ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9924/18 от 19.09.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-9924/2018

Судья Карташова О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 19 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Копылова-Прилипко Д.А., Никитиной Т.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Отделения МВД РФ по Гайнскому району Пермского края на решение Гайнского районного суда Пермского края от 04 июля 2018 г., которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Гайнского района в интересах Российской Федерации к ОМВД России по Гайнскому району, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОМВД России по Гайнскому району, выразившееся в неисполнении персональных обращений военного комиссариата Гайнского района об установлении местонахождении граждан, которым не удалось вручить повестки на мероприятия по призыву на военную службу с октября по декабрь 2017 года.

Обязать ОМВД России по Гайнскому району в лице начальника ОМВД России по Гайнскому району взаимодействовать с военным комиссариатом Гайнского района при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании соответствующих письменных обращений отдела военного комиссариата Гайнского района, осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности в военный комиссариат Гайнского района».

Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А., пояснения прокурора Кузнецовой С.М., изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Гайнского района Пермского края (далее по тексту – Прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделению МВД РФ по Гайнскому району Пермского края (далее по тексту – Отделение МВД), уточнив требования /л.д.53-59/, просит признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении персональных обращений Военного комиссариата Гайнского района (далее по тексу РВК) об установлении местонахождении граждан, которым не удалось вручить повестки на мероприятия по призыву на военную службу с октября по декабрь 2017 года. Просит возложить на Отделение МВД в лице начальника обязанность взаимодействовать с РВК при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании соответствующих письменных обращений РВК, осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности в РВК.

В обоснование требований указано, что в результате проведённой прокуратурой проверки соблюдения РВК законодательства о воинской обязанности установлено, что в рамках осеннего призыва на военную службу 2018 г. в период с 18.10.2017 г, по 24.11.2017 г. РВК в адрес Отделения МВД направлено 13 обращений в отношении граждан, состоящих на воинском учёте в целях проведения розыскных мероприятий. На момент проверки по 11 обращениям мер к розыску и доставлению призывников в РВК, не принято. В этой связи 17.01.2018 г. в адрес начальника Отделения МВД внесено представление об устранении нарушений закона. Ответы на указанные обращения поступили в РВК только 15.02.2018 г. – по окончании призыва. Проведённый анализ материалов накопительных делах по розыску показал, что сотрудники Отделения МВД не в полной мере используют имеющиеся полномочия по установлению местонахождения граждан. Указанные нарушения ведут к ухудшению качества проводимой работы и безнаказанности лиц, уклоняющихся от прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Судом постановлено указанное выше решение, несогласие с которым в апелляционной жалобе выражает Отделение МВД РФ по Гайнскому району Пермского края, указывает, что в полномочия органов полиции не входит обязанность по вручению повесток граждан, подлежащим призыву на военную службу и по обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. По существу, указанные мероприятия, являются розыском таких лиц и проведение этих мероприятий вне рамок возбуждённого уголовного дела, либо дела об административном правонарушении связано с прямым нарушением норм УПК РФ и КоАП РФ, нарушением конституционных прав граждан. Соответствующие полномочия, содержащиеся в Федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» противоречат положениям Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», который с учётом правовой позиции Конституционного Суда РФ, подлежит применению, как специальный закон, принятый позднее. Подзаконные акты противоречить федеральному законодательству не должны.

В судебном заседании Прокурор против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, привела доводы представленных прокуратурой Гайнского района Пермского письменных возражений.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о его времени и месте извещены, каких-либо ходатайств не заявляли.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований к его отмене не находит в силу следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках осеннего призыва 2017 г. на военную службу, РВК в адрес начальника Отделения МВД направлены 13 персональных обращений об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в РВК на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и обеспечении их прибытия на указанные мероприятия.

В связи с обращением РВК по факту ненадлежащего исполнения данных обращений, прокуратурой Гайнского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в ходе которой (проверки) установлено, что Отделением МВД в период осенней призывной кампании 2017 г. без уважительных причин не установлено местонахождение 13 граждан, уклоняющихся от получения повестки для прохождения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

По результатам проверки в адрес начальника Отделения МВД 17.01.2018 г. прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе.

В ответе от 14.02.2018 г. на представление прокурора начальник Отделения МВД указал, что со стороны должностных лиц данного органа формально усматриваются признаки ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, которые вместе с тем, являются малозначительными. При этом, также указано, что в обязанность сотрудников полиции не входят полномочия по осуществлению розыска лиц, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Суд первой инстанции, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора о признании незаконным бездействия Отделения МВД, выразившегося в неисполнении персональных обращений РВК об установлении местонахождении граждан, которым не удалось вручить повестки на мероприятия по призыву на военную службу с октября по декабрь 2017 года.

Суд исходил из того, что данные обязанности в силу требований закона входят в полномочия сотрудников полиции. Ответы на 11 обращений РВК (из 13-ти) поступили только 15.02.2018 г. – по окончании осеннего призыва 2018 г. на военную службу.

Возлагая на Отделение МВД (в лице начальника) обязанность взаимодействовать с РВК в указанной сфере, суд исходил их того, что план организации взаимодействия РВК и Отделения МВД на 2018 г. не содержит мероприятий, направленных на установление местонахождения граждан, которым не удалось вручить повестки на мероприятия по призыву на военную службу.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.

Основания, по которым суд пришёл к указанному выводу, подробно изложены в решении суда. Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьёй 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Отделения МВД обязанности по проведению работы в рамках исполнения персональных обращений РВК, являются несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее по тексту – Закон № 3-ФЗ правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Основные направления деятельности полиции установлены в статье 2 Закона № 3-ФЗ, в которой среди прочих указано осуществление розыска лиц (подпункт 4 пункта 1).

Подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», изданного в соответствии со статьей 4 Закона № 3-ФЗ, установлено, что на подразделения, организации и службы полиции возлагается розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту – Закон № 53-ФЗ) предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

Согласно пункту 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 31 Закона № 53-ФЗ, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 31 Закона № 53-ФЗ, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной совместным Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10.09.2007 (далее по тексту – Инструкция).

Подпунктом «ж» пункта 4 Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.

В силу пункта 5 Инструкции на начальников отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возложена обязанность принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия (подпункт "а"), а также направлять в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате (подпункт "б").

Судебная коллегия, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходит из того, что изменения в Закон № 53-ФЗ в связи с принятием Закона № 3-ФЗ не внесены. Приказ Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10.09.2007, которым утверждена Инструкция, не отменен.

В этой связи должностные лица Отделения МВД обязаны выполнять требования абзаца 2 части 2 статьи 31 Закона № 53-ФЗ и обязаны соблюдать порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, определенный Инструкцией.

Кроме того, согласно статье 55 Закона № 3-ФЗ, предусматривающей перечень утративших силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с вступлением в силу указанного закона, Инструкция, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10.09.2007, в указанный перечень не включена, соответственно её действие распространяется на рассматриваемые правоотношения.

Судебная коллегия отмечает, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом, но и другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Доводы жалобы относительно правовой позиции Конституционного Суда РФ по мотиву коллизии норм права не является основанием для отказа прокурору в удовлетворении иска, поскольку Закон № 53-ФЗ и Закон № 3-ФЗ являются законодательными актами федерального уровня. При этом указанные федеральные законы не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, из чего ошибочно исходит автор жалобы. Положения Закона № 53-ФЗ и приведенные выше нормативно-правовые акты регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям части 1 статьи 3 Закона № 3-ФЗ.

Несогласие Отделения МВД с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Гайнского районного суда Пермского края от 04 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения МВД РФ по Гайнскому району Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: