ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9787/20 от 28.05.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-9787/2020

Судья: Никандрова С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 28 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Стаховой Т.М.

судей

Чуфиства И.В., Шеломановой Л.В.

при секретаре

Плакунове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1963/2020 по апелляционной жалобе Лозовского А. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2020 года, принятое по административному иску Лозовского А. В., действующего в защиту интересов несовершеннолетней <...>, к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, отделу образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействие.

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения админитсративного истца Лозовского А.В., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лозовский А.В., действуя в защиту интересов несовершеннолетней <...>, <дата> года рождения, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, отделу образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконными бездействие административных ответчиков, выразившееся в не обеспечении для его дочери - <...>, возможности получить дошкольное образование в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении путем необеспечения ребенка в надлежащий срок и по сегодняшний день по месту жительства свободным местом в группе полного дня государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил возложить на администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга обязанность в течение одного месяца обеспечить для его дочери <...>, <дата> года рождения, свободное место в группе полного дня государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения по месту жительства, согласно перечня учреждений, установленных личным заявлением Лозовского А.В., а отдел образования Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в свою очередь, обязать в установленном порядке направить <...> на свободное место в группу полного дня в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в течение одного месяца и одного дня, но немедленно – по факту исполнения администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга вышеназванных требований.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.

В суде апелляционной инстанции административный истец Лозовский А.В. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.

Представители администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, отдела образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителем администрации Выборгского района Санкт-Петербурга представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 6 статьи 226 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Ранее вплоть до 30 января 2019 года администрации районов Санкт-Петербурга осуществляли комплектование государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования в соответствии с Порядком, утвержденным распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 3 февраля 2016 года № 273-р.

С 31 января 2019 года комплектование производится в соответствии с Порядком комплектования воспитанниками государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержденным Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2019 N 301-р

В спорный период 2019-2020 учебного года, в соответствии с п. 1.4 названного Порядка, комплектование образовательных учреждений (далее - ОУ) на текущий год осуществлялось в период с 1 февраля по 30 июня с учетом даты постановки на учет и права на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в ОУ. После окончания периода комплектования проводится доукомлектование ОУ при наличии свободных мест (освободившихся, вновь созданных).

Пунктом 1.5 Порядка регламентированы сроки комплектования для детей, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания на территории Санкт-Петербурга:

- имеющих внеочередное, первоочередное право на зачисление в ОУ, с 1 февраля по 1 марта текущего года;

- из списка "очередников", детей, стоящих на учете по переводу из ОУ одного района Санкт-Петербурга в ОУ другого района Санкт-Петербурга, и детей, получивших вариативные формы дошкольного образования временно, с 1 марта по 1 апреля текущего года;

- стоящих на учете и на учете по переводу из одного ОУ в другое одного района Санкт-Петербурга, в том числе в группы компенсирующей и оздоровительной направленностей, с 1 апреля текущего года.

Дети, стоящие на учете, не зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания на территории Санкт-Петербурга, получают направления в ОУ в период доукомплектования с 1 сентября текущего года по 1 февраля следующего года.

Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 9 апреля 2018 года № 1009-р утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее – Административный регламен).

В соответствии с п. 3.1.6.1. Административного регламента, юридическим фактом для начала административной процедуры по комплектованию ОУ на текущий год является начало периода комплектования - 1 февраля текущего года. Комплектование ОУ на текущий год производится в период с 1 февраля по 30 июня.

Согласно п. 3.1.6.2. Административного регламента комиссия направляет в ОУ список детей и направления на каждого ребенка по форме согласно приложениям N 10, 11, 12, 13 к настоящему Административному регламенту на текущий год в соответствии с количеством свободных мест.

В силу пункта 3.1.6.4 Административного регламента, в случае отсутствия свободных мест в ОУ, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, комиссия предлагает либо место в другом(-их) ОУ согласно приложению № 8 к названному Регламенту. В случае согласия заявитель вправе после зачисления ребенка в ОУ подать заявление о постановке ребенка на учет по переводу, либо вариативные формы получения дошкольного образования временно, начиная с желаемой даты поступления до появления свободного места в ОУ или следующего периода комплектования, согласно приложению № 8 к названному Регламенту.

В случае отказа или отсутствия отказа/согласия в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления при надлежащем исполнении заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников ОУ следующего года в указанные ОУ с сохранением даты постановки на учет и рассматривается в списке «очередников», который составляется в соответствии с п. 3.2 Административного регламента в период доукомплектования в соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента. Заявитель получает уведомление согласно приложению № 25 к названному Административному регламенту.

В случае отсутствия до 1 февраля следующего года свободных мест в ОУ, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, заявление рассматривается в списке «очередников» в период комплектования ОУ следующего года в соответствии с пунктом 3.1.6 настоящего Административного регламента.

При зачислении ребенка в ОУ временно заявитель имеет право внесения изменений в заявление в соответствии с пунктами 3.1.4.2-3.1.4.4 Административного регламента. До начала комплектования ОУ (1 февраля текущего года) заявления временно зачисленных детей восстанавливаются по дате подачи заявления в списке будущих воспитанников ОУ на текущий год.

При рассмотрении дела судом установлено, что несовершеннолетняя дочь Лозовского А.В. – <...>, <дата> года рождения, принята на учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации Выборгского района Санкт-Петербурга, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования <дата>. В качестве предпочтительного ДОО законным представителем указаны детские сады №...; впоследствии, в период 2019 года в качестве предпочтительного ДОО указан детский сад №... (л.д.43) о наличии льгот не заявлено. Согласно представленных ответчиком сведений, в качестве даты, с которой предполагается посещение, указан 2019 год (л.д.62). Доказательств обратного стороной административного истца не представлено.

Уведомлением от 26 марта 2019 года № 12609252, административный ответчик сообщил, что направление в ГБДОУ №... с сентября 2019 г. не может быть выдано, по причине отсутствия свободных мест. Вместе с тем с 1 сентября 2019 года ребенку может быть предоставлено место в группе полного дня в ГБДОУ №... Выборгского района Санкт-Петербурга (л.д. 15).

В связи с отсутствием согласия заявителя с предложенным учреждением, в его адрес направлено уведомление о постановке ребенка на учет следующего учебного года 2020.

Как неоднократно указывалось отделом образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в ответах на различные обращения Лозовского А.В. и его супруги <...>., и не оспорено в установленном законом порядке в ходе рассмотрения дела судом, Комиссия по комплектованию дошкольных образовательных учреждений не имела возможности предоставить несовершеннолетней <...> место в ГБДОУ Детский сад №... Выборгского района Санкт-Петербурга, в связи с обязанностью обеспечить местами граждан, зарегистрировавших заявления ранее административного истца, а также имеющих льготную категорию семьи и желающих получить направления в эти же образовательные учреждения.

ГБДОУ детский сад №... Выборгского района Санкт-Петербурга в период комплектования 2019-2020 учебного года не функционировал и не комплектовался, так как находился в процессе оформления лицензии на ведение образовательной деятельности

Доказательств наличия свободных мест и наступления очереди административного истца на зачисление в вышеназванные дошкольные образовательные учреждения ранее 2020 учебного года судом не добыто. Право на внеочередное или первоочередное зачисление в образовательную организацию у ребенка административного истца отсутствует.

Судебная коллегия, соглашаясь с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований, исходит из того, что не предоставление ребенку административного истца места в одном из желаемых административным истцом дошкольных образовательных учреждений не связано с действиями/бездействиями должностных лиц администрации района, а вызвано отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее административного истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при комплектовании второй площадки ГБДОУ детский сад №... по адресу <адрес>, направления выданы с нарушением требований очередности, являлись предметом судебной оценки в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно отклонены судом, как не подтвержденные доказательствами. Ссылка административного истца на то, что количество несовершеннолетних детей, зачисленных и обучающихся в настоящее время в ГБДОУ детский сад №... превышает количество детей, указанных в представленном административным ответчиком списке и соответствует 70 детям, а не 40, как указано районной администрацией, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку не свидетельствует о допущении со стороны административного ответчика бездействия при разрешении вопроса о предоставлении ребенку административного истца места в образовательном учреждении, реализующем образовательную программу дошкольного образования.

Комплектование указанного здания, присоединенного к ГБДОУ детский сад №..., началось с 1 августа 2019 года после процедуры оформления документов о завершении строительства объекта и передачи здания в ведение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, т.е. после комплектования образовательных учреждений на 2019 учебный год.

Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2014 № 5208-р определены категории детей, имеющих преимущественное право зачисления на обучение в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 1.1 названного Распоряжения, преимущественное право зачисления на обучение в государственные образовательные организации Санкт-Петербурга, реализующие образовательные программы дошкольного образования, имеют: дети из семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид; дети из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; братья и сестры детей, посещающих данную дошкольную образовательную организацию; дети, родитель (законный представитель) которых занимает штатную должность в данной дошкольной образовательной организации.

Согласно представленному административным ответчиком списку, в ГБДОУ детский сад №... (вторая площадка) на 2019 – 2020 учебный год в группы детей с 3-х до 4-лет (вторая младшая), которая была необходима по возрасту ребенку Лозовского А.В., зачислены 18 несовершеннолетних, имеющих право на первоочередное зачисление; 13 несовершеннолетних, которые переводятся из района в район; а также 9 детей с датами постановки на учет от 7 ноября 2015 года по 4 марта 2016 года (л.д. 66).

Из представленного в материалы дела ходатайства № 128/1 от 19 августа 2019 года, направленного заведующей ГБДОУ детский сад №... Выборгского района Санкт-Петербурга начальнику отдела образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга следует, что в связи с открытием 2 здания ГБДОУ детский сад №..., принятием сотрудников согласно штатного расписания, имеется необходимость рассмотреть вопрос о предоставлении мест их детям в учреждении в количестве 11 человек, а также – о предоставлении мест детям, чьи братья и сестры являются воспитанниками данного дошкольного учреждения в количестве 12 человек (л.д. 104). В данном ходатайстве также сообщено о том, что дополнительные места для вышеуказанного количества детей созданы.

Таким образом, на основании данного ходатайства, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2014 года № 5208-р, в ГБДОУ детский сад №... в дополнение к ранее зачисленным детям, были дополнительно созданы места и направлены в возрастную группу 3 - 4 лет – 23 несовершеннолетних ребенка.

Учитывая изложенное, исходя из представленных в материалы дела документов, следует вывод о том, что группы для детей 2015 – 2016 года рождения в ГБДОУ детский сад №... Выборгского района Санкт-Петербурга укомплектованы детьми имеющими льготу, либо поставленными на учет ранее ребенка административного истца.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства, в связи с открытием 3 февраля 2020 года здания ГБДОУ детский сад №... Выборгского района Санкт-Петербурга, комиссией по комплектованию ДОО несовершеннолетней дочери Лозовского А.В. – <...> 14 января 2020 года выдано направление в ГБДОУ детский сад №..., в группу полного дня (л.д. 88). На основании заявления родителя, приказом от <дата>№...<...> зачислена в ГБДОУ детский сад №... (л.д. 89).

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие свободных мест в желаемых образовательных организациях, а также то, что реализация конституционного права малолетней дочери административного истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, учитывая, что административный ответчик предоставил ребенку место в группе полного дня в ГБДОУ №..., расположенном на территории Выборгского района Санкт-Петербурга, обеспечив ребенка административного истца местом в детском саду, судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Доказательств того, что длительность устройства в ДОУ обусловлена виновными действиями административного ответчика в ходе судебного разбирательства не добыто.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам, суд принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: