ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9761/18 от 28.06.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Федоров К.А. Дело № 33а-9761/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2018 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ждановой С.В.,

судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.,

при секретаре Шишкиной А.Ф.,

с участием прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Бережного А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таутиевой Л. А. к администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области об оспаривании нормативного правового акта

по апелляционной жалобе администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области

на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 9 апреля 2018 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление Таутиевой Л. А. к администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 5 постановления администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 30 марта 2016 года № 195 «Об утверждении значений коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Калачёвского муниципального района Волгоградской области в части, которая устанавливает распространение действия пункта 5 этого постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в общественно-политической газете Калачёвского муниципального района Волгоградской области «Борьба». Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Таутиева Л.А. обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 5 постановления администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 30 марта 2016 года № 195 «Об утверждении значений коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Калачёвского муниципального района Волгоградской области», как несоответствующего законодательству Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 12 октября 2000 года истцом было приобретено кирпичное здание <.......>

4 марта 2014 года между Таутиевой Л.А. и администрацией Калачёвского муниципального района был заключен договор аренды№ 79/14 земельного участка с кадастровым номером № <...>, общей площадью <.......> с видом разрешенного использования - <.......>, расположенного по адресу: <адрес>

Письмом № 3050 от 7 июля 2016 года администрация Калачёвского муниципального района Волгоградской области направила в адрес истца расчет арендной платы на 2016 год. При этом, в данном расчете применяются коэффициенты: Кдп – коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов и Ккан – коэффициент категории арендатора, утвержденные постановлением администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 30 марта 2016 года № 195. Пунктом 5 оспариваемого постановления определен порядок вступления нормативного акта в законную силу: постановление вступает в силу с момента принятия и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Указала, что ни одним законом, действующим в Российской Федерации, не допускается возможность придания обратной силы актам, устанавливающим коэффициенты для начисления арендной платы на земельные участки. Таким образом, оспариваемое положение придаёт нормативному правовому акту обратную силу, ухудшает положение административного истца, как арендатора земельного участка, поскольку обязывает его внести арендную плату за прошедший период в увеличенном размере.

С учетом уточненных требований просила признать недействующим с момента принятия пункт 5 постановления администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 30 марта 2016 года № 195 «Об утверждении значений коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Калачёвского муниципального района Волгоградской области», в части, которая устанавливает распространение действия пункта 5 этого постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Калачёвского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав заключение прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Бережного А.И., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение не отвечает указанным требованиям.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое положение придает нормативному правовому акту обратную силу, ухудшающую положение административного истца как арендатора земельного участка, поскольку обязывает его внести арендную плату за прошедший период в увеличенном размере. Такое правовое регулирование не соответствует п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом апелляционной инстанции установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 12 октября 2000 года Таутиевой Л.А. приобретено в собственность кирпичное здание пожарного депо.

4 марта 2014 года между Таутиевой Л.А. и администрацией Калачёвского муниципального района заключен договор аренды № 79/14 земельного участка с кадастровым номером № <...>, общей площадью <.......> с видом разрешенного использования - <.......>, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно расчету арендной платы за пользование земельным участком на 2014 год под зданием <.......>, сумма годовой арендной платы арендатора Таутиевой Л.А. составляла <.......>. При этом, КСЗУ определена в размере <.......>, Кви - 0,015, Кдп -3,7, Ккан -1,0, Ки – 1,185.

Постановлением администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 30 марта 2016 года № 195 «Об утверждении значений коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Калачёвского муниципального района Волгоградской области», утверждены значения коэффициентов при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, расположенные на территории Калачёвского муниципального района.

Указанное постановление в первоначальной редакции опубликовано 7 апреля 2016 года в газете "Борьба", №42 (14273).

Пунктом 5 постановления администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 30 марта 2016 года № 195 предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу с момента принятия и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Письмом № 3050 от 7 июля 2016 года администрация Калачёвского муниципального района Волгоградской области направила в адрес Таутиевой Л.А. расчет арендной платы на 2016 год.

Согласно указанному расчету арендной платы, сумма годовой арендной платы арендатора Таутиевой Л.А. составляет <.......>. При этом, КСЗУ определен в размере <.......>, Кви - 0,015, Кдп -16,85, Ккан -1,0.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона » от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления по вопросам местного значения принимают муниципальные правовые акты.

В силу части 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление принято во исполнение Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления Главы Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", действующие до настоящего времени.

В соответствии с приложением № 2 к постановлению Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» вид разрешенного использования земельного участка, арендуемого Таутиевой Л.А, был отнесен к 13 группе видов разрешенного использования с удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка равным <.......>. (том 2 л.д. 26).

Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 № 46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» вид разрешенного использования арендуемого административным истцом земельного участка изменен, отнесен к 17 группе видов разрешенного использования с удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка равным <.......>. (том 2 л.д. 31).

Таким образом, изменение размера арендной платы произошло не из-за принятия оспариваемого постановления, а в силу изменения кадастровой стоимости и группы разрешенного использования земельного участка, что повлекло изменение коэффициента в форме расчета арендной платы на основании указанного выше приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

По мнению судебной коллегии, несоответствие пункта оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение оспариваемым актом прав административного истца в ходе судебного разбирательства установлено не было, следовательно, основания для удовлетворения административного иска, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, отсутствовали.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение отменить на основании п. п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права) и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 9 апреля 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Таутиевой Л. А. к администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим с момента принятия пункта 5 постановления администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 30 марта 2016 года № 195 «Об утверждении значений коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Калачёвского муниципального района Волгоградской области», в части, которая устанавливает распространение действия пункта 5 этого постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, отказать.

Председательствующий судья /подпись/

Судьи /подпись/

Согласовано, судья Волгоградского областного суда В.В. Тертышная