Судья Болохонова Т.Ю. Дело № 33а-9771/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2018 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ждановой С.В.,
судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.,
при секретаре Шишкиной А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корецкого В. И. к Управлению министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя административного истца Корецкого В. И.Щегловой Н. В.,
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 7 мая 2018 года, которым в удовлетворении требований Корецкого В. И. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корецкий В.И. обратился с административным иском к Управлению министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что 24 января 2018 года подал в Управление Минюста РФ по Волгоградской области заявление по форме Р1001 о регистрации профессионального союза учредителей СССР.
15 февраля 2018 года в ответ на свое обращение им было получено уведомление от 15 февраля 2018 года исх. № 34/03-1275, в котором ему отказано в регистрации указанной некоммерческой организации при её создании. В своем уведомлении Управление Минюста РФ по Волгоградской области ссылается на п.п. 1,2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Указал, что при принятии решения уполномоченным органом не было учтено, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» отказ в государственной регистрации не допускается. Указанная норма права является специальной по отношению к положениям Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.
Считал решение уполномоченного органа власти об отказе в регистрации некоммерческой организации при её создании не соответствующим требованиям ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и нарушающим его конституционное право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов, предусмотренное статьей 30 Конституции Российской Федерации и ст. 2 поименованного Федерального закона № 10-ФЗ.
С учетом уточненных требований просил признать незаконным отказ Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 15 февраля 2018 года в регистрации Профессионального союза Учредителей СССР и обязать административного ответчика принять решение о регистрации Профессионального союза Учредителей СССР и направить документы в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области для внесения сведений о создании Профессионального союза Учредителей СССР в Единый государственный реестр юридических лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Корецкого В.И. Щеглова Н.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области считает решение суда законным и обоснованным, жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя административного ответчика Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Илясову Ю.В., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно положениям ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.
Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.
При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
Согласно ч. 2 настоящей статьи Федерального закона № 10-ФЗ отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.
В соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК-028-2012 профессиональные союзы являются видом общественной деятельности.
Общественные объединения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием и деятельностью общественных организацией регулируются нормами Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», по нормам которого для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом № 82-ФЗ порядка государственной регистрации общественных объединений (ст. 21).
Действие Федерального закона № 82-ФЗ распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ст. 2).
Кроме того, настоящий Федеральный закон обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, а также нормы, предусмотренные уставом общественного объединения.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 5).
Указанная норма права регламентирует порядок регистрации общественной организации.
Так, для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; 4) сведения об учредителях; 5) документ об уплате государственной пошлины; 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; 7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений; 8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; 9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (часть 6).
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания (часть 7).
Статьей 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлены требования, предъявляемые к уставу общественного объединения.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечнем управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26, территориальный орган Минюста России по субъекту Российской Федерации, к каковым в настоящем случае относится административный ответчик, полномочен принимать решения о государственной регистрации межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений и ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций (п. п. 63,69 ст. 6).
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 455.
В соответствии с пунктом 27 Административного регламента в перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, в числе прочих включены и Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», что вопреки доводам административного истца дает основание для вывода об установлении законодателем общего, распространяющегося и на профессиональные союзы, порядка государственной регистрации при их создании.
Настоящий Административный регламент в пункте 73 предусматривает обязательность проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, которая включает в себя проверку на: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.
Согласно п. 64 Административного регламента, решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по результатам рассмотрения представленных документов при наличии оснований, предусмотренных пунктом 50 Административного регламента.
В предусмотренном п. 50 Административного регламента исчерпывающем перечне оснований, при которых такая государственная услуга не предоставляется, к числу таковых отнесены и следующие случаи: устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.
Частью 11 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрена обязанность территориального органа федерального органа государственной регистрации в течение тридцати дней со дня подачи заявления принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Статьей 23 Федерального закона № 82-ФЗ допускается возможность отказа в государственной регистрации общественного объединения, в том числе: если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 1 части 1), и если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган (пункт 2 части 1), что в полной мере согласуется с п. 48-50 вышеуказанного Административного регламента.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения (часть 3 настоящей статьи).
Судом апелляционной инстанции установлено, что 24 января 2018 года Корецкий В.И. обратился в Управление Министерства юстиции России по Волгоградской области с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации Профессионального союза учредителей СССР.
15 февраля 2018 года в государственной регистрации юридического лица ему было отказано по причине предоставления необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащем порядке и наличия в представленных документах недостоверных сведений, препятствующих государственной регистрации общественного объединения, о чем Корецкому В.И. было направлено уведомление от 15 февраля 2018 года № 34\03-1275.
В уведомлении указано, что представленное для государственной регистрации юридического лица заявление по форме Р11001 оформлено с нарушением требований п. 1.1. и п. 1.12 гл. 1 Приложения № 20 Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» - при заполнении не соблюдены требования к шрифту, второй экземпляр заявления не пронумерован, не учтены правила сокращения, установленные п.п. 2.2. и 2.3. Приложения № 2 к Требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (наименование адресного объекта). В нарушение п. 2.16 указанных Правил в заявлении отсутствует лист «И» - сведения о кодах по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Титульный лист заявления содержит наименование юридического лица, не соответствующее наименованию, указанному в остальных документах.
В представленном заявлении содержатся недостоверные сведения, а именно на странице 07 в строке 5.5 код подразделения указан 340-006, а в содержащемся пакете документов – 342-006, на странице 12 в строке 5.1.1 почтовый индекс указан 400002, в то время как на остальных листах – 400062.
Устав организации не соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "Об общественных объединениях". В названии организации отсутствует указание на территориальную сферу её деятельности.
Из содержания п. 5 Устава следует, что она осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, при таких обстоятельствах, в силу ФЗ "Об общественных объединениях", организацию по принципу территориальной сферы её деятельности можно отнести к общероссийской. Решение о государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
Устав организации не содержит положений, предусматривающих порядок внесения дополнений и изменений в устав и однозначного указания на категории и профессиональные группы объединяемых граждан, а п. 9 устава содержит положения, не предусмотренные действующим законодательством. Так, из его содержания следует, что профсоюз имеет право учреждать собственные предприятия, учреждения и организации, фонды, кассы взаимопомощи, управляющие компании, дирекции, кредитно-расчетные и страховые, равно как и участвовать в качестве соучредителя, в том числе за рубежом.
Пункт 56 устава противоречит действующему законодательству, поскольку самостоятельно исключает свою деятельность в качестве объекта налогообложения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятое административным ответчиком решение в полной мере отвечает требованиям Административного регламента предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года № 455, положениям Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ввиду наличия объективных данных о том, что представленные на регистрацию профсоюза документы не отвечали требованиям действующего законодательства и препятствовали его регистрации в качестве юридического лица.
Установленные Управлением противоречия представленных на регистрацию документов действующему законодательству не позволяли отнести создаваемое юридическое лицо к заявленному виду общественной организации – профессиональному союзу.
Поданное Корецким В.И. заявление по форме Р11001 было заполнено ненадлежащим образом, не отвечало требованиям Приказа ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6\25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», что объективно следует из оценки его содержания и нашло свое отражение в мотивировочной части оспариваемого решения.
Довод жалобы о том, что статья 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» содержит прямой запрет на отказ в регистрации профсоюзов, несостоятелен к отмене решения, поскольку основан на ошибочном толковании правовых норм. Настоящий Федеральный закон, устанавливая правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулируют отношения профсоюзов с органами государственной власти, органов местного самоуправления, работодателями и другими лицами, определяет правовое положение профсоюзов и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных объединений (ст. 1), но не определяет порядок и сроки государственной регистрации создания профсоюза как юридического лица.
В соответствии со ст. 6 настоящего Федерального закона права профсоюзов в отношении с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
А согласно ст. 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом.
Тем самым, Федеральный закон № 10-ФЗ не освобождает профсоюзы от исполнения установленного Законом № 82-ФЗ порядка государственной регистрации, следовательно, такой порядок следует применять по нормам Федерального закона «Об общественных объединениях».
По смыслу п. 1,3 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или включения иных данных, не связанных с изменением устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Довод жалобы о нарушении действиями административного ответчика прав административного истца, установленные ст. 30 Конституции РФ, не может быть принят во внимание, поскольку наличие оспариваемого решения уполномоченного органа власти не лишает Корецкого В.И. возможности реализовать свое конституционное право путем повторной подачи заявления о государственной регистрации профсоюза с соблюдением требований к оформлению заявления и представлению документов, содержащих необходимые и корректные сведения для государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Более того, закон допускает функционирование профессионального союза и осуществление им соответствующего вида деятельности и без его регистрации в качестве юридического лица.
Принимая во внимание, что оспариваемое административным истцом решение было принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, при наличии необходимых и достаточных к тому правовых оснований, не повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Выводы суда мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, сделаны при верном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 7 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Корецкого В. И.Щегловой Н. В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья /подпись/
Судьи /подпись/
Согласовано, судья Волгоградского областного суда В.В. Тертышная