Председательствующий: Домникова М.В. Дело № 33а-9843/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 28 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кагитиной И.В., Кураповой З.И.,
при секретаре Могильной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Белогорского района» к Службе Финансового надзора Республики Крым об оспаривании предписания, по апелляционной жалобе начальника Службы Финансового надзора Республики Крым ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 30 августа 2017 года, которым заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Службы Финансового надзора Республики Крым ФИО2 поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Представитель Службы Финансового надзора Республики Крым обратился в суд с административным иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что административным ответчиком была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства. По результатам проверки, 10 октября 2016 года был составлен Акт № 12-22/7. На основании указанного Акта, административным ответчиком были вынесены предписания № 12-14/4689 и № 12-14/4690. Предписанием № 12-14/4690 установлено: «в нарушении п. 7.7 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Республики Крым, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 562, вследствие установления и выплаты в период с 02.03.2015 по 30.08.2015 надбавки за интенсивность и высокие результаты работы заместителем директора Центра приказом руководителя Учреждения, а не органом высшего уровня, каким является Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, допущены незаконные расходы на выплату заработной платы, начислений на выплаты по оплате труда на общую сумму 92796,34 рублей. Кроме того, вследствие включения в расчёт среднего заработка незаконно начисленной надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, допущено незаконное начисление заработной платы заместителю директора Центра за время отпуска, нахождения в командировке и других случаев, когда заработная плата начисляется по среднему заработку, на общую сумму 13510,19 рублей. Начисления на указанную сумму составили 4080,08 рублей. Таким образом, вследствие незаконного установления надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, за проверяемый период излишне начислена и выплачена надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, а также заработная плата за время отпуска, командировочных и других выплат на сумму 84782,34 рубля. Начисления на указанные выплаты по оплате труда составили 25604,27 рублей». Приказом административного истца от 27 февраля 2015 года № 10, с 02 марта 2014 года ФИО9 переведена на должность заместителя директора. Указанным приказом установлена надбавка за интенсивность и высокие результаты работы в размере 100 % от должностного оклада. Выплата надбавки заместителю директора производилась в пределах выделенных лимитов бюджетных средств в соответствии с Коллективным договором и Положением о порядке и условиях применения выплат стимулирующего характера ЦСО, утверждённого 20 января 2015 года, согласно которым выплата указанной надбавки осуществляется на общих основаниях. Указывает на то, что п. 7.7 Положения о системе оплаты труда, утверждённого постановлением № 562, устанавливает порядок выплаты премии, в то время как заместителю учреждения была установлена надбавка, что соответствует положениям ст. 129 ТК РФ. Ссылается на то, что приказ директора незаконным признан не был. Считает, что установление указанной надбавки соответствует действующему законодательству. Просит признать незаконным предписание от 18 октября 2016 года № 12-14/4690 в части взыскания суммы ущерба в размере 110386 рублей 61 копейки.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 30 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены. Предписание от 18 октября 2016 года № 12-14/4690 признано незаконным и отменено.
Начальник Службы Финансового надзора Республики Крым ФИО1, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Железнодорожного районного суда Республики Крым от 30 августа 2017 года и прекратить производство по делу в силу ст. 194 КАС РФ. В обоснование жалобы ссылается на то, что определение Арбитражного суда Республики Крым о прекращении производства по делу, по аналогичному исковому заявлению, отменено судом кассационной инстанции. Ссылаясь на то, что проверка проводилась по вопросам соблюдения бюджетного законодательства, считает, что заявленные требования подведомственны арбитражному суду.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников по делу, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Согласно ст. 310 КАС РФ основаниями для безусловной отмены решения суда первой инстанции являются 1) рассмотрение административного дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) необеспечение права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле; 5) если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания; 7) нарушение правил о <данные изъяты> совещания судей при принятии решения.
Из материалов дела следует, что в период с 12.12.2014 по 30.06.2016 Службой финансового надзора Республики Крым в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Белогорского района» была проведена плановая
проверка по факту соблюдения бюджетного законодательства Российской
Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов,
регулирующих бюджетные правоотношения.
10 октября 2016 года Службой финансового надзора Республики Крым был составлен акт № 12-22/7 «Плановой проверки соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в Государственном бюджетном учреждении Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Белогорского района».
На основании указанного Акта, административным ответчиком было вынесено предписания № 12-14/4689 и № 12-14/4690. Предписанием № 12-14/4690 установлено: «в нарушении п. 7.7 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Республики Крым, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 562, вследствие установления и выплаты в период с 02.03.2015 по 30.08.2015 надбавки за интенсивность и высокие результаты работы заместителем директора Центра приказом руководителя Учреждения, а не органом высшего уровня, каким является Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, допущены незаконные расходы на выплату заработной платы начислений на выплаты по оплате труда на общую сумму 92796,34 рублей. Кроме того, вследствие включения в расчёт среднего заработка незаконно начисленной надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, допущено незаконное начисление заработной платы заместителю директора Центра за время отпуска, нахождения в командировке и других случаев, когда заработная плата начисляется по среднему заработку, на общую сумму 13510,19 рублей. Начисления на указанную сумму составили 4080,08 рублей. Таким образом, вследствие незаконного установления надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, за проверяемый период излишне начислена и выплачена надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, а также заработная плата за время отпуска, командировочных и других выплат на сумму 84782,34 рубля. Начисления на указанные выплаты по оплате труда составили 25604,27 рублей».
Административным истцом, Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Белогорского района» спаривается указанное предписание.
Судом первой инстанции, при вынесении оспариваемого решения, не учтено следующее.
Часть 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –
БК РФ) устанавливает, что государственный (муниципальный) финансовый
контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых
актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям
относятся отношения не только по осуществлению расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, но и отношения в процессе
формирования доходов бюджетов.
Согласно статье 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий
органами внутреннего государственного (муниципального) финансового
контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому
контролю определяется соответственно федеральными законами,
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных
администраций.
Исходя из приведённых норм законодательства такой контроль
предполагает контроль за расходами и доходами бюджетов, то есть не только
финансовый аудит в узком значении данного института, но и аудит
эффективности, предполагающий анализ эффективности управления
бюджетными средствами и государственным имуществом и оценку качества
такого управления.
Проверка проведена надзорным органом по вопросам соблюдения бюджетного законодательства, что свидетельствует об отнесении спора о признании недействительным в целом вынесенного по её итогам ненормативного правового акта на основании положений статьи 27, части 1 статьи 198 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов.
Кроме того, из материалов дела следует, что не согласившись с предписанием от 18.10.2016 №12-44/4689 Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Белогорского района» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с
заявлением о признании его недействительным.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 26 января 2017 года производство по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Белогорского района» было прекращено, в связи с неподведомственностью заявленных требований.
Указанное определение было оставлено без изменений апелляционным определением.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2017 года определение Арбитражного суда Республики Крым от 26 января 2017 года и апелляционное определение отменены, дело направлено на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Республики Крым.
В настоящий момент указанное исковое заявление Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Белогорского района» принято к производству Арбитражным районным судом Республики Крым и назначено судебное разбирательство.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
Апелляционную жалобу начальника Службы Финансового надзора Республики Крым ФИО1 удовлетворить.
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 30 августа 2017 года отменить.
Производство по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Белогорского района» к Службе Финансового надзора Республики Крым об оспаривании предписания, прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: И.В. Кагитина
З.И. Курапова
<данные изъяты>