ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9843 от 11.10.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Волкова С.Ю. Дело № 33а-9843

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 октября 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Светловой С.Е. и Туктамышевой О.В.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Хасанского районного суда Приморского края от 25 июля 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения, возложении обязанности отказано.

Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя административного истца-Царапкиной О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Зарубинского городского поселения -ФИО2, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением указав, что 17 мая 2017 года она подала заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного примерно в 9 метрах по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом расположенного за пределами ориентира: адрес ориентира: <адрес>, общей площадью 27 кв.м через программу ФИС «На Дальний Восток РФ» в администрацию Зарубинского городского поселения. 29 марта 2018 года административным ответчиком сформирован договор безвозмездного пользования. Истцом данный договор был подписан и направлен административному ответчику для подписания. 17 мая 2018 года истцом получен отказ в предоставлении земельного участка, поскольку земельный участок находится в полосе отвода автодороги. Расстояние между испрашиваемым земельным участком и существующей автодорогой в с.Андреевка примерно 8 метров, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может создать препятствий для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых могут располагаться объекты дорожного сервиса. Просит признать незаконными действия администрации Зарубинского городского поселения в отказе в предоставлении истцу земельного участка с кадастровым номером в соответствии с ФЗ 1 мая 2016 года № 119-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившиеся в ответе от 28 апреля 2018 года № 1075; обязать административного ответчика рассмотреть заявление истца от 17 мая 2017 года, поданное через программу ФИС «На Дальний росток РФ» о предоставлении земельного участка кадастровым номером , расположенного примерно в 9 метрах по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом расположенного за пределами ориентира: адрес ориентира: <адрес>. обшей площадью 27 кв.м.

В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда является правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.

Как следует из материалов дела ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование площадью 27 кв.м для организации места для торговли товарами для отдыха в с. Андреевка.

Администрация Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края 28 апреля 2018 года уведомила о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок. Договор аренды земельного участка, на который имеется ссылка в исковом заявлении, заключен не был, представителем администрации Зарубинского городского поселения не подписан.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, а земельного участка из состава земель лесного фонда органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков в соответствии с лесным законодательством.

Нормами части 3.1 статьи 90 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, являются ограниченными в обороте.

Признавая решение об отказе в предоставлении земельного участка законным, суд сделал вывод о том, что испрашиваемый земельный участок с видом разрешенного использования «улично-дорожная сеть» примыкает к асфальтовому покрытию дороги.

При этом суд обоснованно исходил из того, что отнесение земельного участка к землям общего пользования, является основанием для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.

Кроме того, основной целью Федерального закона о Дальневосточном гектаре № 119-ФЗ является освоение земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в целях более эффективного развития региона в целом, его экономической, демографической и других составляющих.

Между тем, земельный участок испрашивается для осуществления предпринимательской деятельности (торговли) на застроенной территории населенного пункта в непосредственной близости от дороги.

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки является документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из Правил землепользования и застройки, утвержденных решением муниципального комитета Зарубинского городского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), сформирован до принятия Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В предоставлении этого же земельного участка площадью 27 кв.м ранее административному истцу отказано в связи с несоответствием цели предоставления виду разрешенного использования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии доказательств обозначения границ на публичной карте, границы полосы отвода, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок; двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов; нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов; земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 года № 717.

Автодорога значится как сооружение с кадастровым номером в ЕГРН. Земельный участок, предоставленный под автодорогу, включает не только асфальтовое покрытие, в связи с чем не имеет значение расстояние от края асфальтового покрытия автодороги до границ испрашиваемого земельного участка.

Отсутствие сведений о границах земельных участков в разделе «Карта» для формирования испрашиваемого земельного участка при использовании веб-ресурса системы «НаДальнийВосток.рф», не свидетельствует об отсутствии сформированных ранее учтенных земельных участков.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Хасанского районного суда Приморского края от 25 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи