. А. недоимки по транспортному налогу, пени за 2014 год.

Председательствующий:

Судьи: