ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9895/18 от 16.07.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Вербицкая Т.А. Дело №33а-9895/2018

019а

г. Красноярск 16 июля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Войты И.В.,

судей: Жихарева Ю.А., Шавриной А.И.,

при секретаре: Шотт А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска, в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения,

по апелляционной жалобе представителя Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска – ФИО1,

на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 17 апреля 2018 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Красноярска, в интересах неопределенного круга лиц, к департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, Муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», выразившееся непринятии мер по установке светофоров типа Т7 на нерегулируемом пешеходном переходе по адресу: <адрес> вблизи МАОУ «Лицей №7» в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004.

Обязать департамент городского хозяйства администрации города Красноярска и Муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» установить светофоры типа Т7 на нерегулируемом пешеходном переходе по адресу: <адрес> вблизи МАОУ «Лицей №7» в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи Войты И.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд, в защиту интересов неопределенного круга лиц, с административным иском к Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог в границах г. Красноярска, незаконным, возложении обязанности на административных ответчиков в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения на участке улично-дорожной сети в районе МАОУ «Лицей №7» в соответствие с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 по адресу: <адрес> установить светофоры типа Т7 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в нарушение п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 по вышеуказанному адресу не установлены светофоры типа Т7 на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль детского учреждения. Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог в соответствии с утвержденным им реестром дорог, организует и координирует работу по ремонту и содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Красноярска. Ответственным за обеспечение ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения г. Красноярска является МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», которое формирует муниципальный заказ, подготавливает документацию для его размещения, заключает муниципальные контракты, контролирует целевое использование бюджетных средств. Неисполнение административными ответчиками требований законодательства о безопасности дорожного движения создает реальную угрозу нарушения законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска – ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, полагает, что требования прокурора являются вмешательством в экономическую деятельность органа местного самоуправления, нарушают его самостоятельность в решении вопросов местного значения.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Железнодорожного района г. Красноярска – Щелкунова О.М. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, и, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дне и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (л.д. 93, 94, 99, 100), приняв во внимание письменное заключение прокурора Воротынской О.О., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.

В силу ч. 1 ст. 37 названного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 7 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-6 к вопросам городского значения относится, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.п. 1.1, 1.4, 2.5 Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 N 84-р (далее по тексту – Положение о департаменте городского хозяйства), департамент городского хозяйства администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска; обладает правами юридического лица. Задачами департамента, в том числе является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Устава МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», утвержденного Распоряжением заместителя главы города от 02.07.2013 года (далее по тексту – Устав МКУ), на данное предприятие возложены функции организации выполнения работ по капитальному ремонту, содержанию дорог в г. Красноярске, в том числе осуществление деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Красноярска. Для осуществления этой деятельности МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» наделено полномочиями, в числе которых право выступать в роли муниципального заказчика, заключать муниципальные контракты от имени муниципального образования г. Красноярска (п. 2.2.1 Устава).

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка, по результатам которой установлено, что в нарушение требований п. 7.2.18 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на нерегулируемом пешеходном переходе по адресу: <адрес> вблизи МАОУ «Лицей №7» не установлен светофор типа Т7.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 17.10.2017 года, вынесенному в отношении МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе, отсутствия светофора типа Т7 на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных по дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений, в том числе, по адресу: <адрес> (п. 6 протокола), что является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования города Красноярска в силу Положения о департаменте городского хозяйства и Устава МКУ, должна быть возложена на Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска и МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».

Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенных проверок. Наличие указанных нарушений стороной административных ответчиков не оспаривалось.

При указанных обстоятельствах, установив нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, суд правомерно признал заявленные прокурором требования, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска не могут быть приняты во внимание, поскольку строятся на неверном толковании закона и не опровергают правильных по существу выводов суда о необходимости возложения обязанности по установке светофора типа Т7 на нерегулируемом пешеходном переходе по адресу: <адрес> вблизи МАОУ «Лицей №7».

Ссылка в жалобе на то, что Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, противоречит п.п. 1.1, 1.4, 2.5 Положения о Департаменте городского хозяйства, согласно которым Департамент является органом администрации г. Красноярска, обладает правами юридического лица, задачами которого являются, в том числе и организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд обоснованно возложил, в том числе на Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска обязанность установить светофоры типа Т7 на нерегулируемом пешеходном переходе по адресу: <адрес> вблизи МАОУ «Лицей №7» в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004.

Доводы жалобы о вмешательстве в экономическую деятельность органов местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку обязанность по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложена на административных ответчиков законом, а прокурор требует понуждения органа местного самоуправления к устранению допущенных нарушений закона.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших верную оценку.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 17 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска – ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: