ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9868/2022 от 18.08.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Бойко И.А. Дело № 33а-9868/2022

УИД 24RS0032-01-2021-005745-48

3.022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2022 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Сидоренко Е.А.

судей Корниенко А.Н., Колпакова И.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску прокурора Ленинского района г.Красноярска к департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска, МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» Решетниковой Е.С.

на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 17 июня 2022 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска, МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести ремонт подпорной стены, расположенной между жилыми домами по ул.Борисевича, дом 30 и дом 21 в Ленинском районе г.Красноярска, обеспечивающей нормативное состояние подпорных стен в соответствии с разделом 2 «СП 13-102-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», утвержденных Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. №153.

Обязать Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска выделить МКУ города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда денежные средства для выполнения работ по проведению ремонта подпорной стены, расположенной по адресу г.Красноярск, между жилыми домами по ул.Борисевича, дом 30 и дом 21, обеспечивающего нормативное состояние подпорных стенок в соответствии с разделом 2 «СП 13-102-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», утвержденных Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. №153.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г.Красноярска обратился в суд с административным иском к департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска, МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (далее - МКУ г. Красноярска «УДИБ») о возложении обязанности провести ремонт подпорной стены, расположенной между жилыми домами № 30 и 21 по ул.Борисевича в Ленинском районе г.Красноярска.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Красноярска было выявлено ненадлежащее состояние подпорной стены, расположенной между жилыми домами № 30 и 21 по ул.Борисевича в г.Красноярске. В соответствии с техническим паспортом от 20.11.2019 в подпорной стене выявлены дефекты: крен подпорной стены до 50 мм, массовые разрушения отделочного слоя, отсутствие системы дренажа, системы поверхностного водоотведения со стороны склона и гидроизоляции. Средства на выполнение проектно-изыскательских работ и работ по ремонту подпорной стены, не предусмотрены. Указанная подпорная стена находится вблизи жилых домов и автомобильной дороги, аварийное состояние данных подпорных стен угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель МКУ г.Красноярска «УДИБ» Решетникова Е.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Устанавливая срок финансирования ремонтных работ в нарушение порядка, установленного Бюджетным кодексом при формировании расходных обязательств муниципального образования, суд вмешивается в экономическую деятельность органа местного самоуправления, что нарушает его самостоятельность в решении вопросов местного значения. В случае удовлетворения требований просит определить разумный срок для исполнения решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Авласевич И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определив возможность в силу ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно извещенных о дате и месте судебного разбирательства, выслушав административного ответчика представителя МКУ г.Красноярска «УДИБ» Решетникову Е.С., представителя департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска Валуеву Е.П., поддержавших апелляционную жалобу, представителя административного истца – Смирнову Я.Е., возражавшую против апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда по правилам ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как указано в ст. 299 ГК РФ, п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с п. 1,2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает с момента передачи имущества, на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросом местного значения является осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.

Пунктом 2.5. распоряжения администрации г. Красноярска №84-р от 01.07.2011 года «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска» на Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска возложена задача по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1.2, п.1.10 Устава Муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» учреждение создано для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г.Красноярска. Деятельность Учреждения координируется Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска. Главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на деятельность Учреждения, является департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (п.5.1 Устава).

Как следует из материалов дела, распоряжением заместителя главы города – руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений от 30.10.2018 №4963-недв подпорная стена, расположенная между жилыми домами № 30 и 21 по ул.Борисевича в Ленинском районе г.Красноярска, закреплена на праве оперативного управления за МКУ г.Красноярска «УДИБ».

ООО ПКФ «Поларис» 20.11.2019 выполнена паспортизация подпорной стены ул. Борисевича, дома № 30 и 21 в г. Красноярске. По результатам обследования выявлены дефекты и повреждения V категории - аварийные.

В соответствии с техническим паспортом выявлены следующие дефекты подпорной стены: крен подпорной стены до 50 мм, массовые разрушения отделочного слоя, отсутствует системы дренажа, системы поверхностного водоотведения со стороны склона, гидроизоляция.

Из ответа МКУ г. Красноярска «УДИБ» в адрес прокуратуры Ленинского района г.Красноярска от 20.09.2021 следует, что выполнены работы по ремонту подпорной стены между жилыми домами по ул.Борисевича д.30 и 22 в г.Красноярске в рамках муниципального контракта № Ф.2019.251531 от 20.05.2019, № Ф.2016.222517 от 25.08.2016. Сведения о выполнении проектно-изыскательских работ, запланированных работ по ремонту подпорной стены по ул. Борисевича, 21 в 2022 году не представлены.

Из муниципального контракта №Ф.2020.0337 от 04.06.2020, заключенного МКУ г.Красноярска «УДИБ» и МП «ДРСП Ленинского района» следует, что предметом данного контракта явилось выполнение работ по содержанию инженерных сооружений, в том числе подпорной стены между жилыми домами № 30 и 21 по ул.Борисевича в г. Красноярске в срок до 20.12.2020.

Согласно плану-заданию от 04.06.2020 в отношении указанной подпорной стены подлежали выполнению работы по отбивке штукатурки, разборке железобетонных конструкций отбойными молотками, укладке блоков ФБС, погрузки мусора строительного, перевозки грузов автомобилями, утилизации отходов по талонам в срок до 11.06.2020.

23.12.2020 МКУ г.Красноярска «УДИБ» и ООО «КрасСтройКонтроль» заключен муниципальный контракт №Ф.2021.2425 по осуществлению технического осмотра и мониторинга технического состояния инженерных сооружений в г. Красноярске в срок до 25.12.2021, в том числе в отношении подпорной стены между жилыми домами № 30 и 21 по ул.Борисевича в г.Красноярске.

В соответствии с техническим отчетом №35 «Об осмотре технического состояния инженерных сооружений в г.Красноярске в 2021 году», выполненным ООО «КрасСтройКонтроль» на основании муниципального контракта №Ф.2021.2425, заключенного с МКУ «УДИБ» техническое сооружение – подпорная стена, расположенная между жилыми домами по ул.Борисевича, № 30 и 21 в Ленинском районе г.Красноярска, имеет следующие дефекты: разрушение верхней стяжки блоков. По заключению инженера-геодезиста Симатова А.В. следует, что данное сооружение находится в работоспособном состоянии, относится к 2 категории аварийности, вертикальные отклонения не выходят за пределы требований ОДМ 218.3.008-2011 «Рекомендаций по мониторингу и обследованию подпорных стен и удерживающих сооружений на оползневых участках автомобильных дорог». Рекомендовано восстановление верхней стяжки.

17.02.2021 МКУ г.Красноярска «УДИБ» и МП «ДРСП Ленинского района» заключен муниципальный контракт №Ф.2021.0006 на выполнение работ по содержанию инженерных сооружений в г.Красноярске, установленных в срок до 25.12.2021, в перечень которых входят услуги в отношении подпорной стены, расположенной между жилыми домами по ул.Борисевича, № 30 и 21 в Ленинском районе г.Красноярска, в рамках которого согласно письменным возражениям департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска на данной подпорной стене проведены противоаварийные мероприятия – демонтаж аварийного облицовочного слоя.

Из представленных фотографий следует, что отделочный слой подпорной стены разрушен, видна арматура, подпорная стена расположена вблизи жилых домов.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 84 КАС РФ, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска, поскольку меры для устранения аварийного состояния подпорной стены в достаточной степени не ответчиками приняты, а представленные доказательства по уменьшению крена подпорной стены с достоверностью не свидетельствуют об устранении дефектов в полном объеме и отсутствии аварийности при ее эксплуатации и угрозы жизни и здоровью граждан.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку предпринятые ответчиками меры по заключению муниципальных контрактов №Ф.2020.0337 от 04.06.2020, №Ф.2021.0006 от 17.02.2021 на выполнение работ по содержанию инженерных сооружений в г. Красноярске в 2020 и в 2021 годах по проведению комплекса инженерно-геодезических работ и работ по демонтажу аварийного облицовочного слоя являются не достаточными, факт устранения дефектов в полном объеме не подтверждают, акты выполненных работ, а также сведения об их перечне, в судебное заседание не представлены. При этом техническое состояние подпорной стены согласно заключению инженера-геодезиста относится ко 2 категории аварийности.

Постановлением Госстроя России № 153 от 21.08.2003 «СП 13-102-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» определено понятие исправное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Указанные положения во взаимной взаимосвязи с техническим состоянием спорной стены свидетельствуют об обоснованности требований административного искового заявления.

Таким образом, с момента передачи подпорной стены МКУ «УДИБ» на праве оперативного управления у последнего возникла обязанность по ее надлежащему содержанию и эксплуатации, однако выполненные предпринятые ответчиком ремонтные работы подпорной стены не свидетельствуют об устранении нарушения требований законодательства и отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих на территории данного участка.

Кроме того, не представлено доказательств того, что на эти цели со стороны департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска были выделены денежные средства МКУ г.Красноярска «УДИБ» на устранение всех дефектов, указанных в техническом паспорте от 20.11.2019. Причины, по которым на протяжении длительного времени департаментом городского хозяйства не закладывались расходы на капитальный ремонт подпорной стены, суду не представлены.

При этом пунктами 3.10.10 и 3.10.13 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 № 84-р, предусмотрены обязанности департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными Департаменту бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также координировать деятельность муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», чего в объеме, необходимом для устранения всех дефектов сделано не было, доказательств обратного не представлено.

Из представленных письменных возражений департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска следует, что департамент, являясь главным распорядителем бюджетных средств, доводит до МКУ г.Красноярска «УДИБ» финансирование для заключения муниципальных контрактов в отношении переданных объектов в оперативное управление, в рамках которых на данном объекте в октябре текущего года проведен комплекс инженерно-геодезических работ, а также противоаварийные мероприятия – демонтаж аварийного облицовочного слоя, что является недостаточным для устранения всех дефектов подпорной стены.

Муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ по ремонту подпорных стен, ответчиками не представлен.

При изложенных обстоятельствах, вывод суда об установлении конкретных сроков выделения денежных средств для выполнения работ по проведению ремонта подпорной стены между жилыми домами по ул.Борисевича, № 30 и 21 в г.Красноярске признается судебной коллегией обоснованным, тогда как доводы апелляционной жалобы о более длительном сроке, не могут быть приняты по причине наличия реальной угрозы обрушения подпорной стены, так как необходимые для предотвращения этого меры должны быть не долгосрочными (плановыми), а соразмерными установленным дефектам стены и возможным последствиям бездействия в этой связи. Более того, общий срок, установленный судом для выделения денежных средств на ремонт и сам ремонт подпорной стены, составляет 15 месяцев, что, по мнению судебной коллегии, с учетом вышеизложенных обстоятельств, является достаточным для проведения ремонтных работ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на административных ответчиков приведенных выше обязанностей, они подробно мотивированы, основаны на материалах дела. Нормы материального права применены в соответствии с возникшими спорными правоотношениями.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном вмешательстве административного истца в экономическую деятельность органа местного самоуправления являются несостоятельными, поскольку аварийное состояние подпорной стены угрожает безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В то же время Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска и МКУ г.Красноярска «УДИБ», обладая необходимыми полномочиями, не в полном объеме предпринимают меры по устранению всех дефектов подпорной стены, а также планируют ее ремонт спустя продолжительное время после обнаружения недостатков в рамках бюджетных средств, доведенных Департаменту в 2022-2023 годах, что следует из апелляционной жалобы ( л.д. 157).

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 17 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: